rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Безопасность

Кыргызстан на пути исламизации: точка невозврата пройдена?

moustrap

На днях спецслужбы Кыргызстана призвали кыргызстанцев к бдительности

Спецслужбы опубликовали в СМИ сообщение, адресованное гражданам и гостям республики. В сообщении говорится о необходимости соблюдать бдительность, в связи с террористической ситуацией в стране, учитывая, что практически ежедневно органы национальной безопасности и правоохранительные структуры Кыргызстана задерживают лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям, изымают оружие, обезвреживают взрывные устройства и предупреждают теракты. О том, насколько обоснованы опасения силовиков в интервью «Регион.kg» рассказала директор Центра изучения общественного мнения и прогнозирования «Эл-Пикир» Эльвира Илибезова.

«Регион.kg»: Спецслужбы и эксперты опасаются, что в ближайшее время ситуация в плане религиозного радикализма будет накаляться, прогнозируется повышение активности, так называемых, спящих ячеек, и в этой связи рост проявлений экстремизма, терроризма и т.д. Вы проводили исследования в этом направлении. Исходя из ваших данных, насколько эти опасения обоснованы?

- Эти опасения вполне обоснованы, достаточно посмотреть статистику. В своей исследовательской работе мы часто используем метод семантики, когда мы даем респондентам различные слова и спрашиваем, что они почувствовали, услышав эти слова – безразличие, положительные эмоции и одобрение или же раздражение и негатив. Так вот в таких семантических рядах, например, исламскую республику одобряют около 50-ти процентов опрошенных, и только около 30-ти процентов испытывают отрицательные эмоции. При слове «духовенство» - около 60-ти процентов чувствуют одобрение. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наше общество двигается в сторону религиозной формы правления, в сторону исламизации государства.

Когда мы измеряем отношение к светскому государству, как противовесу исламскому государству, то мы видим, что разница между положительным восприятием и отрицательным очень незначительная, не смотря на то, что у нас по Конституции светское государство. И если так будет продолжаться, то через несколько лет у нас остро встанет вопрос о создании исламской республики.

И, на мой взгляд, в этом вопросе мы уже точку невозврата прошли. Почему я так думаю? Потому что сегодня очень сложно повернуть ситуацию. Только сильное авторитетное государство способно сохранить светский строй. В то время, как слабое и «беззубое» государство не сумеет справиться с ситуацией. А в Кыргызстане сегодня прорастают мощные силы в секторе НПО, в религиозном секторе, а геополитические игроки четко обозначают круг своих интересов и т.д. И пока мы видим, что наше государство слабое. Поэтому очень важно, какие в этом направлении власть будет делать шаги.

О религиозной ситуации можно говорить и промониторив динамику роста строительства мечетей. Это очень большая цифра, особенно если сравнить количество построенных мечетей с числом построенных социальных объектов, таких, как больницы, школы, детские сады и т.д. Разница между ними огромная.

Кто выделяет средства на строительство мечетей? Часто мы слышим о неких спонсорах с Ближнего Востока.

Недавно я была в Оше, остановилась в гостинице. И персонал мне рассказал, что я заселилась в номер, из которого на днях выехали арабы. Меня удивило, что арабы делали в Оше. Мне рассказали, что к этим арабам в номер заходили муфтии и молдо с пристегнутыми наручниками к руке чемоданчиками, а выходили из номера уже без чемоданчиков. Это что – возврат долгов, или зарубежные благодетели просто бизнес делают, выкачивая деньги из нашей бедной страны через саадака и прочие пожертвования, которые делают верующие?

Я думаю, что эти вопросы должны решаться на уровне законодательства. Если мы не можем перекрыть входящие финансовые потоки, то их надо контролировать. Надо обязать представителей духовенства строить какие-то социальные и инфраструктурные объекты, дороги и т.д. Почему все эти проблемы решает государство, а духовные структуры финансами распоряжаются на свое усмотрение? Такие вещи необходимо контролировать на уровне властей, но наше государство пока этим вообще не занимается.

Опасно, что данные процессы ведут к радикализации общества. В ходе исследований, мы выявили, что в нашей стране есть села, которые поддерживают официально запрещенные религиозные течения. А делается это очень легко. Строится мечеть, которая это течение пропагандирует, разъясняет верующим во время своих молитв, а население у нас в этих вопросах малограмотное, оно не знает всех интерпретаций Корана. Но раз в мечети так сказали, значит, так и есть. В итоге получается, что люди целого села, где находится эта мечеть, являются носителями ценностей запрещенного течения Ислама. Такие села есть и на юге, и на севере.

Мне кажется, что политика «открытых дверей» для нашей страны была ошибочной. Потому что, широко распахнув двери, мы запустили в Кыргызстан много опасных религиозных течений, которые сегодня проявляются и в виде террористических проявлений. С недавними терактами в России и Турции были связаны выходцы из Кыргызстана.

«Регион.kg»: Как Вы считаете, деньги, собранные мечетями и переводимые за рубеж через те же арабские страны, могут использоваться для финансирования экстремистских и террористических организаций, находящихся вне республики?

- Я не могу с уверенностью ответить на этот вопрос. У нас есть соответствующие структуры, которые должны заняться этим вопросом, причем срочно.

Но что меня лично настораживает в ситуации, которая складывается в нашей стране сегодня, так это то, что у нас в стране сосредотачиваются разные течения Ислама, которые привносятся в нашу страну внешними силами вместе с финансированием строительства тех же мечетей.

Мы знаем, что большинство гражданских войн в мусульманских странах, разгорались именно из-за религиозных разногласий. И наличие в нашей стране многообразия ответвлений Ислама дает повод опасаться, что через какое-то время, когда население нашей страны будет раздроблено на разные религиозные течения, третьи силы, когда им это понадобится, смогут столкнуть их между собой для того, чтобы развязать конфликт на территории нашей страны.

Поэтому уже сейчас государство должно, прежде всего, проанализировать финансовые потоки, которые на протяжении последних 10-15 лет идут в нашу страну на религиозные цели. Нужно выяснить, где эти потоки формируются, на какие цели они направляются, не угрожает ли это безопасности нашей страны, не противоречит ли нашим национальным интересам. Надо понимать, что любые финансовые вливания делаются, прежде всего, с учетом интересов доноров. Важно видеть геополитическую обстановку и т.д. Тогда станет понятно, когда, кому и зачем может понадобиться дестабилизировать обстановку в Кыргызстане, и уже исходя из этого анализа, нужно действовать на предупреждение и моделировать ситуацию, дабы избежать возможных конфликтов.

К сожалению, сейчас ситуация такова, что в республику приходят разные доноры, они имеют свои мотивы и интересы, которые подчас идут во вред нашей стране, а государство при этом совершено не контролирует ситуацию.

Я думаю, что необходимо создать специальную государственную структуру, которая отслеживала бы эти вещи. Здесь же необходимо контролировать и потоки финансирования НПО, потому что у нас многие религиозные структуры регистрируются, как неправительственные организации.

«Регион.kg»: Если говорить языком цифр, каков уровень радикализации в нашей стране? Это можно как-то измерить?

- Назвать точную цифру сложно, потому что это между верой и радикальной религией подчас очень тонкая грань. Радикализм начинается там, где начинается осуждение и неприятие инакомыслящих, а также противопоставление своей веры всем остальным. Например, некоторым мусульманам нельзя ставить новогоднюю елку, потому что это харам. Если мусульманин не ставит елку у себя – это еще не радикализация, но если он осуждает и записывает в грешники всех, кто ставит ее – это уже радикализация. Потому что следующий шаг за осуждением – это запрет, а дальше изгнание из общества и т.д. Мы видим, что таких проявлений радикальной веры в нашем обществе с каждым годом становится все больше и больше.

Еще один момент, я считаю опасной практику, когда малообразованные не подготовленные в религиозном плане люди, идут в народ и распространяют ложные представления об Исламе, неверно интерпретируя Коран.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir