rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Выборы

Должность президента в Кыргызстане становится самой обычной

71861C9B-2241-45D1-9C85-5AD9414925D7_mw800_sЧисло поданных заявлений от кандидатов в президенты претендует на попадание в Книгу рекордов Гиннеса. О том, в чем заключается столь массовое желание в Кыргызстане стать президентом, в интервью «Региону. kg» прокомментировал известный общественный деятель Ишенбай Абдуразаков.

 

«Регион. kg»: Ишенбай Абдуразакович на пост президента помимо лидеров ведущих партий страны также претендуют внушительная группа безработных, пенсионеры, представители малоизвестных общественных организаций. Если отменят институт прописки, то, возможно, и бомжи тоже захотят стать президентами. С чем это связано?

- В первую очередь, с тем, что должность главы государства стала восприниматься в нашей стране как вполне обычная и рядовая. Поэтому, в обществе стали полагать о том, чтобы ее получить, не надо быть харизматичной личностью, влиятельным человеком, обладать какими - то выдающимися способностями и знаниями. Все это, увы, свидетельствует о том, что в стране в настоящее время явно занижено понимание того, что во власти должны находиться личности, ответственные за судьбу страны. Вот многие и решили в связи с этим заявиться на кандидатство по принципу: почему кому - то можно, а мне нельзя. Все происходящее не является слишком позитивной тенденцией, которая свидетельствует об определенной девальвации в Кыргызстане этой высокой государственной должности. С другой стороны, часть кандидатов, видимо, идет на выборы не ради победы, а чтобы элементарно засветиться для продолжения своей политической карьеры. В этом плане важен не результат, а участие. Реально борьба за пост президента развернется между двумя – тремя людьми.

«Регион. kg»: В экспертном сообществе высказываются мнения, что президентский пост не нужен стране и его можно спокойно упразднять. Вы согласны с такой позицией?

- Конечно, нет. В структуре власти президентский пост по- прежнему находится в глазах общества достаточно высоко. Кроме этого, по Конституции, президент обладает серьезными полномочиями. Он представляет нашу страну на международной арене и является Главнокомандующим. Глава государства выполняет стратегически важную миссию, являясь арбитром между законодательной и исполнительной властью. Именно президент, а не премьер – министр является главой исполнительной власти. Как это можно одним махом взять и ликвидировать. Для укрепления государственности институтов власти это будет неверным решением. В то же время, можно рассмотреть возможность избрания президента не на всенародных выборах, а депутатами парламента. Такая форма избрания главы государства, к примеру, существует в Германии. Таким образом, стране удастся избежать многих факторов, которые могут негативно повлиять на общественно – политическую стабильность в стране. Для нынешнего состояния Кыргызстана стабильность и спокойствие имеют ключевое значение.

«Регион. kg»: Необходима ли, на ваш взгляд, очередная конституционная реформа, которая бы вернула президенту его полномочия?

- В США за более чем 200 лет в Основной закон страны вносились незначительные поправки. Причем они не сказывались на государственном устройстве, формах правления и на принципах разделения властей. Но, то, что в Кыргызстане творят с Конституцией, это просто вопиющее безобразие. За 20 лет независимости у нас происходило постоянное переписывание Основного закона. Причем все эти действия проводились, якобы, под видом необходимых стране и народу демократических преобразований. Это было связано с тем, что прежние президенты пытались написать законы под себя, чтобы на более долгий срок продлить свое правление и таким образом узурпировать власть. Но в результате передел Конституции приводил только к народным восстаниям.

Нашим политикам уже надо понять, что к Главному закону страны нельзя относиться как к футбольному мячу, пытаясь его постоянно пинать в нужную для себя сторону. В результате этих процессов мы имеем правовой нигилизм, отсутствие принципа верховенства закона, кризис государственного управления. Также для проведения эффективных конституционных реформ необходимо наличие и политической элиты страны. Причем не декларативной, а настоящей. Но она не может появиться на пустом месте, а на ее формирование потребуются годы. К процессам создания правовой базы страны должно быть активно подключено и гражданское общество, которое фактически было исключено все предыдущие годы из этого процесса, выполняя чисто декоративные функции.

Невозможно всего за один – два года понять, подходит Кыргызстану парламентская форма правления или нет. Так что разговоры о том, что вновь нужно менять Конституцию, не имеют под собой никакого смысла. А очередная попытка переписать Основной закон под президента, вновь будет воспринята в народе, как очередной повод для того, чтобы узурпировать власть.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir