rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Экономика

Правительство поддержит отечественного производителя

mejd-in-kyrgyzstan

Правительство Кыргызстана намерено провести кампанию «100 дней поддержки отечественного производства». Об этом рассказал премьер-министр КР Мухаммедкалый Абылгазиев.

В рамках данной кампании, т.е. в течение ста дней, планируется внедрить ряд инициатив по поддержке отечественных товаропроизводителей, которых кабмин призвал вносить свои предложения по данному направлению.

Неофициальный старт кампании дал президент республики Сооронбай Жээнбеков, который во время рабочей поездки по Сокулукскому району посетил, расположенную там обувную фабрику, где купил себе пару туфель.

По мнению экспертов, сама по себе инициатива поддержать местных товаропроизводителей актуальна, однако, ее воплощение в реальность требует гораздо больше времени и системного подхода. Такого мнения в частности придерживается профессор, д.э.н, экс-министр экономики КР Арзыбек Кожошев.

- Эта идея не новая, она возникла еще два-три года назад. Но для ее реализации требуется системная работа. Правительство должно создать систему поддержки наших производителей, в плане кредитования, субсидирования, налогообложения, продвижения, чтобы местные товары стали, прежде всего, конкурентоспособными. Сейчас наша продукция практически не может конкурировать с импортной, и это одна из основных проблем местных предприятий, - рассказал экономист в интервью «Регион.kg».

По его словам, будучи членом ВТО и ЕАЭС, Кыргызстан открыл свой рынок для зарубежных товаров, которые в итоге заполонили прилавки. А местные производители не в состоянии на равных конкурировать с ни в условиях мелкотоврности производства, чем отличается республика.

- В этой связи нам остается только одно – повышать качество продукции, делать акцент на экологичность наших товаров, и со временем укрупнять производства, например, через кооперацию, - добавил эксперт.

Говоря о поддержке отечественных производителей на уровне потребителя, Арзыбек Кожошев подчеркнул, что здесь также немаловажную роль должно играть правительство, например, создать механизмы, которые стимулировали бы ритейлеров выставлять отечественную продукцию «в самом выгодном свете».

- Необходимо в супермаркетах выставлять продукцию таким образом, чтобы местные товары располагались на самых заметных полках, где сейчас, как правило, стоят импортные товары. Даже в том, что касается алкогольной продукции. Наша продукция стоит на самых незаметных полках, а правительству необходимо создать стимул, чтобы нашим компании могли выставляться на самых выгодных полках, чтобы ее было сразу видно. К тому же нужна информационная кампания, чтобы население понимало, что поддерживая отечественных производителей, мы поддерживаем нашу экономику в целом, потому что это дополнительные налоги и сборы, которые помогут решать какие-то социальные вопросы в стране, - считает экс-министр экономики.

Однако, для того, чтобы местные производства начали ощущать реальную поддержку, по словам Арзыбека Кожошева, ста дней не достаточно.

Продолжая тему, политолог Эдил Осмонбетов отметил, что такой прием, как кампании по поддержке отечественного производства, используются во всем мире уже очень давно. По мнению эксперта, для Кыргызстана сейчас настал самый подходящий момент провести такую «стодневку».

- Это очень правильное решение, учитывая, что в ближайшее время будут подниматься серьезные вопросы в плане экономического развития. А это поможет предпринимателям, которые только начинают свой бизнес, укрепиться на рынке, а следовательно это повлечет повышение налоговых поступлений в казну, что в свою очередь будет способствовать поддержанию социальной сферы – от зарплат бюджетников и льготных выплат до реализации социальных проектов, - подчеркнул в интервью «Регион. kg» Эдил Осмонбетов.

По его словам, во многих странах, например, в Узбекистане и Беларуси, поддержка отечественного производства осуществляется очень жестко. Там у граждан практически нет выбора – покупать или не покупать товары местного производства.

- Что касается нашей страны, то у нас этот процесс идет более мягко, но мы прекрасно понимаем, что он необходим. Импортозамещение – это важный инструмент защиты собственного рынка, что в свою очередь будет способствовать созданию рабочих мест и снижению уровня миграции, и самое главное, это позволит нам сформировать, чего нам сейчас не хватает, средний класс рабочих и предпринимателей, который должен сохранять политическую стабильность в стране, - уверен эксперт.

Однако, для того, чтобы производство в Кыргызстане начало развиваться, необходимы конкретные шаги.

- Президент купил обувь местного производства. Премьер говорит, что носит одежду кыргызского производства. Реклама – это конечно, хорошо, но помимо этого предпринимателям нужно дать какие-то преференции, создать им какие-то специальные условия, чтобы продукция стала конкурентоспособной, и население покупало бы их товары. А сейчас зачастую наши производители не выдерживают конкуренции с зарубежными производителями, в том числе в плане цены, - добавил собеседник редакции.

«Проигрывают» местные производители и в плане представленности отечественной продукции в торговых центрах. Если продукты питания еще более или менее доступны местному покупателю, то вот с другими категориями товаров дела обстоят намного хуже. Купить, например, одежду или обувь «Made in Kirgizstan» в том же Бишкеке, не так просто, потому что ее для начала надо найти.

- Если у покупателя есть желание купить товары местного производства, что, чтобы его осуществить, ему придется побегать, недостаточно захотеть купить, нужно знать, где это продается, а кому это надо, если можно зайти в любой торговый центр или на рынок и приобрести аналогичную импортную продукцию. И это тоже является серьезной недоработкой, - подчеркнул Эдил Осмонбетов.

Подводя итог, он отметил, что запуская подобную кампанию, правительству необходимо учесть все эти нюансы, и заявляя о намерении поддержать отечественных производителей, наладить, прежде всего, контакт между ними и местным потребителем. А начать можно с организации торговых точек для местной продукции, благо для этого у государства есть реальные рычаги и возможности.

Наталья Лобанова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir