rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Экономика

На Кыргызстан надвигается бензиновый коллапс?

toplivo

Нефтетрейдеры пытаются достучаться до правительства – халатность кабинета министров может сильно ударить по карману автомобилистов Кыргызстана

Власти Кыргызстана уже несколько лет пытаются нормализовать положение с импортом нефти и нефтепродуктов. Однако цены на ГСМ медленно, но стабильно ползут вверх. Несмотря на тот факт, что республика практически договорилась с Казахстаном о поставках автомобильного топлива, основным его импортером в КР по-прежнему остается Россия. Последняя в рамках помощи своим партнерам по ЕАЭС осенью прошлого года согласилась на беспошлинные поставки нефти и нефтепродуктов.

Стоит напомнить, что, когда в 2010 году Россия ввела полную пошлину на импорт ГСМ, рынок топлива Кыргызстана ощутил серьезную встряску.

Существующие в КР нефтеперерабатывающие заводы не обеспечивают страну бензином и дизтопливом, потому что не способны переработать всю беспошлинную нефть, которую им систематически «выбивает» государство. А все потому, что согласно договоренностям, Кыргызстану запрещено реэкспортировать нефть и нефтепродукты в Таджикистан и Афганистан. Однако именно на него, а не на внутренний рынок, работают наши нефтезаводы.

Утвержденные в сентябре 2017 году изменения по двустороннему соглашению о сотрудничестве в этой сфере обязуют Россию наращивать поставки нефти и поставлять нефтепродукты в тех сегментах, в которых Бишкек не в состоянии обеспечить себя в полной мере. А вот поставки сверх этой нормы по подписанному соглашению облагаются налогами.

Но несмотря на тот факт, что Кыргызстан сильно заинтересован в поставках топлива, индикативный баланс, который обеспечивает беспошлинный импорт ГСМ в нашу республику, до сих пор не подписан. И это при том, что срок его утверждения между правительством КР и Россией оговорен еще 1 октября 2018 года.

Отечественные нефтетрейдеры бьют тревогу. Если КР не успеет это сделать до 20 декабря текущего года, стоимость топлива в республике взлетит в среднем на 2,5 - 3 сома за литр.

- Согласно Соглашению индикативный баланс на очередной год должен быть подписан компетентными органами сторон еще два месяца назад. На сегодняшний день работа по индикативному балансу на 2019 год остается незавершенной. Возникают риски прекращения беспошлинных поставок нефтепродуктов из РФ с 1 января 2019 года. При таком раскладе поставки нефтепродуктов в Кыргызстан будут облагаться экспортной пошлиной, которая на декабрь 2018 года составляла 40,5 долларов за тонну, что неминуемо приведет к росту розничных цен на ГСМ в республике, - рассказал в беседе с «Регион.kg» источник в Ассоциации нефтетрейдеров.

По его словам, Ассоциация неоднократно обращалась в Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования и правительство КР с просьбой о своевременной проработке и подписании индикативного баланса на следующий год.

- В начале сентября 2018 года наша Ассоциация направила предложения к балансу на 2019 год со следующими прогнозными показателями: бензин – 485 тысяч тонн, дизтопливо – 580 тысяч тонн, авиатопливо – 130 тысяч тонн. Согласно имеющейся информации, в ходе переговоров российская сторона не согласилась на увеличение объемов беспошлинных поставок и предложила подписать баланс на следующий год на уровне текущего года: бензин – 460 тысяч тонн, дизтопливо – 485 тысяч тонн, авиатопливо – 100 тысяч тонн, нефть – 50 тысяч тонн. Это сделано с внесением последующих корректировок в баланс в течение 2019 года с учетом фактических темпов импорта и потребления нефтепродуктов. До этого времени беспошлинные поставки нефтепродуктов из России осуществлялись в свободном режиме без каких-либо ограничений и в среднем составляли более одного миллиона тонн ежегодно с 2012 по 2016 годы. Поэтому мы надеемся, что ответственные органы и правительство КР предпримут меры для скорейшего подписания индикативного баланса на 2019 год и создадут условия для стабильного и надежного обеспечения республики нефтепродуктами на беспошлинной основе, - добавили в Ассоциации нефтетрейдеров.

Однако, несмотря на тот факт, что правительство в лице вице-премьер-министра КР дало ГКПЭН указание в скорейшие сроки решить этот важный для республики вопрос, точных сроков отправки кыргызстанских чиновников в Москву по-прежнему нет.

По сообщению Госпромэнерго, 22 ноября 2018 года они информировали Минэнерго РФ о готовности к подписанию индикативного баланса на поставку беспошлинной нефти на 2019 года по объемам, соответствующим текущему балансу.

- Российская сторона уже рассматривает предложение по предоставлению нам объема светлых нефтепродуктов на уровне прошлого года с последующей их корректировкой в случае увеличения недостающих тонн ГСМ, - пояснили в ведомстве.

На фоне бездействия властей в сфере регулирования поставок из России усугубляет ситуацию с ГСМ рост контрабанды нефтепродуктов в республике.

Согласно открытому обращению к главе КР ряда компаний, в Кыргызстане уже несколько месяцев наблюдается сложная обстановка с нефтепродуктами.

- В условиях дефицита ГСМ — бензиновой группы — в Кыргызстан пошел большой поток контрабандного топлива через приграничные территории в районе Таласа. Объем контрабанды большой — оценочно до 30 процентов потребления бензина в республике, что существенно влияет на снижение платежей по налогам в бюджет страны. В связи с контрабандными поставками нефтетрейдеры Кыргызстана вынуждены снизить объемы закупа бензина из Российской Федерации и держат минимальные остатки на складах хранения топлива. При этом, если правительство Кыргызстана не подпишет соглашение с Казахстаном, в нашей стране может возникнуть бензиновый коллапс, - предупреждают нефтетрейдеры.

Пока власти только пытаются решить назревшую проблему, но вопрос в том, когда им это удастся сделать. Между тем, эксперты предостерегают, что резкий рост цен на топливо может стать толчком к социальному напряжению и взрыву в стране. И недавние мировые новости – тому пример.

Для справки: Во Франции решение властей незначительно повысить цены на бензин обернулось настоящей войной десятков тысяч граждан с полицией. По данным на утро 2 декабря, три человека погибли, пострадали 133, в том числе 23 полицейских. За участие в беспорядках задержали более 680 человек. По состоянию на 26 ноября, литр бензина во Франции в пересчете на доллар в среднем стоил 1,65 доллара за литр. Об этом сообщают СМИ РФ.

Анастасия Борисова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir