rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Интеграция

Внешняя политика ЕАЭС: чьи интересы важнее?

DSC 0302

Вопросы установления внешнеполитических связей Евразийского экономического союза, как на уровне всего объединения, так и на национальных уровнях стран-участниц ЕАЭС, а также роль евразийской интеграции в формировании внешнеполитического курса каждой из стран «пятерки» в современных геополитических условиях обсудили в Бишкеке, в рамках круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Было отмечено, что формирование общего принципиального отношения к основным группам внешнеэкономических партнеров должно базироваться на единой внешнеполитической стратегии ЕАЭС, которая в свою очередь должна не только отражать единство политических принципов стран-участниц союза, но и отвечать интересам каждой из них.

- Несмотря на то, что ЕАЭС создан, как экономический союз, одной из его задач является общественно-политическая стабильность в странах-участницах через создание экономической стабильности. Так, очевидно, что для Кыргызстана, вопросы миграции, которые собственно и стали основной причиной, по которой республика вступила в ЕАЭС, прежде всего, являются политическими, т.е. их решение позволяет сохранять в стране общественно-политическую стабильность, и лишь во вторую очередь – экономическими. Однако не секрет, что политика не редко мешает экономическим отношениям государств внутри Евразийского экономического союза. Как это было, например, в 2017- м году в отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном, - отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.

Говоря о международной деятельности ЕАЭС, эксперт отметил значение достигнутых договоренностей о создании временных зон свободной торговли с Ираном и Вьетнамом, а также соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. Однако, говоря о перспективах сопряжения Евразийского экономического союза с китайским инфраструктурным проектом «Экономический пояс Шелкового пути», он обратил внимание на ряд проблемных вопросов.

- Сопряжение ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» подразумевает увеличение взаимовыгодного товарооборота и открытие границ. Однако, многие бизнесмены Кыргызстана на протяжении последних лет жалуются, что КНР наглухо закрывает свои границы. Скоро, видимо, будет легче слетать на Луну, чем получить визу в Китай. При этом граждане Китая без особых проблем приезжают в страны ЕАЭС. В таких условиях говорить о перспективах сопряжения двух глобальных проектов, на мой взгляд, преждевременно, - добавил эксперт.

В своем докладе эксперт в сфере госуправления Шерадил Бактыгулов, отметил, что сегодня перед ЕАЭС стоит серьезный вызов: сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными акторами Большой Евразии — Китаем и Европейским союзом. И если отношения ЕАЭС с ЕС осложняются конфликтом Евросоюза с Россией по украинскому вопросу и вряд ли, по разным оценкам, могут быть полностью урегулированы ранее 2025 года, то КНР занимает второе место среди внешнеторговых партнеров стран ЕАЭС.

- Совокупный товарооборот стран ЕАЭС с Китаем составляет 13,6 процента, пока он значительно уступает коллективному Евросоюзу, на долю которого приходится 48,9 процента, но доля Китая постоянно растет. В целом КНР – очевидный стратегический партнер ЕАЭС. Вместе с тем, сближение с КНР рассматривается как серьезный вызов для многих национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства стран ЕАЭС, однако пути для сближения есть уже сегодня. Бишкек, как и Астана, и Москва видит его в более широком формате ЕАЭС – ШОС – АСЕАН, а из ближайших шагов можно назвать, в частности, полезное для всех сторон сопряжение транспортных систем, - подчеркнул Шерадил Бактыгулов.

Дискуссию продолжил заслуженный юрист КР Кайрат Осмоналиев, который говорил о положении Кыргызстана в ЕАЭС. По совам эксперта, республика заняла весьма пассивную позицию и не только в рамках евразийской интеграции. Не проявляет активности страна и в вопросах использования перспектив от китайского проекта «Один пояс – один путь».

- Мы все время ждем, когда кто-то нам что-то предложит. Между тем Кыргызстан должен проявлять активность и лоббировать национальные интересы, - отметил Кайрат Осмоналиев.

По его словам основная причина пассивности кроется в отсутствие адекватной государственной концепции внешней политики.

- Документ, на основании которого осуществляется внешнеполитическая деятельность страны сегодня, был разработан еще в 2006 году и с тех пор в этот важный документ не вносились изменения, соответствующие общемировым политическим процессам, в которых Кыргызстан занимает свое определенное место. Т.е. сегодня он уже не отражает нынешней ситуации и не определяет внешнеполитический курс. Вина за это полностью лежит на Министерстве иностранных дел КР и его главе Эрлане Абдылдаеве, который за шесть лет своей работы не сделал ничего в этом направлении, - подчеркнул эксперт.

По его словам, не предпринимается внешнеполитическим ведомством никаких шагов и в сфере «экономической дипломатии», что крайне негативно отражается на торгово-экономических отношениях Кыргызстана с рядом стран, и, как следствие, на экономике республики.

О том, что кыргызстанские чиновники, ответственные за то или иное экономическое направление развития государства, на встречах и международных совещания, ведут себя, как «гости», не проявляя никакой инициативы, говорил и общественный деятель Жыпар Жекшеев. По его словам, уполномоченные чиновники «боятся подать голос».

- Кыргызстан пассивно ведет себя на арене Евразийского экономического союза, как и на любой другой международной площадке. Мы боимся выступать с предложениями, но это неправильная позиция. Иногда от мнения, высказанного нашей страной, может зависеть очень многое. В частности в том, что касается России. Сегодня Россия, являясь центром ряда объединений, например ОДКБ и ЕАЭС, фактически остается в одиночестве в ситуации блокирования ее экономических интересов. Почему бы нам ни выступить в поддержку своего стратегического партнера, учитывая, что в этой стране находятся около миллиона кыргызстанцев, что в свою очередь позволяет сохранить стабильность в общественно-политической и социально-экономической ситуации в Кыргызстане, - высказал свою позицию Жыпар Жэкшеев.

По словам депутата ЖК КР Евгении Строковой, парламентарии и чиновники от правительства и аппарата президента КР предпочитают отмалчиваться, потому что боятся потерять свои места в каких-то коррупционных схемах.

- Одним из примеров может служить создание единого рынка лекарств стран-участниц Евразийского экономического союза. Единый фармацевтический рынок хотели запустить еще в 2016 году, в итоге запуск начался лишь 2017 году, однако Кыргызстан и на сегодняшний день не готов к этому. А все потому, что отдельным лицам это невыгодно ломать отлаженную коррупционную схему. Мы создали удобную площадку для коррупционеров из других стран, которые договариваясь с нашими чиновниками, создают международные коррупционные схемы. Аналогичная ситуация наблюдается и во многих других сферах. В то время как добросовестный бизнес, да и государство, остаются ни с чем, отдельные лица зарабатывают на таких схемах состояния, - подчеркнула парламентарий.

В свою очередь эксперт Эдил Осмонбетов высказал мнение, что Евразийский экономический союз должен быть, прежде всего, экономически выгодным для всех его участников, т.е. в его рамках не должно быть протекционизма, тарифных и нетарифных барьеров, но должно быть понимание, что в объединение входят страны с разными уровнями готовности к интеграции. В этой связи эксперт считает недопустимым устраивать шоу из уничтожения продукции одной страны в другой.

- Раз мы находимся в ЕАЭС, то такие вещи, как уничтожение полутора тонн сыра из Кыргызстана, которое показали все СМИ в Казахстане, не должны происходить. Если товар и не соответствует каким-то нормам, можно его тихо вернуть и указать на недочеты, но не надо делать из этого шоу, раз мы члены одного союза. Это серьезный минус для объединения, - подчеркнул Эдил Осмонбетов.

При этом он добавил, что сегодня экономики в ЕАЭС намного меньше, чем политики и бюрократии. В качестве примера эксперт привел ситуацию, когда Казахстан закрыл границы для товаров из Кыргызстана, и открыл ее лишь после политических переговоров с новым президентом КР. Недочетом в рамках ЕАЭС, по мнению Эдила Осмонбетова, является то, что сохраняется необходимость заполнять миграционные документы при пересечении границ внутри союза.

- Я считаю, что такие вещи должны быть упразднены. Граждане стран ЕАЭС должны свободно перемещаться в рамках союза, если они не контрабандисты и не преступники. Потому что такие моменты накладывают негативный отпечаток на весь союз, учитывая, что они противоречат договоренностям о ЕАЭС, - добавил эксперт.

Серьезным фактором, вызывающим вопросы у участников ЕАЭС, по словам Эдила Осмонбетова, являются российско-узбекские отношения. Не являясь членом Евразийского экономического союза, Узбекистан получил те же преференции для мигрантов, в сфере торговли и других направлениях, что и партнеры России по евразийской интеграции.

Наталья Лобанова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir