rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

У Евразийского будущего есть перспективы

В Бишкеке обсудили экономическую политику и актуальные тенденции развития Евразийского союза

Кыргызстан после президентских выборов

Эксперты обсудили перспективы развития внутренней и внешней политики Кыргызстана, а также потенциальное влияние этих политических процессов на уровень безопасности и социально-экономическую ситуацию в республике.

Тарифы на электроэнергию: повышать или не повышать?

Депутаты Жогорку Кенеша КР вновь озадачились вопросом – поднимать тарифы на электричество или не поднимать? Если поднимать, то на сколько? Этот вопрос парламентарии задали экспертам Всемирного банка

В центре внимания

Внутриполитическая ситуация в Кыргызстане набирает градус, клокочет и вот-вот закипит

Kairat-Osmonaliev

Премьер-министр, которого считают протекцией экс-президента, изо дня в день вынужден отражать атаки своих сопартийцев и доказывать им не только свою профпригодность, но и «политическую зубастость». Экс-президент, вопреки ожиданиям, до сих пор не возглавил партию, потому что социал-демократы никак не могут определиться с датой съезда. Между тем, всем очевидно, что идет активная борьба за сферы влияния, при которой основные баталии скрыты за кулисами. О ситуации в Кыргызстане в интервью «Регион.kg» рассуждает руководитель лаборатории политико-правовых исследований Кыргызстана, доктор юридических наук, член ЦИК КР Кайрат Осмоналиев.

«Регион.kg»: Как бы вы оценили сегодняшнюю внутриполитическую ситуацию в Кыргызстане?

- Пока ситуация относительно спокойная, но весна видимо будет жаркой. Я далек от мысли, что все это может закончиться серьезным политическим кризисом, и как следствие роспуском парламента, который некоторые наши политологи предрекают. А тот факт, что съезд СДПК перенесен на конец февраля, свидетельствует и о том, что досрочных парламентских выборов весной не будет. Между тем неопределенность со съездом порождает много вопросов, и говорит о том, что к весне уровень дискуссий, как и уровень внутриполитической напряженности будет расти.

Многое здесь будет зависеть от того, как два главных лица в государстве – президент и премьер – окончательно сформируют политическую конфигурацию.

Представляется, что сейчас премьер с президентом как бы соревнуются в расстановке своих кадров, и в этой спешной кадровой чехарде мы видим, что порой принимаются необдуманные решения. Сейчас чувствуется, что имеет место, не то, чтобы некое двоевластие, а скорее, передел сфер влияния.

По Конституции премьер-министру сейчас дано очень много полномочий. Но с какой целью, с какой идеей все это делалось? Для того, чтобы глава правительства исполнял обязанности менеджера-государственника, хорошего хозяйственника, который не фокусируется на политике. По факту же мы видим, что нынешний премьер пытается играть в политику и даже претендовать на лидерство в ней, хотя формирование политической повестки – это очевидная прерогатива президента.

Мы видим, что премьер пытается быстро везде расставить свои кадры. Это традиционный политический прием, чтобы потом, если будет необходимость померяться силами, в большинстве структур сидели бы его преданные кадры. Это классика жанра. Поэтому с одной стороны я понимаю Сапара Исакова. Но отмеченная спешка и хаотичность при перестановке кадров говорит о том, что будет серьезная борьба, и, в конце концов, либо премьер будет лоялен и будет в одном направлении с президентом, либо конфликт неизбежен.

У нас, хотим мы или не хотим, президентско-парламентская форма правления с доминированием президента. И если не произойдет консолидации вокруг президента и укрепления вертикали власти, то вполне возможно, что будет еще больше критики в ее адрес, будет еще много громких отставок, будет допущено немало ошибок и просчетов, в том числе в угоду популистских решений. В итоге это приведет к тому, что Кыргызстан опять начнет погружаться в состояние политической турбулентности.

«Регион.kg»: Конечно, говорить о каких—то результатах работы нового президента пока рано, и тем не менее как бы вы оценили его работу за два месяца?

- Президент не совершил пока ни одной ошибки или даже погрешности. Во внешней политике он сделал много правильных внешнеполитических ходов, за которые ему можно уверенную пятерку ставить – укрепил и наладил отношения и с нашими соседями, и в рамках СНГ. С внешней политикой у нас, по крайней мере на ближайшие два-три года, ситуация стабильная, просто нужно следовать согласно заявленному курсу и не делать резких или крайностных движений.

Теперь Сооронбаю Жээнбекову нужно заняться внутренними проблемами. Он должен сосредоточиться на консолидации и устойчивости власти, на поднятии ее авторитета. Президенту нужно держать руку на пульсе, соблюдать баланс при расстановке кадров. Ему нельзя закрываться за своим окружением, которое сейчас делает все для того, чтобы перетянуть на себя центр силы. А в высших эшелонах таких центров много, включая центр влияния экс-президента. Я думаю, у Сооронбая Жээнбекова достаточно мудрости и политического опыта, чтобы «не подставляться», и не давать почву для обоснованной критики. Но для этого, следуя логике Макиавелли, ему нужно непопулярные меры поручить премьеру, а какие-то популярные и гарантированно одобряемые ходы оставить себе, при этом создать такую систему, которая будет баланс власти поддерживать. Словом, ситуация у нового президента не самая простая. Помимо всего прочего ему сейчас необходимо ликвидировать самые вопиющие болевые точки, которые вызывают раздражение населения – в судебной системе, в государственном управлении и т.д.

«Регион.kg»: Отношения между правительством и Жогорку Кенешем весьма любопытно складываются, не успели депутаты намекнуть, премьер уже выговоры сделал, кого-то уволил и т.д. При этом все понимают, что критика депутатов, связана не столько с государственными интересами, сколько нацелена спровоцировать премьера. Как бы Вы это прокомментировали?

- В этой ситуации Сапару Исакову тоже можно поставить пятерку, он оперативно и адекватно реагирует на замечания депутатов, прессы и пользователей соцсетей, но, разумеется, с учетом своих интересов. И я думаю, что он хорошо разбирается во всех этих закулисных перипетиях, понимая, где интрига, а где конструктивная критика. К примеру, даже со стороны СДПК сейчас идет много критики, с одной стороны она обоснованная, например, когда критикуют Минюст или Минсельхоз, с другой стороны, очевидно, что это выпады не против министра юстиции или министра сельского хозяйства, это «камни в огород» премьера.

Имеющая место быть чехарда в правительстве, вспомним хотя бы сомнительную историю с Линглас, должна прекратиться, мы должны от этого уходить, в конце концов. Что нам нужно от премьера? Чтобы он обеспечивал развитие экономики в первую очередь. Сапар Исаков работает, старается, местами видно, что суетится, особенно в том, что касается расстановки своих кадров, но это тоже понятно. И пусть работает. Цыплят ведь по осени считают. Сейчас у него достаточно полномочий для формирования своей команды. Мне бы хотелось, чтобы это правительство проработало подольше, чтобы с него можно было потом что-то спросить, а то мы привыкли работу правительства «стодневками» измерять.

Мне лично, последние действия премьера импонируют, его интенсивная работа по проекту «Таза коом», хотя бы и то, что при его педалировании открылись в аэропорту «Манас» электронные пункты пропуска, страна уверенно двигается по пути цифровизации.

Другой вопрос, что он должен заниматься хозяйственными делами, а не тянуть на себя одеяло политической власти, потому что это ничем хорошим не закончится. Премьер должен, если не в унисон, то в общем фарватере с президентом двигаться, но при этом он должен быть самостоятельным. Нужно достигать баланса, который обеспечит стабильность и устойчивость всех ветвей власти, тем более, что законодательно он уже заложен.

Когда Сапар Исаков занял должность премьер-министра, я несколько скептично относился к этому решению нашего парламента, т.е. к его соответствию этой высокой государственной должности. Все же опыт хозяйственника здесь нужен как никогда, но теперь я вижу, что он за короткое время набрался необходимого опыта, можно сказать заматерел в политике и заинтересованным силам его так просто сдвинуть с занимаемой позиции уже не получится. Участие в Давосском форуме наверняка придаст ему дополнительного политического веса.

«Регион.kg»: Сегодня со стороны депутатов звучит много критики в адрес отдельных министров, в том числе и в адрес министра внутренних дел, но он вообще никак не связан с Сапаром Исаковым, силовыми ведомствами руководит президент...

- Действительно, сейчас министра внутренних дел активно критикуют, и вы правы, что это совершенно другая история. Одно дело, когда критике подвергся Минсельхоз или вице-премьер, и совсем другое дело – министр внутренних дел, который аффилирован с экс-президентом. Т.е. потихоньку начинается движение по смещению центров силы и переделу сфер влияния, о которых я и говорил.

Но меня, как криминолога, критика в сторону министра внутренних дел, в большей степени беспокоит с иной позиции. Имевшие место в последние месяцы, на мой взгляд, необоснованные условно-досрочные освобождения из мест лишения свободы нескольких лидеров преступного мира, участившиеся дерзкие корыстно-насильственные преступления, вызвавшие большой общественный резонанс, свидетельствуют о кризисе в правоохранительной системе, в том числе в органах внутренних дел. Все это свидетельствует о том, что так называемая «черная» власть высоко подняла голову, а это неизбежно приведет к тому, что она будет востребована, и к ее услугам будут прибегать для решения тех или иных задач и деструктивные политические силы. Я вполне допускаю, что могут быть и заказные убийства. Такое неизбежно случается, когда власть правоохранительных органов слабнет.

«Регион.kg»: Все так серьезно? Как это произошло?

- Причина в том, что, благодаря многочисленным, не всегда обоснованным и понятным реформам, в МВД произошел размыв кадрового звена. Последняя реформа, когда ее затеяли наши младореформаторы, не стала исключением. Идеи были хорошие, но как они воплощались? По сути – никак, потому что в очередной раз произошла смена вывески, под которую просто перетряхнули штат. В итоге некоторых хороших потенциальных руководителей они из обоймы выкинули, и начали проводить, так сказать, торги, продажа должностей там давно уже не секрет.

За 25 лет таких реорганизаций крупных структурных подразделений МВД было более 30-ти. МВД – это, пожалуй, единственная государственная структура, в которой постоянно происходит реорганизация под флагом реформ. Но хватит уже паясничать! Никакие серьезные реформы там не осуществляются, просто происходит перетряска, при которой принципиальные профессионалы вылетают. В итоге мы видим, что в органах не осталось кадров, которых криминал бы реально опасался. Думаю, скоро будет очевидна смена всего руководящего состава этой структуры, будут востребованы авторитетные профессионалы.

«Регион.kg»: А что Вы думаете о судебной реформе? Она принесла плоды?

- Судебной реформе можно с уверенностью ставить двойку, потому что она не только не навела порядок в системе, но и привела к фрагментарному параличу судебной власти. Меня возмутил последний случай, когда условно-досрочно освободили криминального авторитета по кличке «Доо». Насколько мне известно, суд первой инстанции осудил его на 18 лет за организацию преступной группировки, за соучастие в убийстве сотрудника правоохранительных органов, и дополнительно еще за хулиганство. Надо отдать должное мужеству судьи, принявшему такое решение. Еще один важный момент, на который я хочу обратить внимание, согласно нашему уголовному кодексу, условно-досрочное освобождение к ОПГ-шникам не применяется.

Что произошло дальше? Осужденный обратился во вторую и затем третью инстанции и то, что сделали судьи, на мой взгляд, кроме возмущения ничего не вызывает. Это такая вопиющая насмешка над правосудием! Вышестоящие инстанции оправдали криминального авторитета по статьям организация ОПГ и убийство сотрудника правоохранительных органов. В итоге ему оставили «хулиганство», за которое приговорили к шести годам заключения. А по этой статье он может быть условно-досрочно освобожден. Из этого только один вывод напрашивается – судьи, скорее всего, продались на корню, причем коллегиально. Бывший министр ВД Турганбаев даже называл предположительные суммы – 50 тысяч долларов, и это очень близко к правде. Вот он лик нашей судебной власти. Один этот случай сводит на нет всю проделанную работу и по реформированию судебной системы, и по борьбе с коррупцией, и по укреплению авторитета власти в целом.

Я считаю, что президент должен лично взять под контроль ситуацию в судебной сфере. Если сейчас не произойдет тотальная чистка судебной системы, для начала по этому резонансному случаю с криминальным авторитетом, то в будущем мы не раз будем пожинать плоды такого бездействия.

И это одна из проблем, которая вызывает пресловутый протестный потенциал. На основе таких резонансных дел рушатся любые представления о силе государства, о справедливости и т.д. А это настоящий подарок для оппозиции.

Насколько мне известно, зреет конфликт с теми же новыми биометрическими паспортами. Считаю, убрав главу «национальность» из биометрических ID-паспортов, чиновники создали потенциальный источник конфликта. Это такой момент, который будут разыгрывать все, кому не лень. И этим обязательно воспользуются националисты всех мастей в первую очередь.

«Регион.kg»: Вы говорите, что оппозиция накапливает недочеты власти с тем, чтобы их использовать. Но о какой оппозиции Вы говорите? В каких формах оппозиция будет проявляться, и насколько это реальная перспектива?

- Нам пока нечем особо хвастаться в плане экономических показателей, а это первопричина роста протестного потенциала. Мы видим, что доля бедного населения увеличилась. К сожалению, пока оправдались не все надежды, которые мы возлагали на ЕАЭС. Хотя этот шаг, безусловно, и вынужденный и самый верный, но тем не менее, мы пока не получили всего того, что ожидали. По прежнему факторы, связанные с коррупцией, недостаточная принципиальность верховной власти по отношению к отдельным проворовавшимся непотопляемым чиновникам и депутатам, состоящим во властных и провластных фракциях Парламента, вызывают обоснованное недовольство. И все это будет использоваться оппонентами власти, тем более, если между президентом и правительством проявится каким-то образом «закулисное» противостояние.

Это все потихоньку будет создавать протестную массу, и оппозиции проще на этом играть.

Системной оппозиции, думаю, в Кыргызстане сейчас нет, но это не говорит о том, что оппоненты власти исчезли или оставили свои планы. Просто сейчас, оппозиция работает над своими ошибками, они встречаются, ведут переговоры, строят планы и ждут теплого времени года. Со стороны кажется, что это просто броуновское движение, тем не менее, среди оппозиционеров есть люди, которые очень системно мыслят.

«Регион.kg»: Вы упомянули о том, что перенос съезда СДПК вызывает много вопросов и порождает множество различных предположений и слухов. А Вы как считаете, почему до сих пор не состоялся съезд социал-демократов?

- Я считаю, что съезд переносится из-за неготовности и определенных внутренних разногласий внутри партии. В этом ничего удивительного, во всех партиях такое бывает. В какой-то момент СДПК стала достаточно разношерстной, потому что туда попало очень много конъюнктурщиков, в том числе перебежчиков из других партий, которым все равно, как называется партия и чем она занимается, главное быть поближе к кормушкам и получить хоть и условные, но все же гарантии безопасности от власти.

В период с 2010-го по 2013-й годы общество ждало, что в рядах партии пройдет люстрация, но этого не произошло. Процесс был запущен лишь в 2014-15м годах по инициативе Алмазбека Атамбаева, который будучи президентом, де-факто оставался лидером партии. Но, удалить этих перебежчиков, как я бы их назвал образно, «клещей», как оказалось, очень трудно, потому что они так крепко впились в партийную ткань, что выдирать их пришлось бы с плотью и кровью.

И это, на мой взгляд, было одной из основных причин, почему СДПК не получила подавляющее большинство голосов на парламентских выборах. В 2015-м году Алмазбеку Атамбаеву пришлось в ручном режиме выправлять ситуацию, если вы помните, он пошел практически лично агитировать за СДПК, на всех баннерах социал-демократов были его призывы голосовать за эту партию.

Ожидалось, что процессы «зачистки» партийных рядов пойдут после 2015-го года, но они опять застряли. Потому что эти «клещи» обосновались во всех центрах влияния, сформировавшихся вокруг президента, а таких центров было несколько, они конкурировали между собой. И не смотря на то, что в адрес некоторых социал-демократов было много обвинений выдвинуто, им удавалось держаться, причем очень крепко.

В феврале прошлого года, к примеру, на одного члена партии, не буду называть его фамилии, возбудили уголовное дело по факту того, что он, будучи главой сельской управы, вынес более трехсот незаконных постановлений о выделении земель. И что? Дело возбудили, год прошел, но никаких движений нет, следствие, видимо, приостановлено, суда не было, никакого наказания он не получил. Сейчас заседает в Парламенте от правящей партии.

То, что в СДПК не смогли провести люстрацию, стало причиной того, что не так легко пришлось в предвыборной борьбе и нынешнему президенту. Вы видели, с какими начальными рейтингами выходил кандидат от социал-демократов против кандидата, у которого по опросам общественного мнения на тот момент были очень высокие рейтинги. Эта ситуация была лакмусовой бумажкой того, как электорат относится к партии власти.

И опять же президенту Алмазбеку Атамбаеву пришлось выложиться по полной. И все мы понимаем, что СДПК смогла продвинуть своего кандидата и выиграть в первом туре во многом благодаря личному вкладу Атамбаева.

Поэтому, я думаю, что Атамбаев вынес какие-то уроки из всего этого, и сейчас он занимается именно решением обозначившихся проблем. Он хочет поднять авторитет СДПК. Чтобы это была действительно такая партия, что хоть завтра проведи опросы общественного мнения, ее поддержит большинство населения. Тогда и конкурировать в политической борьбе с оппозицией будет легче. Сейчас идет своего рода ревизия в самой СДПК, я думаю, что партия готовится к парламентским выборам, она не отказывается от амбициозных целей взять на выборах большинство голосов.

«Регион.kg»: Как вы считаете, отсрочка съезда может быть связана с тем, что Алмазбек Атамбаев придет на должность премьера? Или же это просто слухи?

- Надо понимать, что большинство нашего общества скорее поддержали бы эту идею, но экс-президент, что обещает, то и делает. Если он пообещал когорту старых политиков на «свалку» истории отправить, по сути, он этого добился. Пообещал не держаться за президентскую власть – выполнил. Понятно, что как человек, небезразличный к судьбе страны, Алмазбек Атамбаев останется в большой политике, но для этого необязательно занимать позицию премьер-министра. Каким образом это проявится, покажет время. При этом, думаю, что действующему президенту надо дать возможность реализовать всю полноту президентской власти и премьеру надо дать возможность поработать во благо страны.

«Регион.kg»: Ходят слухи, что близится раскол СДПК, потому что часть элиты партии уходит и создает свои партии...

- Прежде всего, надо понимать, что в политике нет ничего враз и навсегда установленного, и то, что кто-то пытается укреплять свои позиции, вполне естественно. В политике, как известно, рулят интересы, имеющие свойство меняться. Но очевидного разлада или раскола в СДПК, на мой взгляд, на сегодня нет. И я уверен, что пока Жээнбеков будет президентом, а Атамбаев лидером партии, раскола не будет, потому что они оба и понимают, что от этого могут пострадать все стороны.

Слухи ходят, это да, но вполне вероятно, что их вбрасывают те, кто хочет, чтобы это произошло, кто хочет рассорить социал-демократов, вбить клин между президентом и экс-президентом, это такой политический прием, так как только повысится политическая турбулентность, у оппозиции возрастают шансы достичь своих целей.

Ситуация для СДПК сейчас не однозначная: с одной стороны, это партия власти, с нее больше спрос, на который не всегда удается ответить, с другой стороны, необходимо ее укрепить и «почистить», очевидна необходимость придания ей массовости и популярности. Поэтому я думаю, что Атамбаев сейчас будет решать данные задачи, у него сейчас и время, и возможности есть для этого, и он будет готовить партию к очередным парламентским выборам.

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir