rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Политика

Китаю придется притормозить по пути в Центральную Европу

China-ES

Восточная и Центральная Европа оказались полем битвы между Евросоюзом и Китаем - пока Брюссель выигрывает благодаря строгим правилам и еврофондам, но некоторые страны уже предпочитают партнерство с Пекином

Китайская политика "соблазняй и разделяй" оказалась не столь успешна в Европе, пишет Politico.

Китай уже давно продвигает формат "16+1", чтобы усилить свое влияние в шестнадцати странах Центральной и Восточной Европы, некоторые из которых входят в ЕС, НАТО, в обе эти организации или не имеют отношения ни к одной из них.

Эта бурная деятельность, особенно активность Китая на Балканах, вызвала тревогу в Брюсселе. Однако сейчас официальный Пекин сталкивается с бюрократическими и финансовыми препятствиями, заставляя думать, что экономическому и дипломатическому влиянию Китая в Европе есть предел.

В рамках программы "Один пояс — один путь" Китай вложил деньги в инфраструктуру, логистику и транспортные сети, чтобы облегчить доступ своих товаров на европейский рынок. Китайские чиновники оценивают объем инвестиции в страны Центральной и Восточной Европы примерно в 6,7 миллиарда евро. Этот регион, в котором проживают 120 миллионов человек, является относительно неизвестным для Китая, однако торговые связи с ним растут — в прошлом году объем двусторонней торговли увеличился на 11% по сравнению с 2011 годом.

Однако как бы Китаю ни хотелось рассматривать все 16 стран как единый организм, который может сообща осуществлять совместные проекты, на деле у всех стран собственное законодательство и разные приоритеты. И страны — члены ЕС не так стремятся заполучить китайские инвестиции.

Все по правилам

Для Венгрии, которая на этой неделе принимает саммит "16+1" и получает самые крупные китайские инвестиции среди всех его участников, Китай — потенциальный источник не только капитала, но и политического влияния, которое премьер-министр Виктор Орбан может использовать в своем противостоянии с ЕС.

Однако Китай сталкивается с значительными проблемами в регионе.

"Китайские инвестиции в страны ЕС ограничены", — говорит Тамаш Матура, профессор Университета Корвина в Будапеште. — Некоторые страны за последние пять лет не получили никаких денег из Китая".

На западе Балканского полуострова в таких странах, как Сербия, Черногория и Босния и Герцеговина, которые не имеют доступа к еврофондам и не ограничены правилами ЕС, Китаю повезло больше. Лидеры этих государств тепло приветствовали китайские экономические инициативы и постарались укрепить дружеские связи с официальным Пекином.

В Сербии, которая получила львиную долю китайских инвестиций в регионе, Китай приобрел фабрики и софинансировал строительство мостов, железных дорог и объектов энергетики.

"В наших экономических и политических отношениях нет проблем, мы всегда на одной стороне, а когда Китай хочет что-то сказать, мы всегда на стороне Китая", — заявил в мае президент Сербии Александр Вучич.

От Брюсселя до Пекина

Главный проект Китая в регионе — скоростной поезд Белград — Будапешт. Строительные работы на сербском участке должны начаться на этой неделе. Модернизированная железная дорога поможет быстро перемещать китайские грузы, прибывающие в греческие порты, на территорию ЕСчерез Сербию.

Сейчас путешествие по железной дороге между сербской и венгерской столицами занимает восемь часов. Скоростной поезд позволит довезти пассажиров и груз по тому же маршруту со скоростью 200 километров в час меньше чем за три часа.

Сам проект, впрочем, развивается медленно. Эксим банк Китая должен внести примерно 85% стоимости проекта, который обойдется в 2,4 миллиарда евро, и соглашение между Венгрией и Китаем вызвало в Еврокомиссии опасения в том, что процесс тендера не соответствует правилам ЕС.

"ЕС приветствует инвестиции — как местные, так и иностранные, при условии, что они соответствуют нашим законам", — заявила делегация ЕС в Китае в феврале этого года по поводу проекта железной дороги Белград — Будапешт.

"Еврокомиссия оценивает соответствие государственных заказов правилам ЕС. Мы ведем диалог с властями Венгрии, чтобы получить некоторые пояснения", — сообщила делегация.

Аналитики полагают, что при реализации других проектов в странах Центральной и Восточной Европы, входящих в ЕС, Китай также столкнется с трудностями. Новые члены блока не только связаны с его правилами по борьбе с недобросовестной конкуренцией, но и получают значительное финансирование еврофондов на развитие инфраструктуры.

Интересы Китая в Балтии связаны с транспортом и логистикой, и Латвия надеется предложить свои порты и железные дороги для перевозок китайских грузов в скандинавские порты, рассказала Уна-Александра Берзиня-Черенкова, директор программы "Новый шелковый путь" Института внешней политики.

Тем не менее, по ее словам, "учитывая существующую ситуацию и доступность еврофондов, трудно представить себе проект, для которого необходимы займы из Китая".

"Мы не можем гарантировать, что китайские компании выиграют тендеры", — добавила она.

Однако, несмотря на все препятствия, для некоторых лидеров стран региона Пекин по-прежнему кажется более желанным партнером, чем Брюссель.

"Становится все более оскорбительным, что несколько развитых стран поучают весь мир по поводу прав человека, демократии и рыночной экономики, — заявил Орбан во время телевизионного интервью в мае. — Всем это надоело, и Китаю больше всего".

https://ru.sputniknewslv.com



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir