Центральная Азия в прицеле террористов
rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Безопасность

Центральная Азия в прицеле террористов

CA-Jeenbekov

Центрально-азиатский регион рассматривается как территория расширения сферы влияния международных террористических и экстремистских организаций

Об этом в интервью «Известиям» заявил президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков. Он добавил, что в совместных планах Москвы и Бишкека укрепление сотрудничества в борьбе с терроризмом. Глава республики рассказал также о том, что вступление вЕАЭС дало новый импульс росту ВВП страны и открыло широкие возможности для развития экономики.

— Какие направления наиболее перспективны для развития киргизско-российских связей?

— За последние годы совместными усилиями нам удалось вывести отношения между Кыргызстаном и Россией на уровень стратегического партнерства и союзничества. Мы будем продолжать этот курс, развивать и укреплять всестороннее сотрудничество с нашим стратегическим партнером по всем направлениям. Подкреплять практическими результатами наши совместные наработки в политической, военно-технической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах.

— Для стран Центральной Азии существует опасность со стороны радикальных террористических группировок и экстремистов. Каков уровень этой угрозы сегодня? И есть ли сотрудничество в этой сфере с Москвой?

— Состояние безопасности Кыргызстана определяется его положением в геополитическом пространстве, влиянием региональных факторов, а также динамикой развития страны в современных условиях.

В настоящее время центральноазиатский регион рассматривается как территория расширения сферы влияния международных террористических и экстремистских организаций. Складывающаяся ситуация требует от государства и общества принятия адекватных мер по противодействию терроризму и экстремизму. Мы приняли государственную программу по противодействию экстремизму и терроризму на 2017–2022 годы.

Программа — это концептуальная основа реализации государственной политики эффективного предупреждения, пресечения экстремизма, предотвращения угроз терроризма. Она направлена на защиту интересов личности, общества и государства и учитывает обязательства Кыргызской Республики в рамках решений и конвенций ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС и других международных организаций, резолюций СБ ООН, двусторонних соглашений и международных договоров, а также Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии.

Противостоять терроризму и религиозному экстремизму можно только совместными силами наших стран-партнеров. Мы плодотворно сотрудничаем с другими государствами и международными организациями.

Что касается сотрудничества с Москвой, можем сказать, что Кыргызстан участвует во всех мероприятиях, проводимых под эгидой РФ в плане противодействия экстремизму и терроризму. Слаженная и устойчивая работа налажена по линии ОДКБ, АТЦ СНГ, а также в рамках двустороннего сотрудничества.

— Киргизия входит в евразийские интеграционные объединения — ЕАЭС и ОДКБ. Как вы оцениваете работу в этих структурах? Какую динамику чувствует Бишкек в экономике и военно-политической сфере от работы в этих форматах?

— В 2015 году Кыргызстан присоединился к Договору о Евразийском экономическом союзе, став его пятым полноправным членом. Кыргызстан получил равные права наряду с другими странами — участницами ЕАЭС в органах управления ЕАЭС.

Нас радует, что в структуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) появился блок, который занимается вопросами устранения внутренних барьеров в торговле между странами ЕАЭС. Как вы помните, в 2017 году председательство в органах ЕАЭС перешло к Кыргызстану. И нами было предложено 2017 год посвятить созданию наилучших условий для развития бизнеса на евразийском пространстве и направить усилия на снятие барьеров во взаимной торговле.

Считаю, что это один из самых актуальных на сегодняшний день вопросов и практическая экономическая интеграция будет зависеть и от эффективности деятельности ЕЭК. Еще в 2016 году, будучи премьер-министром, я поднимал вопрос об упрощении процедур принятия решения в ЕАЭС, в настоящее время работаем над этим вопросом.

У ЕАЭС большая международная повестка, и ЕЭК наделена полномочиями от президентов стран Евразийской интеграции вести переговоры о зоне свободной торговли с такими странами, как Индия, Иран, Сербия и Сингапур. Ведутся переговоры с Китаем по расширению торгово-экономического сотрудничества.

Иногда сложно скоординировать работу ведомств в одной стране, а ЕЭК приходится работать с государственными органами пяти государств, с чем она успешно справляется.

С момента вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС наблюдается положительная динамика в экономике. Кыргызстан — лидер по росту экономики среди стран союза. В 2016 году ВВП увеличился на 3,8%.

С 2015 года увеличивается доля экспорта в общем товарообороте, в том числе и со странамиЕАЭС. За 2016 год экспорт увеличился на 9% и составил $447,2 млн. Такая динамика сохраняется и в 2017 году.

После присоединения к ЕАЭС значительно выросли инвестиции в республику из стран ЕАЭС — с 12 до 40%. Вырос объем денежных переводов. Членство в ЕАЭС создало благоприятные условия для пребывания и деятельности трудовых мигрантов в странах союза, в частности упрощены процедуры трудоустройства, улучшены социальные условия жизни для них и их семей.

Кыргызстан является государством — участником ОДКБ еще со времен его создания (на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года).

Как вам известно, под занавес каждого года подводятся итоги работы организации высшим органом — Советом коллективной безопасности, в состав которого входят главы государств-членов. Там и дается оценка всем мероприятиям, которые планово проводились в текущем году. Кыргызстан высоко оценивает работу данной структуры. В целом я могу отметить положительную динамику работы в этих форматах.

— В ноябре прошла ваша первая встреча с президентом России Владимиром Путиным. Какие вопросы обсуждались? Удалось ли найти точки соприкосновения?

— Это был мой первый зарубежный визит после избрания президентом Кыргызстана. И это показатель того высокого уровня взаимоотношений, которые реально существуют сейчас между нашими странами.

У нас с Владимиром Владимировичем состоялся конструктивный и доверительный диалог по всему спектру наших взаимоотношений — как по вопросам двустороннего взаимодействия, так и в рамках участия Кыргызстана и России в интеграционных объединениях и международных организациях. При этом практически по всем вопросам мы нашли взаимопонимание и достигли соответствующих договоренностей.

Вместе с тем убежден, что нам необходимо еще больше наращивать торгово-экономическое сотрудничество, в том числе за счет тех возможностей, которые у нас имеются в связи с участием в Евразийском экономическом союзе. Мы должны планомерно увеличивать экспорт киргизских товаров на рынок ЕАЭС, а также активно привлекать инвестиции и создавать совместные предприятия.

— В СМИ обсуждалась возможность участия миротворцев из Киргизии в послевоенном урегулировании в Сирии. Готов ли Бишкек принять ограниченное участие в подобной миротворческой операции под эгидой ООН?

— Действительно, в СМИ на уровне некоторых экспертов идет обсуждение данного вопроса. Возможность направления миротворческого контингента в Сирию рассматривалась на заседании Постоянного совета ОДКБ, однако на данном этапе этот вариант не получил своего развития. Кыргызстан никаких приглашений ни от кого не получал и не ведет с какой-либо стороной никаких переговоров по отправке наших военных в Сирию. Реализация данного вопроса потребует единогласного решения всех государств — участников ОДКБ, получения положительной резолюции СБ ООН, а главное — согласия парламента Кыргызстана.

— 26 октября 2017 года экс-президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал указ «Об установлении Дней истории и памяти предков». Они будут праздноваться 7–8 ноября. С чем было связано это решение? Некоторые депутаты в Госдуме РФ расценили это решение как увековечивание якобы «начала восстания Киргизии против Российской империи».

— Да, я читал это заявление депутата Госдумы (Игорь Лебедев, ЛДПР. — «Известия»). Причиной такого отношения может быть недостаточное знание реального отношения киргизского народа к России и русскому народу, не учтен исторический контекст. Указ президента «Об установлении Дней истории и памяти предков» направлен прежде всего на наполнение новым смыслом даты 7 ноября. Она в Кыргызстане отмечалась как День Великой Октябрьской социалистической революции, как национальный праздник. Однако в последние годы эта дата стала терять свое значение, поскольку практически нигде, в том числе в самой России, такого праздника уже не было давно.

Указ связывает дату 7 ноября со многими вехами нашей истории. Особенно нашей общей с Россией истории, о которой у нас в Кыргызстане говорят исключительно позитивно, за крайне редким исключением. И это несмотря на то, что было многое: и восстание 1916 года, приведшее к трагедии, и Октябрьская революция, открывшая путь к возрождению киргизской государственности, и индустриализация, создавшая основу экономики Кыргызстана, и репрессии 1930-х годов, и общий подвиг в годы Великой Отечественной войны, и обретение независимости в 1991 году.

Указ принят очень хорошо нашим многонациональным народом. А названный вами российский депутат просто не увидел главного: наша политика открытости в части событий 1916 года позволила снять напряжение, порожденное в свое время политикой замалчивания, которое сохранялось почти сто лет. Все молчали, но помнили. А вот благодаря тому, что мы открыто обо всем сказали народу, сегодня в Кыргызстане нет никого, кто бы говорил о событиях 1916 года в антироссийской риторике.

Проведение в прошлом году официальных мероприятий к 100-летию трагедии 1916 года, посещение президентом России Владимиром Путиным Мемориала памяти жертв народ Кыргызстана воспринял как свидетельство глубокого уважения.

События 1917 года в России в нашей стране рассматриваются в неразрывной связи с восстанием 1916 года. Оно охватило территорию не только современного Кыргызстана, но и всю Центральную Азию. Свержение самодержавия дало шанс на обретение современной национальной государственности киргизам и другим народам региона. Поэтому события 1916 года воспринимаются как одна из причин позитивного восприятия киргизами Октябрьской революции.

После революции наши народы в составе большой страны вместе пережили героические и трагические страницы. Указ помещает все эти события в более широкий исторический контекст, это не только восстание 1916 года, но и события Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны, индустриализации и коллективизации, репрессий, Отечественной войны. Каждое время рождало своих героев, их всех мы должны помнить.

У нас общее прошлое, общая история. Например, в Кыргызстане акция «Бессмертный полк» стала очень популярной, массовой. Русский язык имеет статус официального, это закреплено в Конституции Кыргызской Республики. К русским людям, русской культуре в Кыргызстане отношение самое доброжелательное.

Указ направлен на укрепление дружбы между нашими народами. Наша общая история помогла нам сделать стратегический выбор в пользу евразийской интеграции, в пользу сотрудничества с Россией.

https://iz.ru



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir