rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Экономика

Новое правительство – новая работа кабмина?

minselhoz~01~01

Эксперты скептически отнеслись к подобным ожиданиям. Пояснили почему...

В Кыргызстане в очередной раз сменился премьер и правительство. При этом, что удивительно, особые пертурбации на этот раз не коснулись кабмина. Тем не менее, смена его главы прямо и косвенно подразумевает, что будет взят курс на перемены. Правда, пока не понятно, на какие именно.

Учитывая, что стратегические функции в экономике Кыргызстана отводятся минсельхозу и минэконому, начинать необходимо именно с них. И если министерство экономики демонстрирует определенную эффективность своей работы, то министерство сельского хозяйства – однозначный аутсайдер. А, значит, пора пересмотреть работу указанного ведомства и кабинета министров в целом.

С подобной позицией согласились и эксперты, но особого оптимизма по поводу реализации этого предложения не высказали. Так, по словам эксперта по сельхоз отрасли Нурлана Алиева, для того, чтобы определить, чем должно заниматься министерство необходимо поставить четкие цели и задачи.

- А это, в свою очередь, подразумевает наличие определенного видения, какой должна стать наша страна через 5-10 лет, и какую роль в этом должен сыграть тот же Минсельхоз. Но, к сожалению, новые члены правительства и премьер не смогли четко рассказать о стратегии государства, в том числе, и по аграрному сектору. Их презентация «Доорго кырк кадам» (40 шагов к успеху – прим. ред.), которую я лично читал, не что иное, как план действий министерств, собранные в один файл. Но это не стратегия! Подобная программа должна быть концептуальной и содержать индикаторы развития, по которым можно будет судить о ее эффективности. И судя по представленному новым правительством документу, предпосылок для кардинального развития и выхода из кризиса, как не было, так и нет, - отметил «Регион.kg» Нурлан Алиев.

Однако эксперт считает правильным, что во главе минсельхоза и многих других ведомств остались прежние руководители. По мнению Нурлана Алиева, чтобы ведомство начало эффективно работать, нужен как минимум год. На сегодняшний день большинство министров только успели изучить работу своих ведомств и понять ее принцип, и если бы их снова поменяли, то еще один год оказался бы потерян.

- Никакой эффективности в чередовании министров я не вижу. Это превратилось в конвейер Жогорку Кенеша по раздаче портфелей. При этом, сам парламент не несет никакой ответственности за своих «назначенцев». Большей эффективности мы добились бы, если бы фракция, которая предложила нового министра, несла непосредственную ответственность за него. Ведь перед назначением она доказывала до хрипоты его полезность, а когда через год этого чиновника критикует весь ЖК, в том числе, и та фракция, которая его выдвигала. Они заявляют, что он просто не справился. Поэтому, к этой проблеме необходимо подходить системно и, наконец, обозначить ответственность парламента за тот кабмин, который они фактически составляют. Можно ввести «поруку» хотя бы из 3-х человек, которые будут нести персональную ответственность перед фракцией, и если тот министр, за которого они поручились, не справляется, и его снимают с должности, то и его поручители депутаты должны сдать мандаты. Это будет стимулом не только отстаивать своего выдвиженца, но и контролировать его работу. Не помешало бы ввести мораторий на смену правительства. То есть, должны быть очень веские доводы, чтобы парламент выступил с инициативой о его смене, - считает Алиев.

При этом, эксперт добавил, что члены кабинета министров не прислушивались и вряд ли прислушаются к советам и рекомендациям экспертов, а поэтому он не испытывает большого оптимизма по поводу работы нового правительства в целом, и министерства сельского хозяйства, в частности.

Согласно статистике, в общем объеме внутреннего валового продукта Кыргызстана доля сельского хозяйства составляет значительную часть – около 24-х процентов. При этом, около 65-ти процентов населения страны проживает в сельской местности, 34 процента из общего числа всех трудящихся или 14 процентов от общего населения страны заняты в сельском хозяйстве (в развитых странах этот показатель равен - 1-3%). Эти цифры показывают, что сельское хозяйство в Кыргызстане является стратегической отраслью. Оно играет важную роль не только в социально-экономическом плане, но и может иметь политическое значение. Следовательно, и профильное ведомство должно работать соответственно. Между тем, отечественный минсельхоз, надо признать откровенно, не демонстрирует даже маломальской эффективности.

Это мнение разделяет и экс-глава аграрного ведомства Джумакадыр Акенеев. По его словам, работу Минсельхоза необходимо строить по другому принципу.

- Сейчас эти 65 процентов жителей сельской местности - сами по себе. Ведь, когда можно считать, что министерство работает хорошо? Когда туда с проблемами приходят фермеры, и им помогают. Оно должно быть неким методологическим штабом по получению тех же рекомендаций. Сейчас же такого нет точно. Лично я бы отметил среди всех, эффективную работу замминистра Чодуева, других не видно и не слышно. При этом, у нас очень большой потенциал Минсельхоза. Стоит вспомнить СССР, где аграрная отрасль нашей страны была превалирующей. И это надо возрождать, - подчеркнул «Регион.kg» Акенеев.

Джумакадыр Асанкулович напомнил, что в его бытность министром данного ведомства в 1997 году, существовала проблема сбыта продукции.

- Я нашел иностранного инвестора, который пришел в Кыргызстан, заранее выдавал минеральные удобрения, ГСМ, а по итогам года получал продукцию. И этим мы помогали крестьянам. Сейчас же они работают безо всякого участия государства. Но можно было бы так организовать работу ведомства, что, в принципе, госпомощь была бы не нужна. Ведь, это самофинансируемый сектор. Тем более, что на местах уже есть фермеры, которые уверенно стоят на ногах. Плюс налажено производство продукции, на котором можно делать имидж страны. Например, возьмем туже фасоль в Таласе, в Нарыне – мясо и молоко, в Оше – производство овощей и фруктов. Просто необходимо организовать логистические центры, и продвигать продукцию не только по КР и ЕАЭС, но и на международный рынок, - подчеркнул эксперт.

Он также добавил, что это должно стать основной задачей министерства сельского хозяйства.

- Давайте рассмотрим возможности минсельхоза на примере таласской фасоли. В Таласе она стоит 1 евро за килограмм, а в Европейском Союзе продается от 5 до 11 евро за кг, т.е. в разы дороже. Минсельхоз мог бы организовать скупку, перевозку и передачу этой продукции в Европу по тому же статусу ВСП+ на уровне правительства. Скупать у фермеров фасоль можно по 2 евро, на калибровку, перевозку и сортировку уходит буквально 1 евро получается 3 евро, а продать ее оптом можно по 4 евро за килограмм. При таком раскладе Минсельхоз зарабатывал бы на 1 кг фасоли 1 евро. Следовательно, 124 тысячи тонн фасоли давали 124 миллиона евро ежегодного дохода Кыргызстану, а не турецким бизнесменам, как сейчас. Но, пока, к сожалению, этой работы нет, - посетовал Акенеев.

Между тем, он считает разумным решение нового премьер-министра сохранить практически без изменений состав кабинета министров.

- То, что правительство в целом сохранило состав министров – правильно. Вообще, они должны работать минимум 3 года, а желательно – 5 лет. Тогда можно будет говорить об их ответственности, эффективности и полезности для страны, - подчеркнул эксперт.

Ясно одно – после постоянной череды перестановок и передачи портфелей от министра к министру, и от одного главы правительства к другому, общественность и эксперты скептически относятся даже к возможности каких-либо изменений, хотя и продолжают указывать для них правильный вектор. А, значит, если они и произойдут, то это, скорей вызовет резонное удивление, нежели станет ожидаемым событием.

Анастасия Борисова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir