rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Политика

От помощи РК отказались. К чему готовиться?

dollary3

Эксперты в сложившейся ситуации настроены крайне скептически

Комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша КР поддержал инициативу кабинета министров отказаться от финансовой помощи Казахстана. Это произошло после того, как правительство республики заявило о денонсации соглашения с Казахстаном о предоставлении помощи в размере 100 миллионов долларов или 7-и миллиардов сомов, которые соседи обещали выделить для адаптации Кыргызстана к условиям ЕАЭС. На днях вице-премьер-министр Дуйшенбек Зилалиев заявил, что Кыргызстан больше не нуждается в финансовой помощи Астаны.

«Мы будем искать источники финансирования из бюджета или вне казны. К настоящему времени завершилось строительство большинства из 14 фитосанитарных и ветеринарных лабораторий, отвечающих требованиям ЕАЭС. Средства на них мы выделяем сами. До конца года многие из них будут завершены», – отметил Зилалиев, подчеркнув, что Казахстан эти 100 миллионов долларов обещал выделить еще в 2007 году.

Стоит отметить, что данные средства планировалось использовать на развитие инфраструктуры, в том числе на строительство, модернизацию и дооснащение контрольно-пропускных пунктов и лабораторий Кыргызстана. Поэтому денонсация соглашения пойдет в ущерб нашей республике, особенно с учетом недоработок в этом направлении даже спустя два года после интеграции в ЕАЭС.

После высказывания главы государства Алмазбека Атамбаева о том, что Кыргызстану не нужна помощь РК, такое решение правительства было предсказуемым. Однако, учитывая, что буквально за несколько дней до этого, правительственная делегация во главе с премьером Сапаром Исаковым провела успешные переговоры в Астане, выглядело оно, по крайней мере, не логично.

Стоит напомнить, что об оказании помощи РК и КР в очередной раз договорились в марте нынешнего года в рамках заседания ЕЭК. К тому же, наши соседи по Союзу расширили с 1 января 2017 года перечень продукции из нашей республики, разрешенной к ввозу в Казахстан, по 85 группам товаров. До этого ввоз был разрешен только в 5 областей и по 14 группам. Кроме этого, с февраля этого года разрешены к ввозу на территорию Казахстана 46 групп товаров, подлежащих ветеринарному контролю, а также расширен перечень разрешённых к ввозу на территорию 5 областей Казахстана товаров до 39 групп. И нельзя дать гарантию, что эту норму казахи не смогут изменить в своих интересах после указанной денонсации.

К тому же, многие эксперты за пределами КР считают, что третий за короткий срок разрыв соглашений выглядит, мягко говоря, вызывающе. И если первые два касались вопросов инвестирования в гидроэнергетику российской компанией «РусГидро» и чешской «Liglass Trading», и лежали в экономической плоскости, то последнее выглядит нарочито политическим, принятым под влияние внешних факторов. В первых двух случаях перед республикой замаячила перспектива международного арбитража, а вот последнее решение может «аукнутся» не только ущербом отечественному бизнесу, но и нанести удар имиджу ЕАЭС в целом. Очквидно, что после такого шага властей Кыргызстана можно с уверенностью прогнозировать дальнейшую эскалацию конфликта.

Примечательно, что после отказа от помощи многие заговорили о том, что Кыргызстан могут привлечь к ответственности за несоблюдение обязательств по интеграции в ЕАЭС, среди которых стоял и вопрос создания и модернизации лабораторий и ветфитоцентров. Особенно с учетом того, что нашему государству, как ни одному другому участнику интеграционного объединения, не выделялось столько помощи и средств на адаптацию к новым условиям.

Так, например, только Россия за пару лет перечислила КР 500 миллионов долларов в качестве уставного капитала РКФР и 200 миллионов долларов в качестве технической помощи. Соответствующее соглашение было подписано в Бишкеке в апреле 2015 года. Кроме того, РФ списала долг Кыргызстана.

Стоит отметить, что последствия политического решения властей Кыргызстана может повлечь за собой и другие последствия. Например, Казахстан может отказаться сертифицировать наши товары. Сейчас многие производители КР пользуются услугами лабораторий в РК, которые выдают сертификаты соответствия нашему бизнесу из-за их отсутствия в нашей стране. И большая их часть непосредственно касается продуктов питания. А, значит, наш бизнес попросту не сможет не только полноценно экспортировать продукцию в ту же Россию, но и, что примечательно, соответствовать необходимым техрегламентам внутри страны. К тому же, недавняя ситуация показала, как соседи могут играть на нашей «лабораторной» уязвимости.

В этом уверены и представители экспертного сообщества. Так, по словам доктора экономических наук Асылбека Аюпова, решить двусторонние, экспортные и инвестиционные вопросы не удастся, если Кыргызстан и дальше продолжит денонсировать международные соглашения в одностороннем порядке, когда ему «заблагорассудится».

- Стоит понимать, что после разрыва соглашения с Казахстаном, серьезные убытки понесет в первую очередь бизнес-сообщество. Тем более, что документ предполагал безвозмездную помощь, которая бы помогла нам решить проблемы с инфраструктурой, лаборатория и центрами, разрешающими вывоз наших товаров, мясо-молочной, сельскохозяйственной продукции на рынки экономического союза. Теперь же понятно, что после нашего отказа произойдет эскалация отношений с Казахстаном. Что явно еще больше осложнит экспорт отечественной продукции, - считает Асылбек Аюпов.

В этом также уверен и эксперт по сельхоз отрасли и Нурлан Алиев. По его мнению, сложившаяся на границе ситуация была показательна, тем более, чтобы не говорили власти про лаборатории, их в нашей республике явно недостаточно.

- А те, которые имеются, не выполняют весь спектр анализов, требуемых по ТР ЕАЭС. Казахи эту ситуацию знают, что и помогло им выявить столь большое количество нарушений за неделю. Особенно, где были некие допустимые отклонения, на которые раньше они закрывали глаза. Да, конечно, решить вопрос с лабораториями мы можем самостоятельно. Но поможет ли нам это при обострении отношений с Казахстаном, сказать невозможно. Да и отечественные чиновники неоднократно доказывали свою неэффективность в работе. Из-за чего собственно мы и оказались в подобной ситуации, - подчеркнул Алиев.

А, значит, если отечественные власти в ближайшее время не урегулируют ситуацию с соседями по границе, кыргызстанский бизнес может оказаться заложником затяжной внешнеполитической ситуации. Более того, нарушение продвижения товаров через границу грозит задержкой контрактов с заказчиками. А это увеличивает риск их дальнейшей потери. И выдержит ли эту политическую перипетию наша страна и экономика, покажет лишь время.

Анастасия Борисова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir