rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Политика

От помощи РК отказались. К чему готовиться?

dollary3

Эксперты в сложившейся ситуации настроены крайне скептически

Комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша КР поддержал инициативу кабинета министров отказаться от финансовой помощи Казахстана. Это произошло после того, как правительство республики заявило о денонсации соглашения с Казахстаном о предоставлении помощи в размере 100 миллионов долларов или 7-и миллиардов сомов, которые соседи обещали выделить для адаптации Кыргызстана к условиям ЕАЭС. На днях вице-премьер-министр Дуйшенбек Зилалиев заявил, что Кыргызстан больше не нуждается в финансовой помощи Астаны.

«Мы будем искать источники финансирования из бюджета или вне казны. К настоящему времени завершилось строительство большинства из 14 фитосанитарных и ветеринарных лабораторий, отвечающих требованиям ЕАЭС. Средства на них мы выделяем сами. До конца года многие из них будут завершены», – отметил Зилалиев, подчеркнув, что Казахстан эти 100 миллионов долларов обещал выделить еще в 2007 году.

Стоит отметить, что данные средства планировалось использовать на развитие инфраструктуры, в том числе на строительство, модернизацию и дооснащение контрольно-пропускных пунктов и лабораторий Кыргызстана. Поэтому денонсация соглашения пойдет в ущерб нашей республике, особенно с учетом недоработок в этом направлении даже спустя два года после интеграции в ЕАЭС.

После высказывания главы государства Алмазбека Атамбаева о том, что Кыргызстану не нужна помощь РК, такое решение правительства было предсказуемым. Однако, учитывая, что буквально за несколько дней до этого, правительственная делегация во главе с премьером Сапаром Исаковым провела успешные переговоры в Астане, выглядело оно, по крайней мере, не логично.

Стоит напомнить, что об оказании помощи РК и КР в очередной раз договорились в марте нынешнего года в рамках заседания ЕЭК. К тому же, наши соседи по Союзу расширили с 1 января 2017 года перечень продукции из нашей республики, разрешенной к ввозу в Казахстан, по 85 группам товаров. До этого ввоз был разрешен только в 5 областей и по 14 группам. Кроме этого, с февраля этого года разрешены к ввозу на территорию Казахстана 46 групп товаров, подлежащих ветеринарному контролю, а также расширен перечень разрешённых к ввозу на территорию 5 областей Казахстана товаров до 39 групп. И нельзя дать гарантию, что эту норму казахи не смогут изменить в своих интересах после указанной денонсации.

К тому же, многие эксперты за пределами КР считают, что третий за короткий срок разрыв соглашений выглядит, мягко говоря, вызывающе. И если первые два касались вопросов инвестирования в гидроэнергетику российской компанией «РусГидро» и чешской «Liglass Trading», и лежали в экономической плоскости, то последнее выглядит нарочито политическим, принятым под влияние внешних факторов. В первых двух случаях перед республикой замаячила перспектива международного арбитража, а вот последнее решение может «аукнутся» не только ущербом отечественному бизнесу, но и нанести удар имиджу ЕАЭС в целом. Очквидно, что после такого шага властей Кыргызстана можно с уверенностью прогнозировать дальнейшую эскалацию конфликта.

Примечательно, что после отказа от помощи многие заговорили о том, что Кыргызстан могут привлечь к ответственности за несоблюдение обязательств по интеграции в ЕАЭС, среди которых стоял и вопрос создания и модернизации лабораторий и ветфитоцентров. Особенно с учетом того, что нашему государству, как ни одному другому участнику интеграционного объединения, не выделялось столько помощи и средств на адаптацию к новым условиям.

Так, например, только Россия за пару лет перечислила КР 500 миллионов долларов в качестве уставного капитала РКФР и 200 миллионов долларов в качестве технической помощи. Соответствующее соглашение было подписано в Бишкеке в апреле 2015 года. Кроме того, РФ списала долг Кыргызстана.

Стоит отметить, что последствия политического решения властей Кыргызстана может повлечь за собой и другие последствия. Например, Казахстан может отказаться сертифицировать наши товары. Сейчас многие производители КР пользуются услугами лабораторий в РК, которые выдают сертификаты соответствия нашему бизнесу из-за их отсутствия в нашей стране. И большая их часть непосредственно касается продуктов питания. А, значит, наш бизнес попросту не сможет не только полноценно экспортировать продукцию в ту же Россию, но и, что примечательно, соответствовать необходимым техрегламентам внутри страны. К тому же, недавняя ситуация показала, как соседи могут играть на нашей «лабораторной» уязвимости.

В этом уверены и представители экспертного сообщества. Так, по словам доктора экономических наук Асылбека Аюпова, решить двусторонние, экспортные и инвестиционные вопросы не удастся, если Кыргызстан и дальше продолжит денонсировать международные соглашения в одностороннем порядке, когда ему «заблагорассудится».

- Стоит понимать, что после разрыва соглашения с Казахстаном, серьезные убытки понесет в первую очередь бизнес-сообщество. Тем более, что документ предполагал безвозмездную помощь, которая бы помогла нам решить проблемы с инфраструктурой, лаборатория и центрами, разрешающими вывоз наших товаров, мясо-молочной, сельскохозяйственной продукции на рынки экономического союза. Теперь же понятно, что после нашего отказа произойдет эскалация отношений с Казахстаном. Что явно еще больше осложнит экспорт отечественной продукции, - считает Асылбек Аюпов.

В этом также уверен и эксперт по сельхоз отрасли и Нурлан Алиев. По его мнению, сложившаяся на границе ситуация была показательна, тем более, чтобы не говорили власти про лаборатории, их в нашей республике явно недостаточно.

- А те, которые имеются, не выполняют весь спектр анализов, требуемых по ТР ЕАЭС. Казахи эту ситуацию знают, что и помогло им выявить столь большое количество нарушений за неделю. Особенно, где были некие допустимые отклонения, на которые раньше они закрывали глаза. Да, конечно, решить вопрос с лабораториями мы можем самостоятельно. Но поможет ли нам это при обострении отношений с Казахстаном, сказать невозможно. Да и отечественные чиновники неоднократно доказывали свою неэффективность в работе. Из-за чего собственно мы и оказались в подобной ситуации, - подчеркнул Алиев.

А, значит, если отечественные власти в ближайшее время не урегулируют ситуацию с соседями по границе, кыргызстанский бизнес может оказаться заложником затяжной внешнеполитической ситуации. Более того, нарушение продвижения товаров через границу грозит задержкой контрактов с заказчиками. А это увеличивает риск их дальнейшей потери. И выдержит ли эту политическую перипетию наша страна и экономика, покажет лишь время.

Анастасия Борисова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir