rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Экономика

Дальнобойщики бастуют, экспортеры несут потери, а кто виноват?

fury

Кто разорвет «порочный круг» – грузоперевозчики, экспортеры, государство, где каждая из сторон отстаивает лишь свои собственные интересы

В Кыргызстане уже несколько дней бастуют водители-дальнобойщики. Причиной забастовки они называют желание повысить слишком низкие тарифы на перевозку товаров и крайне высокую конкуренцию на рынке со стороны иностранных водителей из «третьих» стран. Последние, по заявлениям экспертов, обычно работают на внутреннем рынке ЕАЭС под прикрытием совместных с Кыргызстаном компаний.

Как отмечают сами водители, иностранцы, которые в большей степени представлены китайскими, турецкими, узбекскими гражданами, сбивают цены настолько, что для отечественных перевозчиков доставка грузов становится просто нерентабельной.

«После дальних рейсов машине обязательно нужен ремонт. Он обходится в среднем в 700-800 долларов. Одно колесо стоит минимум 300 долларов. Много денег уходит на амортизацию и на топливо. Плюс расходы в дороге. Словом, затраты большие, а прибыль минимальная. Т.е. низкие тарифы на транспортировку привели к кризису в отрасли», - заявляют дальнобойщики.

По словам главы Ассоциации грузоперевозчиков КР Темирбека Шабданалиева, сами водители называют забастовку «бойкотом заказчикам».

- Они не митингуют, но отказываются брать грузы, требуя разрешения вопроса по тарификации. Пока, надо отметить, безрезультатно. Инициатива сначала исходила от отечественных и казахстанских водителей, но позже к демаршу присоединился и ряд узбекских перевозчиков. Он продлится до тех пор, пока правительство не сделает попытку защитить отечественный рынок, - разъяснил ситуацию «Регион.kg» Темирбек Шабданалиев.

Согласно данным Государственной налоговой службы КР, в прошлом году по республике были выданы 31 тысяча 775 патентов на транспортную деятельность, включая грузоперевозки.

Как пояснили «Регион.kg» в Минтрансе КР, ежегодно реализовывается 32-33 тысячи разрешений на автоперевозки, как для кыргызстанцев, так и для граждан других стран, на общую сумму 58-68 миллионов сомов, которые полностью перечисляются в республиканский бюджет. Так же в ведомстве отмечают, что патенты иностранным гражданам выдаются на основе обоюдных договоренностей с другими странами, учитывая, что кыргызские автоперевозчики также работают на рынках перевозок в других государствах.

Комментируя «Регион.kg» вопрос реализации патентов, экономист Марат Мусуралиев отметил, что их оформляют лишь 5 процентов юридических и 15 процентов физических лиц, остальные возят грузы по перепродаваемым налоговым документам.

- В различных соцсетях и на WhatsApp каналах водители за пару тысяч сомов перепродают такие налоговые разрешение друг другу. Например, я могу спокойно заниматься перевозкой по патенту, купленному моим соседом. Если остановят, можно сказать, что работаю у него шофером. И спокойно ездить дальше по всей территории ЕАЭС. И это, действительно, проблема, - пояснил Мусуралиев.

Стоит отметить, что незначительный демарш грузоперевозчиков уже ударил по представителям бизнеса Кыргызстана, которые уже несут убытки из-за транспортного «коллапса». Особенно те, чей товар составляют скоропортящиеся продукты. Об этом рассказал предприниматель Сергей Никитин.

- Среди моих коллег есть те, кто пытается отправить с юга клубнику в Россию. Но доставить ее некому – водители фур, как кыргызские, так и казахские, с кем они обычно работают, отказываются везти товар. Правда, забастовка коснулась не всех грузоперевозчиков, некоторые продолжают бесперебойно доставлять грузы, но на фоне общего ажиотажа они подняли цены, - отметил бизнесмен.

Бизнес Кыргызстана крайне восприимчив к вопросам автомобильных грузоперевозок, учитывая отсутствие альтернативных способов транспортировки грузов. Конечно, в стране работает железнодорожный транспорт, но он недостаточно развит и не отвечает требованиям экспортеров. Так, по словам Марата Мусуралиева, 95 процентов всех перевозок приходится на автомобильный транспорт.

- Железнодорожные перевозки, действительно, занимают лишь 4 процента от общего объема транспортировки грузов. Этим и пользуются иностранные фирмы из «третьих» стран, т.е. стран не входящих в ЕАЭС. Совершая перевозки под «флагом» Кыргызстана, т.е. на машинах с нашими номерами, они беспрепятственно охватывают весь рынок Союза. Однако и без них этот рынок переполнен... В итоге они сбивают цены и вынуждают отечественных водителей работать «за копейки», - считает эксперт.

Ранее эти вопросы уже поднимали и представители независимого профсоюза водителей-дальнобойщиков Кыргызстана, которые отмечали, что проблема грузоперевозчиков кроется в отсутствие как таковой государственной политики в сфере ценового и тарифного регулирования в данной отрасли.

«В Европе есть такое понятие, как регулирование цен на грузоперевозки с помощью сопроводительной СМР-документации. В ней четко и ясно указаны не только грузоотправитель и водитель, но и тариф на грузоперевозку, ниже которого транспортировка не осуществляется, потому что снижение цены расценивается, как уклонение от налогов. И это решает многие проблемы», - отмечал представитель независимого профсоюза водителей-дальнобойщиков Кыргызстана Дастан Мирякубов.

Такая ситуация очень невыгодна для отечественных экспортеров-производителей, многие из которых делают ставку на реализацию своего урожая именно в страны ЕАЭС. И от того, как будет осуществляться доставка грузов, зависит не только рентабельность их производства, но и благополучия экономики в целом. А значит, в интересах властей пока не поздно урегулировать и законодательно прописать все спорные моменты.

Анастасия Борисова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir