Межправсовет ЕАЭС глазами экспертов: Евразийской комиссии нужны контрольные полномочия
rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Интеграция

Межправсовет ЕАЭС глазами экспертов: Евразийской комиссии нужны контрольные полномочия

medvedevmejpravsovet.jpg

27 июля в Санкт-Петербурге прошло заседание Евразийского межправительственного совета с участием глав правительств стран ЕАЭС. Впервые в нем принял участие новый премьер-министр Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев.

На повестку мероприятия были вынесены вопросы развития цифровой экономики, совершенствования нормативно-правовой базы, а также сотрудничество в сферах энергетики и промышленности.

В ходе заседания межправсовета премьер-министр Кыргызстана озвучил ряд предложений по развитию ЕАЭС, а также предложил «начать работу по наделению Евразийской экономической комиссии дополнительными полномочиями для оперативного решения спорных ситуаций в передвижении товаров». Корреспондент «Евразия.Эксперт» выяснил у экспертов из Кыргызстана, как в республике оценивают текущее состояние, а также перспективы и вызовы для развития ЕАЭС.

Сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» (Кыргызстан) Игорь Шестаков:

- Главные вопросы повестки дня заседания премьеров стран Союза были связаны как с энергетическими и транспортными сферами, так и с ходом реализации цифровой повестки ЕАЭС. Цифровизация, кстати, стояла первой в повестке дня заседания. Как известно, два года назад Союз приступил к выработке предложений по формированию экономического цифрового пространства.

По оценкам экспертов, формат электронного взаимодействия откроет новые перспективы для экономического, социального и образовательно – культурного развития, а также для роста региональной и глобальной конкурентоспособности выпускаемой продукции в странах ЕАЭС.

Экспертами обнародованы прогнозы и расчеты, согласно которым к 2025 г. внедрение в странах Союза цифрового пространства приведет к созданию до 4 млн новых рабочих мест, 1 млн из которых может быть создан в области информационно-коммуникационных технологий. Кроме этого, рост производительности труда благодаря современным технологиям должен вырасти до 1,73% к 2025 г.

Ожидаются изменения и в сфере услуг, прежде всего, важным моментом является устранение существующих нормативно-правовых барьеров в отношениях между государствами-членами ЕАЭС, Прогнозируется, что это может привести к росту ВВП на $46,5 млрд на уровне Союза. Предоставление услуг «открытого правительства» может позволить сэкономить $3,6 млрд, а внедрение трансграничных электронных услуг – еще $0,5 млрд.

В этой связи актуальным был обсуждаемый в Санкт-Петербурге вопрос о «создании единой системы транзита товаров по таможенной территории ЕАЭС с использованием технических средств и сопряжением информационных систем государств-членов ЕАЭС», что, по оценке премьеров, должно в дальнейшем способствовать устранению барьеров при транзите товаров произведенных в ЕАЭС, через территории государств Союза.

Пока еще беспрепятственный транзит товарной продукции является одной из ключевых проблем стран ЕАЭС. Ведь с одной стороны в Союзе декларируются упрошенные правовые нормы экспорта товарной продукции внутри ЕАЭС, но в тоже время, ряд стран Союза стремятся защищать свой внутренний рынок. Эти противоречия, плюс доминирование национальных законодательств в экономической сфере над правовыми нормами ЕАЭС, в значительной степени затрудняют усиление интеграционных процессов. Об этих сложностях шла речь и в Санкт-Петербурге. Не случайно премьерами были даны соответствующие поручения по решению вопросов, которые сдерживают развитие экономических связей в ЕАЭС.

Прежде всего, речь идет о том, чтобы предприниматели из Кыргызстана как можно меньше сталкивались с проблемами по экспорту и транзиту своей товарной продукции в ЕАЭС. Безусловно, что благодаря действующим нормам Союза положение дел меняется в лучшую сторону. Сегодня в Москве действует множество торговых точек, где достаточно успешно реализуется швейная продукция под маркой «сделано в Кыргызстане».

В тоже время, пока транзит кыргызстанской продукции через территорию Казахстана был и остается серьезной проблемой для национальных товаропроизводителей. Ситуация сейчас, конечная, иная, чем была осенью прошлого года, но по-прежнему представители бизнес структур говорят о возникающих сложностях

Премьер министр Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев в своем выступлении акцентировал внимание на том, чтобы Евразийская экономическая комиссия была наделена дополнительными полномочиями для оперативного решения спорных ситуаций в передвижении товаров. Ранее, на заседании Высшего экономического совета ЕАЭС в мае об этом говорил президент Сооронбай Жээнбеков.

Еще один момент – это решение о формировании рабочей группы по вопросам интеграционного взаимодействия в кооперации и импортозамещении в приоритетных отраслях промышленности.

Для кыргызстанских товаропроизводителей и, в первую очередь, сельхозпроизводителей, есть прекрасная возможность в значительной степени расширить поставки аграрной продукции на российский рынок в связи с тем, что страны ЕС ограничили экспорт своей продукции. Но для этого более эффективную работу должен проводить Минсельхоз Кыргызстана – в плане поддержки ориентированных на экспорт фермерских хозяйств.

Ведь это абсурд, когда те же сухофрукты из Кыргызстана в России реализуют предприниматели из соседних республик. В плане импортозамешения есть перспективы и открытия совместных предприятий с российскими инвесторами.

Согласно официальной статистике, за первые 5 месяцев текущего года товарооборот Кыргызстана с государствами-участниками ЕАЭС, сравнительно с аналогичным периодом 2017 г. увеличился на 6,5%. Такие показатели являются одним из основных итогов участия Кыргызстана в Союзе, поскольку главной целью кыргызстанцев была реанимация промышленного производства и создание конкурентоспособной продукции.

Cегодня основными торгово-экономическими партнерами Кыргызстана в ЕАЭС являются Россия и Казахстан: на их долю приходится свыше 50% всего внешнего торгового оборота республики. Но появилась тенденция наращивания взаимной торговли с Беларусью – данный показатель увеличился в 4,8 раза и достиг $40 млн.

Немаловажным фактором углубления евразийской интеграции является свобода передвижения рабочей силы, благодаря чему более 700 тыс. граждан Кыргызстана в той же России получили статус трудящихся, обеспечивающий им ряд преференций. Например, теперь они освобождены от необходимости вставать на учет и проходить регистрацию в течение трех дней, сдавать экзамены на знание русского языка, покупать патенты на право трудовой деятельности, а также приобретать медицинский и страховой полисы и т.д.

Сегодня в ЕАЭС признаются абсолютно все документы об образовании. Более 30% кыргызстанцев, трудящихся в России, работают по специальности – врачами, педагогами, в сфере транспортных коммуникаций, на руководящих должностях в строительстве, в правоохранительных органах, по многих другим специальностям, предполагающим высшее образование. Такие сотрудники пользуются абсолютно всеми правами граждан принимающих стран, за исключением участия в выборных процессах.

Член экспертного совета по укреплению национального единства и религиозной политики при президенте Кыргызской Республики, политолог Денис Бердаков:

- На совещании премьер-министров стран ЕАЭС обсуждалась интеграционная: нормативно-правовая база, энергетика и промышленность. Россия до конца года разработает систему цифрового отслеживания, которая будет ответственна за все передвижение товаров – от таможни до их продажи в розницу. И этот механизм планируется далее распространить на весь Союз.

Пока речь идет о работе по инициативе в Казахстане и России, где будет реализовано несколько пилотных проектов – так называемых песочниц, в рамках которых это цифровое отслеживание некоторых товаров будет происходить. Это вызвано тем, что Россия крайне недовольна ввозом на ее территорию крайне большого количества товаров, с которых не всегда платятся налоги – так называемых серый или черный импорт.

Также к 2019 г. планируется разработать плановый документ по созданию единого рынка газа в рамках ЕАЭС. Все это будет непросто, как и по рынку нефти, электричества. Но для Кыргызстана это соглашение крайне важно, так как мы покупаем газ в России и Казахстане, который в том числе из-за логистики получается дорогим.

В целом этот саммит в очередной раз показал комплекс проблем, которые изначально были в Союзе, те ошибки которые были заложены при проектировании. Да, большинство стран, которые входят в ЕАЭС не были бы готовы к вступлению и через 5-10 лет, прежде всего – Кыргызстан.

В целом сейчас ситуация сложилась такая. Товары, производимые в Кыргызстане, на которые есть спрос (пусть и ненадлежащего качества), разрешают экспортировать, если же спроса нет и товар не соответствует нормам, то на него под различными предлогами накладывают ограничения и назначают проверки.

Стоит признать, что сама Евразийская экономическая комиссия работает неплохо, но государства пока не передают и не хотят передавать функции своего суверенитета ей. Пока органы ЕАЭС обладают мониторинговыми функциями, а надо, чтобы у них появились и контрольные функции.

Пока этого не произойдет, Союз ничем прорывным стать не сможет. Это становится очевидным особенно на фоне той технологической борьбы, которая идет в мире. Происходит массовая роботизация, которая в ближайшее время сильнейшим образом отформатирует рынки.

Идет общий рост всех экономики региона. Кыргызстан растет в целом быстрее. У нас торговый оборот с Россией и Беларусью растет быстрее, чем если бы Союза не было бы. Поэтому ЕАЭС определенные возможности дает. Особенно тем предпринимателям, которые серьезно вложились в бизнес и сделали свою продукцию отвечающей всем стандартам качества.

Но в Кыргызстане есть определенное разочарование некоторыми аспектами ЕАЭС. Например, по качеству ввозимой и произведенной здесь продукции. Взять регламент, согласно которому количество льда в замороженной рыбе должно быть не более 5%. Стоит пройтись по магазинам в Кыргызстане, и сразу становится ясно, такой регламент не исполняется.

Некачественные товары заполняют прилавки, а ведь Таможенный союз создавался и для контроля за качеством продукции, который на уровне национального законодательства Кыргызстана не соблюдается. Но подобное происходит в разной степени и в других странах Союза. Это приводит к снижению веры в объединение как в высокотехнологический союз, в котором производят качественную продукцию.

Одна из базовых свобод ЕАЭС – это свобода перемещения рабочей силы. То есть наши граждане, уезжающие в Россию, имеют возможность трудоустраиваться и работать с удобством, без сдачи кучи экзаменов. Но сейчас те принятые поправки к российскому законодательству, которые действуют с июля, обязуют мигранта проживать там, где он де-юре зарегистрирован. Из-за этого начинаются проблемы – людей не хотят прописывать, что бьет по имиджу ЕАЭС, который должен обеспечивать свободу перемещения трудовых мигрантов.

http://eurasia.expert/mezhpravsovet-eaes-glazami-ekspertov/



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir