Итоги года в Киргизии: много политики, мало экономики
rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Политика

Итоги года в Киргизии: много политики, мало экономики

mnogo-politiki

Для Киргизии 2017 год знаменателен хотя бы тем, что впервые за годы независимости передача власти от одного президента к другому прошла без силового варианта, без «революции». А это для страны – уже признак стабильности. На этом фоне стоит ли ждать какого-то прорыва в экономике и существенных изменений в политике или же все будет спокойно и тихо...

Об основных итогах года и ближайших перспективах страны по просьбе «Ритма Евразии» рассказали киргизские эксперты.

Игорь Шестаков – сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир»:

«В нынешнем году Кыргызстану не удалось достичь заметных экономических высот, не было особого прорыва в стабилизации социально-экономических процессов, но и то, что мы имеем, то есть небольшое, но поступательное развитие, – уже достижение. И это с учетом того, что осенью возник конфликт со стратегическим в экономическом плане соседом, который все же удалось уладить. Конечно, Кыргызстану и Казахстану еще многое предстоит сделать, чтобы больше не повторялись пограничные препятствия в торгово-экономических отношениях. Главное, что президенту Сооронбаю Жээнбекову путем переговоров с Нурсултаном Назарбаевым удалось снять политическую напряженность и острую экономическую проблему, связанную с экспортом нашей продукции в Казахстан и транзитом грузов через соседнюю республику.

Полагаю, что четкая позиция нового президента Кыргызстана в отношении расширения сотрудничества в рамках ЕАЭС позволит предпринимателям республики увеличить экспорт своей продукции. К плюсам следует отнести и переформатирование отношений с Узбекистаном, конструктивное сотрудничество с этой соседней страной открывает большие перспективы, прежде всего, в экономической сфере.

Сейчас трудно предсказывать, что станется с экономикой страны. Но можно уверенно говорить, что ее развитие связано с Россией, ЕАЭС и с соседними государствами прежде всего. Других путей просто нет. Но есть инструменты, например, в виде ЕАЭС, которыми следует разумно воспользоваться для выпуска собственной конкурентоспособной продукции и взаимовыгодного взаимодействия со странами-участницами экономического союза. Естественно, будут вестись поиски новых экономических связей и с другими странами.

В плане внутренней политики республики следует отметить, что прошла мирная передача власти путем президентских выборов. В стране был сохранен курс на парламентаризм и укрепление всех вертикалей власти. С 1 декабря вступили в действие новые полномочия премьер-министра, а президентские немного сократились. Также поправки в конституцию предусматривают, что президент Кыргызстана не будет вмешиваться в работу правительства, парламента, судебной системы. В то же время нужно дождаться результатов, которые продемонстрируют реальность законодательных инициатив, в свое время внесенных экс-президентом Алмазбеком Атамбаевым.

В наступившем 2018 году Кыргызстан ожидают досрочные парламентские выборы, которые дадут шанс на появление более устойчивых политических партий. В случае прихода в новый парламент сильных в кадровом плане парламентских партий в Кыргызстане появится и более профессиональная и эффективная исполнительная власть. Также нашей стране необходимо будет усилить борьбу с экстремизмом в рамках ОДКБ и ШОС».

Таалатбек Масадыков – политик, кандидат в президенты на выборах 2017 г.:

«Год прошло относительно спокойно. Относительно. То есть без сильных потрясений, скачков в политике. Впрочем, как и все предыдущие шесть лет правления президента Алмазбека Атамбаева. Он выполнил свое обещание, что передача власти осуществится мирным путем, как известно, новый президент пришел к власти не через революцию, а через выборы. И прошли они вроде бы спокойно. Но это если сравнивать их с выборами в странах, где идет война или перманентные волнения. А так это был политический фарс с использованием IT-технологий.

Если говорить о предстоящем политическом годе, то тут важны отношения между нынешним президентом, экс-президентом, премьер-министром. Если и дальше будет согласие, а пока оно вроде бы есть, то они попытаются как можно быстрее провести досрочные парламентские выборы в 2018 году. Правящая партия – СДПК и ее лидеры имеют власть. Но им надо закрепить достигнутое, то есть получить более управляемый парламент».

Марс Сариев – политолог:

«Самое главное событие прошлого года – президентские выборы. Очень интересные, беспрецедентные. Сам процесс предвыборной кампании был достаточно демократичным, были интересные теледебаты, агитационное соперничество. И это был мирный процесс, без особых резонансных случаев. Это все пошло на пользу Кыргызстану и даже его соседям – мирная передача власти. Тем более что, например, южный Казахстан и Восточный Узбекистан ловят сигналы наших телекомпаний и люди в ближнем, очень ближнем, зарубежье могли следить за нашими выборами. Была здоровая борьба кандидатов-конкурентов, за этим процессом люди могли наблюдать и делать примерку на свою страну. Многие до самого последнего дня не могли предсказать, чем закончится президентская гонка, и отрыв победителя, Сооронбая Жээнбекова, от главного соперника, Омурбека Бабанова, был незначительным.

В числе знаменательных событий прошлого года следует упомянуть и казахстанско-кыргызский конфликт, тесно связанный с выборами, когда президент Нурсултан Назарбаев оказал, пусть и косвенную, поддержку Бабанову. Это было воспринято как вмешательство во внутренние дела страны, привело к жесткой реакции тогдашнего президента Атамбаева и некоторому охлаждению наших отношений с Казахстаном, который ответил, можно сказать, асимметрично. Все это вылилось фактически в экономическую блокаду, учитывая географическое положение страны и то, что нашими основными экономическими партнерам являются Россия, Казахстан, Китай.

Этот конфликт выявил скелеты в шкафу стран-участниц ЕАЭС. Обнажились проблемы, о которых обычно неохотно говорят – контрабанда, серые схемы в отношениях стран-участниц между собой и пр. Н. Назарбаев воспользовался ситуацией, чтобы начать открытый разговор. К примеру, если удастся закрыть серый коридор для товаров из Кыргызстана через Казахстан, то автоматически закроется и коридор для китайских товаров к нам. А Казахстану эти проблемы не нужны. Кто больше потерял в этом конфликте, который все же удалось погасить? Потери обеих сторон вполне сопоставимы, и хорошо, что проблему удалось свести на нет.

На этом фоне следует особо отметить стремительное потепление отношений Кыргызстана с Узбекистаном. Хотя Ташкент налаживает отношения со всеми окружающими странами, но с нашей республикой отношения стали складываться в предпочтительном режиме. И тут имидж Казахстана как евразийского интегратора, мотора инициатив, регионального лидера в результате стал падать. Узбекистан теперь претендует на роль интегратора в Центральной Азии, и внешняя политика Ташкента направлена на это. И в политическом плане, и экономическом, и даже культурном. Руководство Кыргызстана не может это не учитывать».

https://www.ritmeurasia.org/news--2018-01-05--itogi-goda-v-kirgizii-mnogo-politiki-malo-ekonomiki-34351



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir