rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Политика

Депутаты хотят взять под свой контроль ГКНБ

hjhjhj

Получит ли инициатива одобрение, покажет время. А пока спецслужбы усиливают свои позиции

Депутаты предлагают создать парламентский комитет, который будет контролировать работу спецслужб. С такой инициативой перед каникулами выступил представитель Жогорку Кенеша Исхак Масалиев. Его поддержали некоторые активисты гражданского сектора. Госкомитет национальной безопасности к инициативе законодателей отнесся отрицательно, отметив, что парламентский контроль будет играть скорее негативную роль, т.к. деятельность ведомства связана с секретными данными, а их раскрытие сможет подорвать работу нацбезопасности.

Между тем, 10 сентября текущего года на сайте ЖК КР появился новый законопроект, инициированный уже самим Госкомитетом национальной безопасности «Об органах национальной безопасности КР» за подписью президента КР.

Согласно справке-обоснованию к представленному законопроекту в качестве новшеств предлагается законодательно закрепить, что ОНБ являются специальными государственными органами и составной частью системы национальной безопасности Кыргызстана. В пределах предоставленных им полномочий они обеспечивают безопасность республики от внутренних и внешних угроз. Также документ содержит пункт – дополнить перечень ситуаций, когда сотрудники органов национальной безопасности имеют право применения не только специальных средств, огнестрельного оружия, но и мер физического воздействия, боевой техники и иных видов вооружения. Кроме того предлагается прописать механизмы устранения негативных факторов и повышения эффективности подбора кадров и их подготовки.

Однако, гражданские активисты сочли законопроект «сырым». Изучив проект закона, представители общественного объединения «Партнерская группа «Прецедент» отметили, что в отдельных положениях имеются несоответствия нормам законодательства КР и предложили его инициаторам доработать документ.

Как пояснила редакции «Регион.kg» юрист «Прецедента» Жибек Кенжебекова, эксперты насчитали около пяти весомых нарушений по предлагаемым статьям.

- Нами рекомендуется исключить полномочия Президента в пунктах 26 статьи «Ограничения, связанные с пребыванием сотрудника на службе». Привести в соответствие с основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, - пояснила Жибек Кенжебекова.

Также эксперты прописали привести в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами следующие НПА КР:

- Заменить слова «предварительное следствие» на «производство следствия», устранить противоречие пункта 19 статьи 22 законопроекта положениям Закона «О защите государственных секретов», уточнить пункт 25 части 1 статьи 22 законопроекта, а именно заменить слово «проводить» на «назначать». В части 4 статьи 44 законопроекта исключить слова «или клеветнической информации», а также указать конкретные деяния, за которые будут нести ответственность лица, оказывающие содействие органам национальной безопасности. Также нами предложено исключить следующее нормативное положение из статьи 49 законопроекта: «Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам национальной безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органами национальной безопасности в предмет прокурорского надзора не входят». И последнее - устранить нарушения правил подготовки, оформления законопроектов. Этот пункт касается мелких нарушений инструкции, но их мы насчитали 8 и статью 50 отделить от главы 7 законопроекта и изложить в виде заключительных положений законопроекта», - подчеркнула представитель общественного объединения.

Что касается депутатов, то на этапе общественных обсуждений, парламентариев, которые ознакомились с предложенным проектом закона, удивило наличие на нем подписи главы государства. Они практически в один голос заявили, что президент не в праве выступать инициатором закона, даже продвигая его от лица ГКНБ.

Между тем, предложение депутатов по введению парламентского контроля деятельности ГКНБ вероятнее всего не получит поддержки кабинета министров. Однако, как отметил Исхак Масалиев, мнение правительства в этом вопросе не будет играть решающей роли , и депутаты продолжат его обсуждение.

- Только нам решать, какие законы необходимы для Кыргызстана, - заявил Исхак Масалиев.

Очевидно, что инициатива контроля ГКНБ парламентом открыто и активно поддерживается представителями неправительственного сектора. И если, парламентарии ее утвердят, то спецслужбы будут обязаны: сообщать комитету об операциях, которые они проводят или планируют; предоставлять парламенту любую требуемую информацию или документы; докладывать комитету о неправомерных действиях со стороны спецслужб, и действиях, которые они предприняли или собираются предпринять.

При этом депутаты, которые войдут в комитет по одному от каждой парламентской фракции, смогут: получать доступ к докладам и отчетам спецслужб, вызывать их сотрудников для дачи пояснений и встречаться с главами ответственных ведомств, проводить плановые и внеплановые проверки, заходить в служебные помещения органов национальной безопасности. Парламентский комитет будет наделен полномочиями проверять соблюдение законов и документов, регулирующих деятельность спецслужб, пересматривать их внутреннюю политику, которая касается законности или адекватности их деятельности, расследовать работу органов безопасности, проверять их финансовую деятельность и анализировать эффективность трат.

По мнению ряда экспертов, с учетом количества инициируемых уголовных дел по коррупции в отношении парламентариев и чиновников, инициатива, выдвинутая Исхаком Масалиевым, является лишь поводом лоббирования интересов отдельных парламентариев, в том числе инструментом давления на неугодных оппонентов или строптивых чиновников.

Не исключают эксперты, что данная инициатива может быть и политическим заказом Запада, учитывая ретивость, с которой неправительственные организации, финансируемые США и Евросоюзом, взялись ее поддерживать.

Анастасия Борисова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir