rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Выборы

Бакыт Бакетаев: Кыргызстану нужен вице-президент

Эксперт Бакыт Бакетаев еще в начале 2008 года уверенно предсказал, что следующим после Курманбека Бакиева президентом Кыргызстана станет Роза Отунбаева.

 

«Регион.kg»: Почему основное количество кандидатов в президенты выдвинуты не партиями, а по собственной инициативе? Связан ли этот процесс с тем, что кандидаты будут надеяться не на свои политорганизации, а на поддержку в регионах.

- На первый взгляд, наш парламент является партийным, но в действительности в Кыргызстане партии представляют собой сегодня клуб друзей, который объединился вокруг одного лидера и его финансовых компаньонов. О том, что деятельность партий должна быть основана на идеологической платформе, как это было во времена КПСС, сейчас речь не идет. В результате чего мы видим, что наши политорганизации постоянно трясет, словно от землетрясения, по причине постоянных внутренних разборок. У нас сами представители партий зачастую не понимают, какой направленности их политорганизации - левой или правой. Они не знают, как себя позиционировать - сторонниками социализма или капитализма. Есть партии, которые просто берут и переписывают программные документы зарубежных партий, без какой-либо адаптации на политические и социально – экономические особенности Кыргызстана. Я сторонник того, что этот состав парламента надо было все-таки формировать, пусть не полностью, но все, же с учетом одномандатных округов. Этот процесс был бы более разумным.

Действительно определяющим фактором на предстоящих выборах станет региональная поддержка кандидатов. Они будут стремиться набрать максимальное количество голосов в своих районах и среди земляков, рассчитывая на поддержку лидеров местных сообществ, понимая, что в других регионах им особо рассчитывать не на что. Поэтому южные кандидаты будут делать ставку на свой региональный электорат, а северные, соответственно, на свой. Эта избирательная технология вполне устраивает кандидатов, поскольку она не требует серьезных финансовых расходов. К тому же, на региональной площадке им достаточно легко работать. Не надо в чем - то особо убеждать электорат и что - то ему доказывать, поскольку на своей малой родине все кандидаты хорошо известны. Но региональный подход чреват попыткой разделения страны на север и юг. Эта проблема не сегодняшнего дня, подобные настроения появились в Кыргызстане еще 15 – 20 лет назад.

Также, в обязательном порядке будет использован и административный ресурс. Хотя сейчас много и говорят, что его, мол, совсем не будет. Этот ресурс, конечно, будет задействован, правда не в такой грубой и прямолинейной форме, как это было при Акаеве и Бакиеве. Сейчас все будет сделано гораздо тоньше и дипломатичней в либерально – демократическом ключе. Будут использоваться технологии и подкупа голосов избирателей. Есть у нас люди, которые перебиваясь с хлеба на воду, готовы за тысячу сомов отдать свои голоса.

«Регион.kg»: Но если будет происходить опора на регионы, то кандидатам в президенты вновь предстоит пойти на поклон к представителям региональных кланов. Хотя лидеры апрельской революции не раз заявляли, что с кланово – семейной формой правления в Кыргызстане покончено.

- Основные требования апрельской революции носили ярко выраженный социально – экономический характер. Поэтому народ в 2010 году и поддержал немногочисленную оппозицию, в надежде, что страна пойдет по пути коренных социальных преобразований. Кстати, тоже самое происходило и в 2005 году. Но в результате весь революционный процесс, что в марте, что в апреле плавно переходил в режим передела собственности сбежавших президентов и их окружения. Поэтому то, что происходит сейчас, это продолжающийся процесс перераспределения основных финансовых потоков. Реально сегодня страной управляют примерно 100 лидеров различного уровня, включая региональных, политических, финансовых, вот они и занимаются управлением и перераспределением материальных средств Кыргызстана. Если при Акаеве и Бакиеве эти потоки направлялись в одну семью, то сейчас они направляются примерно в 100 семей. Так, что в итоге апрельская революция получилась буржуазной. И мы наблюдаем преобразования постсоветского Кыргызстана, наверное, не в клановый, а, вероятнее всего, в олигархический. И те, кто сейчас стремится стать главой государства, тоже видимо рассчитывают участвовать в перераспределении этих финансовых ресурсов.

«Регион.kg»: Заявление об участии в выборах подали уже более 40 кандидатов, а сколько претендентов имеет реальные шансы стать президентом?

- Реально не более 5 – 7 политиков. Фактически сегодня шансы у всех основных кандидатов равны и они имеют одинаковый электорат. В этой связи, разница в отрыве между кандидатами может составлять максимум 40 тысяч голосов. Выборы пройдут, скорее всего, в два тура и в результате победа будет разыграна между одним кандидатом от севера, а другим от юга. Но все будет зависеть от того, насколько наши олигархические круги смогут договориться между собой по вопросу, кто, же все- таки будет президентом.

«Регион.kg»: В таком случае победа должна быть за политическим тандемом.

- Да, все указывает на то, что у власти может оказаться тандем политиков. И в связи с этим, в Кыргызстане необходимо учреждение поста вице – президента. Этот шаг в определенной степени мог бы стабилизировать, как политическое противостояние, так и не допустить раскола государства по региональному признаку. Но усиливая исполнительную ветвь власти, мы не должны отказываться от модели парламентской республики. Потребуется еще, как минимум, три года, чтобы стало понятно, нужен нам парламентаризм или нет.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir