rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Интеграция

С чем Владимир Путин едет к Шавкату Мирзиёеву?

prezidents

Президент России Владимир Путин посетит с государственным визитом Республику Узбекистан.

За последние несколько лет Москва и Ташкент значительно интенсифицировали сотрудничество и договорились о строительстве атомной электростанции в республике. Подробнее о том, что главы государств планируют обсудить во время встречи, в каких сферах сотрудничество России и Узбекистана наиболее эффективно и может ли Ташкент создать зону свободной торговли с ЕАЭС, в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал главный научный сотрудник Института стратегических и международных исследований при Президенте Республики Узбекистан Алексей Кустов.

- Господин Кустов, в ближайшие дни ожидается визит президента России Владимира Путина в Ташкент. Какие вопросы будут затронуты в ходе встречи президентов Владимира Путина и Шавката Мирзиёева? О чем собираются договориться лидеры двух стран?

- В рамках официального визита президента России Владимира Путина в Узбекистан запланированы масштабные по своему значению мероприятия. В частности, состоится первый российско-узбекский форум межрегионального сотрудничества, в котором примут участие руководители 18 регионов в России и более 500 российских предпринимателей.

Данное мероприятие запустит механизм использования незадействованных до настоящего момента ресурсов регионов двух стран для многопланового взаимодействия. Для таких оптимистичных оценок имеются вполне конкретные основания. Так, с начала 2017 г. Узбекистан наладил взаимодействие с 70 российскими регионами, республику посетили 24 бизнес-миссии из 30 субъектов РФ, в которых приняли участие представители свыше 200 российских компаний.

Также состоится первый совместный образовательный форум. В его работе примут участие ректоры более 60 ведущих российских высших учебных заведений. В рамках предстоящего, как уже оценивают эксперты, исторического визита, также ожидается подписание 18 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров. В ходе данного визита главами двух государств также будет задан старт строительству «Росатомом» АЭС в Узбекистане. Для подготовки кадров в атомной сфере в Узбекистане будет открыт филиал Московского инженерно-физического института.

- Как вы оцениваете текущий уровень российско-узбекских отношений? В каких отраслях экономики идет активное сотрудничество? Каков товарооборот?

- За прошедшие два года достигнут качественно новый этап в развитии узбекско-российских отношений, интенсивность которых из года в год только неуклонно повышается.Наращивание многопланового взаимодействия с Российской Федерацией было и остается одним из стратегических направлений внешней политики Узбекистана. При выстраивании отношений с Россией наша страна всегда исходила из того, что Российская Федерация была и будет для Узбекистана важным стратегическим партнером и союзником. Узбекистан имеет твердое намерение не только всемерно содействовать скорейшей трансформации уже существующих на бумаге договоренностей в практические и взаимовыгодные проекты, но и активно расширять сотрудничество в перспективных направлениях.

Фундамент всего комплекса взаимодействия Узбекистана с Россией составляет взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество. Предпринятые обеими странами шаги по углублению кооперации способствовали приданию новой динамики торговым отношениям Узбекистана и России. В частности, в 2017 г. двусторонний товарооборот увеличился почти на 20%, достигнув $5 млрд, при этом общий объем российских инвестиций превысил $8,5 млрд. Таким образом, Россия подтверждает статус ключевого торгово-экономического партнера Узбекистана, на ее долю сегодня приходится свыше 25% объема внешней торговли республики.

За прошедшие два года значительно углубились торговые отношения и расширились кооперационные цепочки на региональном уровне.

В отраслевом разрезе удалось создать успешно функционирующий «зеленый коридор» для экспорта плодовоовощной продукции из Узбекистана в Россию, запустить механизм производства композиционных материалов, металлообрабатывающей продукции, кооперации предприятий автомобильной промышленности и многое другое.

Характеризуя сложившийся уровень узбекско-российского экономического взаимодействия, следует особо подчеркнуть, что Узбекистан и Россия в равнозначной степени заинтересованы в развитии двусторонних торгово-экономических связей. Так, для нашей страны Россия является важным и самым крупным рынком на пространстве СНГ, для РФ же Узбекистан с населением более 33 млн чел. – это фактически половина рынка всего центральноазиатского региона.

Принимая во внимание данный фактор, становится очевидным, что развитие торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами – это обоюдовыгодный и долгосрочный тренд.

- Как в Узбекистане оценивают перспективы сотрудничества с Евразийским экономическим союзом? На ваш взгляд, могут ли Узбекистан и ЕАЭС создать зону свободной торговли?

- В 2013 г. Республика Узбекистан присоединилась к Договору о зоне свободной торговли между государствами-участниками СНГ. В настоящее время данный документ ратифицирован Россией, Беларусью, Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном, то есть всеми членами ЕАЭС. Действующий в рамках СНГ Договор о зоне свободной торговли отвечает современным требованиям и уровню торгово-экономических отношений, учитывает общепринятые нормы и правила ГАТТ/ВТО. Это на практике способствует дальнейшему росту взаимной торговли, что отвечает общим долгосрочным интересам.

Потенциал СНГ в сфере торгово-экономического сотрудничества далеко не реализован. Наблюдающаяся сегодня позитивная динамика торгово-экономического взаимодействия в рамках Содружества демонстрирует широкие возможности для дальнейшего расширения экспорта узбекской продукции на рынки стран-участниц СНГ.

Следовательно, вопросы взаимодействия Республики Узбекистан со странами ЕАЭС в настоящее время эффективно регулируются действующими международными документами как на двусторонней, так и на многосторонней основе в рамках СНГ.

- Как складываются отношения Ташкента со странами Центральной Азии? Каков товарооборот? Какие крупные проекты Ташкент хочет реализовать вместе со странами региона?

- Одной из важных задач внешней политики Республики Узбекистан является также создание вокруг нашей страны пояса безопасности, добрососедства и устойчивого развития. Именно поэтому первостепенным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана признан регион Центральной Азии, с которым связаны жизненно важные интересы нашего государства.

Сегодня отношения Узбекистана и государств центральноазиатского региона скреплены стратегическим партнерством. В результате предпринятых за последние годы конкретных политико-дипломатических шагов на центрально-азиатском направлении существенно продвинулось решение вопросов делимитации и демаркации государственных границ. Государства региона открыли друг другу не только границы, но и рынки.

По итогам 2017 г. товарооборот Узбекистана со странами региона достиг почти $3 млрд, увеличившись на 20%. В ближайшие годы объем взаимной торговли будет доведен до $5 млрд.

Только с января по август текущего года товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии вырос в среднем на 38%, а с отдельными центральноазиатскими государствами – на 52% (в целом $2,57 млрд, за аналогичный период 2017 г. – $1,77 млрд).

В регионе также наблюдаются подвижки в решении вопросов экологического и водно-энергетического характера. Ташкент проявил готовность рассмотрения возможности участия в проектах строительства Камбаратинской и Рогунской ГЭС.

Новую веху регионального сотрудничества ознаменовало собой принятие в июне резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе», которая была инициирована Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым в рамках участия на 72-й сессии ГА ООН в сентябре 2017 г.

Таким образом, обозначенные результаты сотрудничества, безусловно, укрепляют атмосферу взаимного доверия и уважения, наполняют конкретным содержанием тесное региональное сотрудничество, поддерживаемое народами стран Центральной Азии и полностью отвечающее их интересам.

С учетом того, что Центральноазиатские государства является органичной частью СНГ, такие позитивные тенденции в регионе отвечают долгосрочным интересам России.

Неслучайно, что РФ в числе других государств, поддержала инициированную Узбекистаном резолюцию Генассамблеи ООН по «Укреплению регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе».

Узбекистан активно осваивает новые инвестиционные рынки. По итогам визита президента Шавката Мирзиёева во Францию узбекские и французские компании подписали соглашение о реализации инвестиционных проектов на общую сумму в €5 млрд.

- Какие страны и регионы заинтересованы во вложениях в Центральную Азию и какие риски в этой сфере их сдерживают?

- Ключевой задачей внешней политики Узбекистана на современном этапе становится создание максимально благоприятных внешних условий для устойчивого развития экономики и полноценной интеграции в структуру мирохозяйственных отношений. «Экономизация» международного сотрудничества страны становится сегодня основной чертой проводимой внешней политики Узбекистана.

Важным результатом последовательного продвижения Узбекистаном внешнеполитического и внешнеэкономического курса стало кратное повышение инвестиционной привлекательности Республики.

В частности, с начала 2017 г. по настоящее время между Узбекистаном и зарубежными странами подписаны свыше 300 договоров, а также контракты и соглашения на сумму около $75 млрд.

Исходя из приоритетных направлений по выстраиванию отношений с зарубежными партнерами, Узбекистан заинтересован в продолжение курса по углублению и расширению взаимодействия с Россией, Европейским Союзом и его ведущими государствами-членами, Китаем и странами Азиатско-тихоокеанского региона, а также США.

В этой связи практический интерес для Узбекистана представляет привлечение опыта и потенциала ведущих зарубежных стран для реализации социально и экономически значимых проектов развития, повышения качества системы образования, промышленной и технологической модернизации экономики Узбекистана, ее структурной диверсификации.

- Недавно эксперт Агентства США по международному сотрудничеству (USAID) в области международного торгового права Йован Йекич был назначен на должность советника министра внешней торговли Узбекистана по вопросам вступления в ВТО. Как в Узбекистане оценивают перспективы вступления в ВТО? И проводит ли какую-то работу сегодня Ташкент для вступления в эту организацию?

- В настоящее время ВТО является ведущей международной организацией, в рамках которой обсуждаются и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли. Сфера деятельности ВТО охватывает около 94% общего объема товарных потоков.

Узбекистан подал заявку на вступление во Всемирную торговую организацию в 1994 г. На сегодняшний день наша страна участвует в работе организации в качестве государства-наблюдателя.

Необходимо отметить, что в принятой «Стратегии действий Узбекистана на 2017-2021 гг.» третий раздел посвящен «Приоритетным направлениям развития и либерализации экономики». Предпринимаемые Узбекистаном шаги в данном направлении во многом созвучны с основными положениями и принципами, принятыми во Всемирной торговой организации. В связи с этим была возобновлена работа по вступлению Узбекистана в организацию.

В этих условиях Узбекистан рассматривает вопрос о членстве в ВТО комплексно, сквозь призму достигнутых практических результатов проводимых в стране реформ и преобразований в рамках реализации «Стратегии действий Узбекистана на 2017-2021 гг.». При этом особый акцент уделяется вопросам повышения конкурентоспособности национальной экономики, совершенствованию и либерализации банковско-финансовой сферы, дальнейших структурных преобразований в области модернизации и диверсификации ведущих отраслей экономики нашей страны.

«Евразия Эксперт»



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir