rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Экономика

Почему экспортные товары выпадают из техрегламентов ЕАЭС?

eksport-1

Эксперты и бизнес обозначили ряд ключевых проблем продукции Кыргызстана.

Премьер-министр КР Сапар Исаков на заседании Жогорку Кенеша заявил о том, что в Кыргызстане сложилась проблема с соответствием продукции техрегламентам ЕАЭС, которая усугубляется мелкотоварностью.

«На сегодня существуют большие проблемы с тем, что в рамках ЕАЭС наши товары не проходят техрегламентов. Сегодня строятся современные лаборатории. И надеюсь, что мы сможем преодолеть эту проблему», - отметил Исаков.

Стоит напомнить, что переход к техрегламентам ЕАЭС и его подготовка ведется уже на протяжении последних двух лет. Для этого нашей стране был предоставлен, в отличие от других государств «пятерки», продолжительный адаптационный период. Следовательно, приспособиться к новшеству у отечественного бизнеса, как, собственно, и правительства страны, было достаточно времени. К тому же, ранее в нашей стране действовали технические регламенты КР, на место которых затем и пришли техрегламенты Евразийского союза.

Однако согласно официальным данным Россельхознадзора, только в Новосибирской области в январе нынешнего года задержано более 48 тонн подкарантинной продукции из Кыргызстана.

Сами представители национального бизнеса эту проблему объясняют слабой работой Минэконома КР, Минсельхоза и Ветеринарной инспекции экспортеров в плане информирования предпринимателей, а также затяжной работой в этом направлении отечественных властей. Особенно по части создания необходимых лабораторий по сертификации товаров и убойных цехов. Именно эти два пункта, по их мнению, способны были разрешить злополучный вопрос с упразднением ветконтроля на границе с РК, и значительно расширить экспортный потенциал страны по животноводческой продукции.

По словам президента Ассоциации поставщиков и производителей КР Гульнары Ускенбаевой, многие проблемы возникают зачастую не столько из-за несоответствия наших товаров нормам ЕАЭС, сколько из-за неосведомленности по «правильным» образцам маркировки товаров.

- Что касается пищевых продуктов и их экспорта в страны экономического союза, то здесь, например, очень много непонимания идет между нами Россельхознадзором и аналогичными казахстанскими ведомствами в плане маркировки продукции. В Таможенном регламенте ЕАЭС прописаны лишь общие сведения. Мы стараемся их соблюдать. Однако, в итоге вышеуказанные службы возвращают товар с пометкой «неправильная этикетка». Поэтому, хотелось бы получить какой-то наглядный образец по ее заполнению, чтобы избежать проблем в дальнейшем, - сообщила Ускенбаева в интервью «Регион.kg»

Однако решить возникшую проблему без поддержки правительства Кыргызстана предпринимателям республики невозможно.

Другой вопрос – насколько сам бизнес страны настроен на соблюдение подобных норм. Эксперт по сельскому хозяйству Нурлан Алиев отметил, что всегда будет часть недовольных предпринимателей.

- Они либо считают, что эти расходы должны нести государственные органы, хотя это их бизнес и продукт, либо рассчитывают сохранить свой статус «кво» на неопределенный срок. Тем более основная их часть работает на местном рынке и их в целом все устраивает, точнее, устраивало при старых правилах. Но в условиях общего рынка ЕАЭС такое поведение ряда представителей бизнеса весьма недальновидно, - отметил «Регион.kg» Алиев.

Способствуют поддержанию подобной позиции предпринимателей и сами потребители.

- Если продукция продается без упаковки и маркировки и не имеет других подтверждающих безопасность документов, то это означает, что она не прошла процедуру проверки, и вы покупаете ее на свой страх и риск. Понятно, что очень заманчиво купить товар без посредников прямо у производителя. Но никто не сможет гарантировать, что, например, купленный вами на обочине арбуз не содержит нитратов, что молоко, проданное из бочки, не содержит патогенных микроорганизмов, что одежда не будет вредна для здоровья и т.д,, - подчеркнул эксперт.

Между тем он считает, что здесь против их соблюдения играет и чрезмерная «забюрократированность» процедуры.

- Для того, чтобы получить пресловутый сертификат соответствия необходимо несколько дней простоять в очереди в ведомствах. Но, как говорится, один фермерский день – год кормит. Например, для того, чтобы подтвердить качество своего фитосанитарного товара, иначе, овощей и фруктов, надо отправиться сначала в Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Оценку соответствия мясомолочной продукции проводит Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности. А в отдельных случаях товар нуждается в более жестком контроле безопасности, например, детское питание, детское белье, не переработанное мясо и т.д. При этом, большинство анализов проходит исследование в столь масштабных размерах, что бизнесу попросту не выгодно «переводить» на это свой продукт.. Поэтому, «выстоять» за такое подтверждение под силу не каждому бизнесмену. Хотя делать это стараются на данном этапе многие. И если бы власти проработали механизм упрощения подобных процедур, то и соответствовать требованиям ЕАЭС стало бы гораздо больше товаров, чем сейчас. Тем более, что большинство отраслей регулируется нормами, предусмотренными техническими регламентами ЕАЭС, - резюмировал Алиев.

Но все же самым слабым звеном в этой цепи являются вовсе не предприниматели, а низкая финансовая составляющая помноженная на безответственность чиновников профильных ведомств. В итоге это порождает контраст и разногласия между нашим госнадзором и его российскими и казахстанскими аналогами. И если там их работу видно, то работа госнадзора КР зачастую превращается лишь в неприкрытую коррупционную кормушку. И хотя для разрешения этой проблемы Министерством экономики проделана большая работа, видимо, ее недостаточно, чтобы довести до логического завершения все требования и положения регламентов. И пока эта работа не будет доделана, говорить о несоответствии требованиям ЕАЭС отечественных товаров будут и дальше с регулярным постоянством.

Анастасия Борисова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir