rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Ледники Кыргызстана «плачут» не по «Кумтору»

Кыргызстан презентовал Третье Национальное сообщение (ТНС) по Рамочной конвенции ООН об изменении климата

Международные организации Кыргызстана: контроль властей необходим!

Эксперты уверяют, что ситуация с «заморозкой» мандата ОБСЕ в нашей стране – результат неуважения и чрезмерной вольготности подобных НКО в нашей стране

Кыргызстан и ЕАЭС: полтора года спустя

В 2017 году Кыргызстан будет председательствовать в ЕАЭС

Интеграция

Геополитика на Шелковом пути

pekin forum

Пекинский форум международного сотрудничества продемонстрировал новые геополитические тенденции

По итогам форума международного сотрудничества, который проходил в Пекине 14-15 мая, состоялась встреча президента Алмазбека Атамбаева с председателем Китая Си Цзиньпинем. Во время встречи глава Кыргызстана отметил важность реализации всех договоренностей, достигнутых на высшем уровне. В свою очередь, председатель Китая выразил готовность продолжать оказывать поддержку Кыргызстану в укреплении экономического развития. Лидеры двух стран также подробно обсудили создание Кыргызско-Китайского инвестиционного фонда, а также вопросы практической реализации строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

- Без Кыргызстана эта дорога не будет построена. Но Кыргызстан сейчас всячески тормозит ее строительство. Естественно, Китай не одобрительно смотрит на такую позицию Кыргызстана, поэтому он и занял сейчас такую достаточно пассивную позицию, энтузиазма Китая в отношении нашей страны заметно поубавилось, и в инвестиционном плане в том числе. О чем свидетельствует и то, что во время форума Кыргызстан подписал лишь какие-то рамочные документы. Но в финансовом отношении никаких договоренностей подписано не было, - отмечает в интервью «Регион.kg» политолог Марс Сариев.

Эксперт уверен, что причиной тому служит участие Кыргызстана в ЕАЭС, в рамках которого страны-участницы договорились придерживаться консолидированной позиции. Стоит отметить, не смотря на то, что между Россией и Китаем, а также между Казахстаном и Китаем, был достигнут ряд договоренностей, очевидно, что многие вопросы остаются не согласованными.

- Россия опасается, что проект ЕАЭС станет лишь сегментом китайского проекта, который благодаря колоссальным валютным ресурсам попросту поглотит Евразийский союз. Кроме того Россию беспокоит строительство железнодорожной магистрали, которая должна пройти из Китая через Кыргызстан в Узбекистан, потом в Туркменистан и далее на Кавказ с выходом через Иран и Турцию в Европу. Это получается альтернативная транспортная артерия «Трансибу». И казахи не заинтересованы в этом строительстве, потому что и Россия и Казахстан видят в этом маршруте конкурента, - уверен политолог.

Форум международного сотрудничества «Один пояс и один путь» собрал участников из 110 стран мира, в том числе лидеров стран Евразийского экономического союза, Европы, Америки и многих других. Между тем, Индия бойкотировала данное мероприятие, лидер государства не приехал на форум, продемонстрировав тем самым явное неодобрение китайской концепции реализации проекта в части транспортных коридоров.

- Индия осудила форум, заявив, что транспортные артерии проходят по спорным территориям, в частности через Балтистан-Гилгит, который сейчас находится под Пакистаном, там еще Аксай-чин, оккупированная во время индийско-китайской войны, - рассказал Марс Сариев.

По его мнению, такую позицию официальный Дели занял, скорее всего, с подачи США и Западной Европы. И тот факт, что делегация Европейского Союза отказалась подписывать итоговую декларацию форума, вопреки предварительным намерениям подписать документ, служит лишним тому доказательством.

- Я думаю, что за позицией Индии стоят США. Потому что в противостоянии двух гигантов – Индии и Китая, к Китаю примыкает Пакистан, который сейчас владеет спорной территорией Балкистан-Гилгит, по которой и пройдет трасса. Индию в свою очередь поддерживают Соединенные Штаты в противовес Китаю. Соответственно, непроизвольно Индия помимо своих интересов транслирует и интересы США, и Европейского Союза само собой, - отметил эксперт.

Выдвинутая Китаем инициатива «Один пояс и один путь», целью которой является соединить китайскую экономику с европейской, по мнению экспертов, совсем не улыбается ни Штатам, ни Европейскому Союзу. Прежде всего, из экономических соображений.

- Англосаксонская цивилизация поднялась и процветает на морских маршрутах, которые в свое время стали причиной того, что Великий Шелковый Путь перестал существовать. И вот теперь возрождение Великого Шелкового Пути, который должен реально сократить расстояние от Китая до Европы через сухопутные коммуникации, составит конкуренцию морским державам, и англосаксонская цивилизация, поднявшаяся на великих географических открытиях, понесет колоссальный ущерб. Это все и вызывает большие опасения у США и Запада, - уверен Марс Сариев.

Не меньше опасений развитие китайского проекта вызывает у военных ведомств Соединенных Шатов и Европейского Союза.

- На американских милитаристских форумах аналитики обсуждают такой вопрос, что в случае военного конфликта у Китая появляется шанс сохранить сухопутные коммуникации и оказаться в выигрышном положении. Военные аналитики Штатов этим очень обеспокоены и не одобряют проект «Экономический пояс Шелкового пути», - говорит собеседник редакции.

В общем и целом, пекинский форум международного сотрудничества эксперт считает состоявшимся и успешным. Ну, хотя бы потому, что он позволил выявить позиции его участников, и понять, что меняется сама стратегия Китая, нацеленная на переформатирование мироустройства, где себя Поднебесная видит в роли мирового лидера, причем теперь уже не только в экономическом, но и в геополитическом аспекте.

Наталья Лобанова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir