rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Русский и кыргызский: нужно ли Кыргызстану выбирать один из них?

Почему русский язык должен сохранять официальный статус и какие выгоды получает Кыргызстан, закрепив его статус в Конституции? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн конференции: «Значение русского языка в современном развитии, в экономическом и образовательном сотрудничестве Кыргызстана с Россией и странами СНГ», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Кыргызстанцы проголосовали за президентскую республику и Садыра Жапарова

Референдум по форме правления признан состоявшимся, в соответствии с законодательством, для этого достаточно 30-процентной явки избирателей. Сегодня же в голосовании приняли участие около 33 процентов кыргызстанцев, из которых более 81 процента отдали предпочтение президентской форме правления, за парламентскую проголосовали 10,66 процента.

США не поздравили Садыра Жапарова с избранием на пост президента

Посольство США в КР распространило заявление, в котором говорится, что «Соединенные Штаты Америки признают Садыра Жапарова избранным президентом Кыргызской Республики», однако не смотря на нормы дипломатического этикета, дипмиссия с этим событием его не поздравила.

oy-ordo

881

Политика

Региональные аспекты диктуют новые задачи ОДКБ.

Решая задачи внешней безопасности, ОДКБ не решит внутренних проблем государств-участников

К участию завершившемуся Астане саммиту ОДКБ главы государств-участников организации отнеслись по-разному. Президент Белоруссии Александр Лукашенко принял участие только в протокольной части мероприятия. Однако в загородную резиденцию Нурсултана Назарбаева, на два оставшихся дня саммита, Лукашенко лететь отказался. И это при том, что Минск председательствует в ОДКБ в данный момент.

Президент Узбекистана Ислам Каримов вообще отказался посещать саммит в Астане. Формально это объяснялось загруженностью президента и его чрезвычайно плотным графиком в связи с подготовкой к празднованию 20-летия независимости Узбекистана. Уже в конце августа страна будет проводить масштабные мероприятия. Однако, по неофициальной версии, - причиной отказа от участия в саммите стало скептическое отношение Каримова к ОДКБ.

Еще в апреле 2009 г. МИД Узбекистана сообщил, что "не видит целесообразности своего участия в работе заседания" Совета глав МИД стран-членов ОДКБ, которое проходило в Ереване. А недавно Каримов отказался участвовать в создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) при ОДКБ, которые создали для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учитывая предысторию, нынешний отказ узбекского лидера от участия в саммите в Астане не явился неожиданностью. Он даже не принял у себя генсека организации Николая Бордюжу, который до саммита в рамках консультаций объезжал все столицы ОДКБ. Кстати, Ташкент однажды уже выходил из ОДКБ, правда, вернувшись в организацию через некоторое время.

Однако, ни отказ Каримова, ни недолгое участие Лукашенко не помешало остальным лидерам стран-участниц организации провести полноценный саммит в Астане. Президенты Казахстана - Нурсултан Назарбаев, Кыргызстана - Роза Отунбаева, России - Дмитрий Медведев, Таджикистана - Эмомали Рахмон и Армении - Серж Саргсян, после окончания протокольной части мероприятия отправились на вертолетах в загородную резиденцию Назарбаева в Боровом, в 250 км от Астаны.

На саммите президенты обсудили множество вопросов, которые, кстати, были бы интересны и Ташкенту. В первую очередь темы саммита касались совместной защиты от угроз с юга, и комплектование Коллективных вооруженных сил.

Россия и центральноазиатские страны сегодня особенно озабочены превенцией угроз, исходящих с юга, где главным источником проблем по прежнему остается Афганистан. Россия и ее партнеры по ОДКБ в Центральной Азии должны быть готовы к неизбежному ухудшению ситуации после вывода американских войск их Афганистана, который начался в июле. Уже в нынешнем году США намерены вывести до 10 тыс. своих военнослужащих, а к середине следующего года довести это число до 33 тыс.

После вывода войск коалиции Афганистан, занимающий лидирующую позицию по производству наркотиков-опиатов - основного источника финансирования международного терроризма, превратится в постоянную головную боль его центральноазиатских соседей и России.

Странам региона стоит задуматься о том потоке наркотиков, который хлынет через границы, погребя под собой сотни тысяч жизней.

Кроме того, в разы возрастет уровень террористической угрозы, исходящей от исламистов.

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа на встрече с президентом России на прошлой неделе в Москве заявил, что предполагаемые террористы проходят подготовку на территории Афганистана и предпринимают попытки дестабилизировать Центральную Азию.

Социальная напряженность и бедность Центральной Азии предоставляют возможность радикальному исламу пустить крепкие корни в этом регионе. Государственная поддержка имамов и медресе, которые должны помочь молодежи региона правильно трактовать исламское учение, не сравнима с финансированием исламистов. Финансирование терроризма осуществляется еще и за счет наркотрафика, в большом объеме проходящего через регион. Наиболее активной террористической организацией в регионе является Исламское движение Узбекистана (ИДУ), связанное с Аль-Каидой и талибами.

Две революции в Кыргызстане и внутренние конфликты в Узбекистане и Таджикистане добавили нестабильность и в без того неспокойный регион, что усугубляется высоким уровнем коррупции и плохо защищенными границами Центрально - Азиатских государств.

В связи с такими реалиями, государства ЦА просто обязаны выработать приемлемый механизм защиты от реальных угроз с юга, и в этом отношении ОДКБ может сыграть чрезвычайно полезную роль. Именно поэтому российское руководство продвигает идею коллективных сил оперативного реагирования.

Однако, помимо превенции внешних угроз, страны-участницы ОДКБ имеют в виду еще один немаловажный аспект участия в организации.

По мнению многих наблюдателей, ОДКБ выполняет двоякую роль, с одной стороны, обеспечение региональной безопасности и, вместе с тем, дает некие гарантии национальной безопасности. Видимо, у руководителей некоторых стран-участниц организации есть надежда на то, что потенциал ОДКБ может быть задействован и в случае внутренней нестабильности. Правда, во время кровавых столкновений и свержения власти Курманбека Бакиева в прошлом году в Киргизии этого не случилось. Тем не менее, такие надежды у некоторых членов ОДКБ все еще остаются.

Однако самыми неоднозначными для России и для других членов организации являются претензии Армении.

Постоянно повторяющиеся высказывания армянской стороны о безоговорочной защите со стороны ОДКБ от всех возможных сценариев развития событий в Нагорном Карабахе вызывают, как минимум, досаду у членов ОДКБ.

Согласно союзному договору с Организацией Договора о коллективной безопасности, в случае осуществления военных действий против Армении ОДКБ обязана оказать военную помощь Еревану, сказал ереванской газете "Азг" министр обороны Армении Сейран Оганян. "Это является ответом на вопрос, поможет ли нам в случае войны с Азербайджаном ОДКБ или нет, т.к. мы являемся членами этой структуры, а Азербайджан - нет", - отметил министр.

Однако Ереван упускает одну немаловажную деталь - военный сценарий развития событий совсем не предполагает нападение Азербайджана на Армению, ведь Нагорный Карабах - это не Армения, а территория де-юре принадлежащая Азербайджану. Этот факт невозможно интерпретировать по-другому, т.к. нет ни одной страны в мире, которая бы признавала независимость Нагорного Карабаха и отрицала территориальную целостность Азербайджана.

Исходя из международных норм, вхождение Армении в ОДКБ никак не гарантирует, что члены организации придут на выручку Еревану в случае военного вторжения Азербайджана в Нагорный Карабах. Юридически ОДКБ просто не имеет на это права, ведь Нагорный Карабах - часть Азербайджана, и никоим образом не относится ни к одной из стран-участниц ОДКБ, а войну члену ОДКБ - Армении, за которую могли бы вступиться остальные страны-члены организации, Баку объявлять не собирается.

Взятые же на себя Арменией обязательства по защите Нагорного Карабаха до сегодняшнего дня не имеют никакого международного признания. И косвенно сама организация уже не один раз пыталась внести ясность в этот вопрос.

В случае же если Ереван надеется на вмешательство ОДКБ по сценарию событий 2008 г. в Цхинвале, когда Россия ввела войска на территорию Грузии, то и тут возникает большой вопрос: а можно ли сравнивать отношения Тбилиси и Москвы в августе 2008-го с отношениями Баку и шестью странами-участницами ОДКБ, исключая Армению.

Если Армения от имени Нагорного Карабаха обратится к ОДКБ с просьбой о вмешательстве, вряд ли страны-участницы организации пренебрегут дружескими отношениями с Азербайджаном. Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Белоруссия и Узбекистан - страны, которые традиционно видят в Азербайджане главного партнера и союзника на Южном Кавказе.

Кроме того, в ситуации вокруг армяно-азербайджанского конфликта и возможного вмешательства ОДКБ, недавно появился еще один юридический нюанс, не оставляющий надежд Еревану. Согласно новым поправкам в закон "Об Обороне" Российской Федерации, президенту России, как главнокомандующему, дано право лично решать, в какие зоны конфликтов за пределами России следует вводить свои войска.

Инициатором внесения поправок стал сам президент Дмитрий Медведев, которому были даны такие полномочия российскими законодателями.

Учитывая все вышесказанное, при любом развитии событий Армении не следует рассчитывать на помощь ОДКБ и России в случае военного сценария развития событий в Нагорном Карабахе, а стоит задуматься о поисках дипломатических компромиссов в решении своих проблем с соседями.

Эльмира Таривердиева, эксперт
(Новое Восточное Обозрение).



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir

media mig logo