rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Политика

Отношения Узбекистана и России определённо становятся ближе

putin mirziev

Узбекистан долгое время стремился не попадать под влияние Москвы. После развала СССР Россия желала видеть Узбекистан в качестве партнёра из-за его стратегически важного местоположения, так как эта страна граничит с каждой бывшей советской республикой в Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан), а также с Афганистаном. Многонаселённость Узбекистана и богатые запасы нефти и газа лишь подогревали интерес Москвы.

Тем не менее, Узбекистан исторически придерживался изоляционизма – наследие президентаИслама Каримова, который пробыл на посту довольно долго. За 26 лет его президентства Узбекистан отказался от участия в Евразийском экономическом союзе, возглавляемом Россией, и спустя 4 года покинул Организацию Договора о коллективной безопасности. Каримов с большим подозрением относился к иностранному влиянию в своём государстве, исходившему как от российской, так и от западной стороны.

Но из-за смерти Каримова в 2016 году и последующей передачи власти Шавкату Мирзиёеву, который долгое время занимал пост премьер-министра, у Москвы появился шанс изменить ситуацию, и она не преминула им воспользоваться. Во время поездки в Самарканд после похорон Каримова в сентябре президент России Владимир Путин встретился с Мирзиёевым задолго до того, как тот одержал победу на декабрьских выборах президента. Позже Мирзиёев охарактеризовал встречу как «исторический прорыв» в отношениях Узбекистана и России, отметив, что было положено «хорошее начало хорошим результатам» для обеих сторон.

За позитивной словесной оценкой последовали конкретные действия. Третьего апреля МИД Узбекистана сообщил, что узбекские и российские компании заключили 16 двусторонних торговых соглашений на общую сумму более 3,5 млрд. долларов. Двумя днями позже во время первого официального государственного визита Мирзиёева в Россию президенты Узбекистана и России объявили о дополнительных совместных инвестиционных проектах (оцениваются в 12 млрд. долларов), касающихся геологоразведки, разработки сырьевых запасов и новых технологий при производстве газа. Кроме того, политики одобрили 5-летний газовый контракт между Узбекистаном и российским энергогигантом Газпром, а также обсудили вопрос о трудовых мигрантах, так как в России работает множество граждан Узбекистана.

Встреча Мирзиёева и Путина прошла спустя два дня после взрыва в петербуржском метро, который, по информации российских властей, был осуществлён предположительно этническим узбеком из киргизского города Ош, несколько лет прожившим в России. Мирзиёев пообещал развивать «тесное сотрудничество с Россией по вопросам безопасности» в связи с атакой, в которое входит борьба с терроризмом, международной организованной преступностью, нелегальной иммиграцией, распространением наркотиков и контрабандой оружия.

На этот шаг со стороны Узбекистана следует обратить внимание, так как Ташкент годами активно не сотрудничал с Москвой в вопросах безопасности в отличие от Кыргызстана и Таджикистана, на территории которых находятся российские военные базы. Но и до теракта Мирзиёев выказывал интерес к укреплению связи с Россией по вопросам безопасности: уже в ноябре министры обороны Узбекистана и России подписали Договор о развитии военно-технического сотрудничества, хотя на тот момент Мирзиёев успел провести на посту президента Узбекистана всего несколько недель. Намерения России и других стран касательно безопасности в Центральной Азии, на территории которой прошли несколько военных атак, остаются неясны, что в ближайшие месяцы может привести к ещё более продуктивному взаимодействию Москвы и Ташкента.

Как бы то ни было, развитие отношений не стоит расценивать как желание Узбекистана стать союзником России. Мирзиёев во время предвыборной кампании подчёркивал, что в течение президентства намерен продолжать политику своего предшественника, сохранять нейтралитет страны и не допустить вступления Узбекистана ни в какие зарубежные военные или политические альянсы. Даже если Мирзиёев, по сути, хотел изменить своё положение, его действия ограничены влиятельными и более консервативно настроенными членами правительства, среди которых активно выделяется председатель службы национальной безопасности Узбекистана Рустам Иноятов, выступающий за сохранение наследия Каримова. Наконец, Узбекистан сотрудничает и с другими влиятельными в регионе силами – с Китаем и США (Китай остаётся ключевым экономическим и торговым партнёром Узбекистана, а США обеспечивают безопасность и обучают ведению контртеррористической деятельности).

Тем не менее, с приходом Шавката Мирзиёева отношения Узбекистана и России определённо стали ближе. В условиях нестабильности в регионе это сотрудничество может развиваться и дальше. Хотя Узбекистан вряд ли формально присоединится к возглавляемым Россией организациям или позволит создать на своей территории российские военные базы, у обеих сторон масса возможностей развить сотрудничество в других областях. Если это произойдёт, у Москвы появится шанс распространить своё влияние в Узбекистане и в регионе в целом.

http://mixednews.ru/archives/118180



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir