rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

У Евразийского будущего есть перспективы

В Бишкеке обсудили экономическую политику и актуальные тенденции развития Евразийского союза

Кыргызстан после президентских выборов

Эксперты обсудили перспективы развития внутренней и внешней политики Кыргызстана, а также потенциальное влияние этих политических процессов на уровень безопасности и социально-экономическую ситуацию в республике.

Тарифы на электроэнергию: повышать или не повышать?

Депутаты Жогорку Кенеша КР вновь озадачились вопросом – поднимать тарифы на электричество или не поднимать? Если поднимать, то на сколько? Этот вопрос парламентарии задали экспертам Всемирного банка

Выборы

Должность президента в Кыргызстане становится самой обычной

71861C9B-2241-45D1-9C85-5AD9414925D7_mw800_sЧисло поданных заявлений от кандидатов в президенты претендует на попадание в Книгу рекордов Гиннеса. О том, в чем заключается столь массовое желание в Кыргызстане стать президентом, в интервью «Региону. kg» прокомментировал известный общественный деятель Ишенбай Абдуразаков.

 

«Регион. kg»: Ишенбай Абдуразакович на пост президента помимо лидеров ведущих партий страны также претендуют внушительная группа безработных, пенсионеры, представители малоизвестных общественных организаций. Если отменят институт прописки, то, возможно, и бомжи тоже захотят стать президентами. С чем это связано?

- В первую очередь, с тем, что должность главы государства стала восприниматься в нашей стране как вполне обычная и рядовая. Поэтому, в обществе стали полагать о том, чтобы ее получить, не надо быть харизматичной личностью, влиятельным человеком, обладать какими - то выдающимися способностями и знаниями. Все это, увы, свидетельствует о том, что в стране в настоящее время явно занижено понимание того, что во власти должны находиться личности, ответственные за судьбу страны. Вот многие и решили в связи с этим заявиться на кандидатство по принципу: почему кому - то можно, а мне нельзя. Все происходящее не является слишком позитивной тенденцией, которая свидетельствует об определенной девальвации в Кыргызстане этой высокой государственной должности. С другой стороны, часть кандидатов, видимо, идет на выборы не ради победы, а чтобы элементарно засветиться для продолжения своей политической карьеры. В этом плане важен не результат, а участие. Реально борьба за пост президента развернется между двумя – тремя людьми.

«Регион. kg»: В экспертном сообществе высказываются мнения, что президентский пост не нужен стране и его можно спокойно упразднять. Вы согласны с такой позицией?

- Конечно, нет. В структуре власти президентский пост по- прежнему находится в глазах общества достаточно высоко. Кроме этого, по Конституции, президент обладает серьезными полномочиями. Он представляет нашу страну на международной арене и является Главнокомандующим. Глава государства выполняет стратегически важную миссию, являясь арбитром между законодательной и исполнительной властью. Именно президент, а не премьер – министр является главой исполнительной власти. Как это можно одним махом взять и ликвидировать. Для укрепления государственности институтов власти это будет неверным решением. В то же время, можно рассмотреть возможность избрания президента не на всенародных выборах, а депутатами парламента. Такая форма избрания главы государства, к примеру, существует в Германии. Таким образом, стране удастся избежать многих факторов, которые могут негативно повлиять на общественно – политическую стабильность в стране. Для нынешнего состояния Кыргызстана стабильность и спокойствие имеют ключевое значение.

«Регион. kg»: Необходима ли, на ваш взгляд, очередная конституционная реформа, которая бы вернула президенту его полномочия?

- В США за более чем 200 лет в Основной закон страны вносились незначительные поправки. Причем они не сказывались на государственном устройстве, формах правления и на принципах разделения властей. Но, то, что в Кыргызстане творят с Конституцией, это просто вопиющее безобразие. За 20 лет независимости у нас происходило постоянное переписывание Основного закона. Причем все эти действия проводились, якобы, под видом необходимых стране и народу демократических преобразований. Это было связано с тем, что прежние президенты пытались написать законы под себя, чтобы на более долгий срок продлить свое правление и таким образом узурпировать власть. Но в результате передел Конституции приводил только к народным восстаниям.

Нашим политикам уже надо понять, что к Главному закону страны нельзя относиться как к футбольному мячу, пытаясь его постоянно пинать в нужную для себя сторону. В результате этих процессов мы имеем правовой нигилизм, отсутствие принципа верховенства закона, кризис государственного управления. Также для проведения эффективных конституционных реформ необходимо наличие и политической элиты страны. Причем не декларативной, а настоящей. Но она не может появиться на пустом месте, а на ее формирование потребуются годы. К процессам создания правовой базы страны должно быть активно подключено и гражданское общество, которое фактически было исключено все предыдущие годы из этого процесса, выполняя чисто декоративные функции.

Невозможно всего за один – два года понять, подходит Кыргызстану парламентская форма правления или нет. Так что разговоры о том, что вновь нужно менять Конституцию, не имеют под собой никакого смысла. А очередная попытка переписать Основной закон под президента, вновь будет воспринята в народе, как очередной повод для того, чтобы узурпировать власть.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir