Кыргызстан включился в обсуждение континентальной концепции «Большая Евразия»
rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Интеграция

Кыргызстан включился в обсуждение континентальной концепции «Большая Евразия»

Bolshaia Evraziia

В Бишкеке прошла научно-практическая конференция, посвященная обсуждению роли Кыргызстана в процессе континентальной интеграции.

Геополитический проект «Большого евразийского партнерства», подразумевающий сопряжение региональных интеграционных процессов на всем евразийском материке и создание, в итоге, общего пространства «от Лиссабона до Шанхая», нацелен на построение новой континентальной системы межгосударственных отношений в Евразии, основанных на доверии и всеобщем стремлении к безопасности.

На данный момент имеются реальные предпосылки для сближения трех ключевых экономических центров континента – Европейского союза, Евразийского экономического союза и Китая. Вопрос лишь в том, где будет располагаться, так называемая, «точка сборки», т.е. на основе каких стандартов – европейских, евразийских или китайских будет выстраиваться система, учитывая, что на роль ее архитектора сегодня претендуют все три игрока.

В своем докладе заместитель директора филиала Фонда «Евразийцы – новая волна» в Кыргызстане, политолог Денис Бердаков отметил, что «возникновение новых торговых путей, создание новых союзов, увеличивающиеся потоки товаров, капиталов и людей является качественно новой основой концепции Большая Евразия». По словам эксперта, в центре всех этих процессов лежит Центральная Азия, которая является географическим узлом и естественным хабом всего Евразийского континента.

- Именно через центрально-азиатский регион пройдут основные ветки Экономического пояса Шелкового пути, нацеленного связать ЕС и Китай. Именно здесь формируется Евразийский экономический союз. Именно здесь США пытается проложить в Центральной Азии «Новый шелковый путь», который должен связать регион не по горизонтали, а по вертикали, и вывести товары ЦА к Индийскому океану. Таким образом, в контексте Большой Евразии, пережде всего, речь должна идти о ее центре – Центральной Азии с ее сложным географическим и геополитическим положением, где сходятся интересы многих глобальных игроков, - отметил Денис Бердаков.

В этой связи он подчеркнул необходимость стран Евразийского экономического союза координировать действия в отношении ЭПШП, потому что в противном случае сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы может свестись к набору двусторонних проектов между Пекином и странами ЦА.

А вот заведующий Евразийским сектором Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ Высшей школы экономики, научный сотрудник ИИАСА, главный редактор портала «Евразийские Исследования» Юрий Кофнер отметил, что изначально, до появления инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», континентальная интеграция рассматривалась в формате сближения ЕС и ЕАЭС. Эксперт обозначил ключевые аспекты этой концепции.

- Прежде всего, Большая Евразия подразумевала создание транспортных и логистических коридоров, зон свободной торговли, расширение и усиление торгово-экономического сотрудничества, а также интеграцию интеграций, т.е. объединение интеграционных блоков и создание синдикатов, - рассказал эксперт.

По его словам, такой формат общего пространства Евросоюза и Евразийского экономического союза был выгоден для обеих сторон.

- Интерес Европейского союза в таком сотрудничестве заключается в получении следующих выгод: либерализация торговли, т.е. увеличение экспорта, введение национального режима для европейского бизнеса, улучшение антимонопольного регулирования и облегченный доступ на евразийский рынок, вопросы энергетической безопасности в части предложения. Интересы ЕАЭС включают защиту более чувствительных и неконкурентоспособных отраслей, привлечение европейских инвестиций, трансфер технологий для модернизации экономики и энергетическую безопасность в части спроса, - рассказал Юрий Кофнер.

Однако, сегодня в силу объективных и субъективных причин этот формат рассматривается, как менее перспективный. Существенным препятствием для его реализации стал украинский фактор, повлекший острый кризис в политических, и как следствие в экономических отношениях Евросоюза и России, которая, как известно, является осью ЕАЭС. Поэтому даже при всей актуальности вопроса сотрудничества двух интеграционных проектов, очевидно, что полноценного диалога между сторонами в силу дефицита взаимного в ближайшее время не получится.

Существенным препятствием на пути «интеграции интеграций» может стать и неоднородность интегрированности в мировую экономику участников ЕАЭС. Тот факт, что Беларусь не является членом ВТО, не позволяет ЕС обсуждать торговую либерализацию с ЕАЭС.

Между тем, предполагая оптимистичный вариант развития концепции, Юрий Кофнер обозначил экономические перспективы сопряжения ЕС и ЕАЭС для Кыргызстана. Согласно данным исследований, при определенных условиях интеграция европейской и евразийской интеграций окажет положительный эффект на экономику республики.

- Согласно прогнозам, годовой прирост ВВП составит примерно 2,3 процента или 25 евро на каждого кыргызстанца. Однако, это станет возможным лишь при условии полного снятия тарифных и нетарифных барьеров между объединениями. Анализ также показывает, что от сопряжения ЕАЭС и ЕС в значительной мере выиграет сахарная отрасль. Возможно увеличение продаж овощей, фруктов и орехов, - отметил российский эксперт.

При этом он подчеркнул, что сейчас большая часть экспортных товаров Кыргызстана не отвечает требованиям Европейского союза. По этой причине республика не может в полной мере пользоваться преференциальным режимом «ВСП+». Однако, если кыргызские производители будут выполнять регламенты ЕАЭС, которые на 80 процентов совпадают с европейскими, то с технической точки зрения у страны возрастут шансы выйти на европейский рынок с расширенной группой товаров.

О том, какие плюсы дало вступление Кыргызстана в ЕАЭС, в своем выступлении рассказал ректор Академии Госуправления при Президенте КР Алмаз Насыров. По его мнению, евразийство, прежде всего, создало реальные предпосылки для развития экономики страны.

- Благодаря вступлению в Евразийский экономический союз и присоединению к единой системе стандартизации и сертификации, мы получили инструменты развития экономики. Важным аспектом стало усиление безопасности и укрепление границ, на эти цели в рамках ЕАЭС республика получила около одного миллиарда долларов, в том числе в виде технической помощи. Кроме того, союз обеспечил нам дополнительные механизмы для борьбы с коррупцией. Актуальными являются и вопросы гуманитарного сотрудничества со странами-участницами союза и многое другое, - подчеркнул Алмаз Насыров.

В свою очередь сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков обрисовал перспективы и проблемы реализации интеграционных проектов в рамках ЕАЭС. По мнению эксперта, ключевой задачей союза остается устранение внутренних барьеров.

- В прошлом году Евразийская экономическая комиссия опубликовала замечательный труд, так называемую «Белую книгу», содержащую информацию о согласованных препятствиях на внутреннем рынке ЕАЭС. Всего в документе зафиксировано 60 препятствий, которые мешают глубокой интеграции в рамках союза. Хочется, чтобы эта работа получила реальное продолжение и наполнение, - подчеркнул эксперт.

Далее он отметил, что некоторыми странами ЕАЭС Кыргызстан до сих пор воспринимается, как страна с самым высоким уровнем «серого импорта». По мнению Игоря Шестакова, рассмотрение этой ситуации требует новых подходов со стороны участников евразийской интеграции.

- Дорогу для контрафактной продукции необходимо закрыть, это неоспоримо. Но при этом из-за негативного имиджа не должны страдать добросовестные предприниматели. И конечно же борьба с контрабандой не должна стать политическим инструментом давления одного государства на другое. Я думаю, что эти вопросы будут решены в текущем году. Ведь Россия, председательствующая в органах ЕАЭС в 2018 году, уделяет им особое внимание, - добавил Игорь Шестаков

Также одним из важных шагов к углублению интеграции, по мнению эксперта, должно стать урегулирование вопроса по пенсионному страхованию трудовых мигрантов стран ЕАЭС, что позволит снять множество вопросов, в том числе легализовать рынок труда.

Конференция, организованная Фондом «Евразийцы – новая волна», Клубом региональных экспертов КР «Пикир» и Академией государственного управления при Президенте КР, при поддержке аналитического портала «Евразийские исследования», положила начало обсуждению концепции Большой Евразии в Кыргызстане.

Наталья Лобанова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir