rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Интеграция

Интеграция начинается с границы

dushanbe border

Кыргызстан и Казахстан намерены модернизировать пограничное сотрудничество.

В условиях экономической интеграции и участия Кыргызстана в ЕАЭС, торговые отношения с ближайшим соседом, членом ЕАЭС Казахстаном в значительной степени зависят от решения проблемы по прохождению как граждан, так и грузов через КПП между КР и РК.

Недаром проблема развития новой Евразийской логистической инфраструктуры поставлена в число приоритетных Нурсултаном Назарбаевым, и уже нашла отражение в его послании народу страны «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». При этом, как отметил Н. Назарбаев, в целях полного раскрытия транспортного и транзитного потенциала страны нужна координация с соседними странами. Данная модернизация - не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее навстречу целям Стратегии-2050, которая будет проводиться на базе Плана нации «100 конкретных шагов».

Вспомним, что президенты Казахстана и Кыргызстана еще 12 августа 2015 года отменили таможенные границы между двумя братскими странами в рамках вступления КР в Евразийский экономический союз. А недавно в Бишкеке состоялась встреча СМИ с послом Казахстана в КР Айымдосом Бозжигитовым, а также с экспертным сообществом РК и КР, где были презентованы результаты реализации программы инфраструктурного развития. Организаторы встречи акцентировали внимание на важности обеспечения свободы транзита грузов, создания и модернизации транспортных коридоров между нашими странами. Нет сомнения, что увеличение объема транзитных перевозок будет происходить лишь при развитии новой евразийской логистической инфраструктуры, соблюдении открытых партнерских договоренностей, наличия у обеих Сторон доверия и уверенности в союзничестве. Снятие барьеров перемещения людей и грузов через КПП поможет также процессу скорейшей адаптации КР в ЕАЭС.

Делегация Казахстана презентовала в Бишкеке разработанную Министерством по инвестициям и развитию РК Дорожную карту по развитию транспортной инфраструктуры пунктов пропусков на казахстанско-кыргызской границе. Были озвучены предусмотренные с казахстанской стороны на реконструкцию отдельных пунктов пропуска значительные финансовые средства. Эта модернизация нацелена на ускоренный и комфортный перехода граждан в любой период времени госграницы между РК и КР.

В частности, на пункт пропуска «Кордай» (РК) - «Ак –Жол» (КР) планируется выделение 2 млр. 21 млн. тенге(срок: март-декабрь 2017 года). Комплексный подход официальных властей РК позволит также проработать вопрос благоустройства и обустройства, прилегающей к территории пункта пропуска (перенос высоковольтной линий электропередач и бетонного забора вдоль канала реки Чу). По КПП «Карасу» (РК) - «Ак -Тилек» (КР) предусмотрено подписание соглашения между правительствами РК и КР по возобновлению строительства незавершенного через р. Шу. Разработка ПСД и строительство моста через р.Шу с обустройством тротуарных и пешеходных дорожек - 688 млн. тенге(срок: май-ноябрь 2017г.).Изъятие (выкуп) земельных участков для устройства стоянки автомашин, а также разработка ПСД. Проведение ремонта дорожного полотна КПП. По КПП «Аухатты» (РК) - «Кен-Булун» (КР) будет осуществлено проведение среднего ремонта подъездной автодороги местного значения «Сортобе-Аухатты-Кызыл сай» (20,7 км) на сумму 455,4 млн. тенге(срок: апрель - ноябрь 2017г.). Разработка ПСД и устройство стоянки - 106 млн. тенге (срок: май-ноябрь 2017г.).Запланировано проведение обследования технического состояния моста на территории пункта пропуска. Проведение ремонта дорожного полотна КПП и .т.д.

Когда-то Великий Шелковый путь соединял государства ЦА. К сожалению, по экспертным данным, ныне отмечается недостаточное политическое взаимодействие стран ЦА на фоне большого интереса к этому региону внешних игроков. Так, у РФ есть такие проекты в ЦА по безопасности и экономики. У Китая – ШОС, «Один пояс- один путь», Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.. Однако до настоящего времени отсутствует понятие единого пространства ЦА. И это несмотря на общую историческую общность, культурные и языковые связи!

Эксперты отметили такие общие проблемы стран ЦА: отсутствие выхода к морю, водно-энергетические вопросы, схожесть экономик, конъюнктурность политики), региональная безопасность, коррупция и пр. В настоящее время в этом регионе также отмечаются слабые экономические региональные связи. Более того, эти связи ослабевают: если в 1993 году доля торговли составляла 19%, спустя десятилетие в 2003г она упала до 8%, а в 2013 году дошла до 7%!!

Участники встречи видят улучшение интеграции стран ЦА-го региона через создание собственного интеграционного проекта. Данный проект сможет способствовать появлению общего центрально-азаитского рынка, региональному «разделении труда» между странами, созданию транспортно-логистических систем, общих туристических программ, а также – согласованному выступлению на внешнем мире. Ориентация же каждой отдельно взятой страны только на внешние интеграционные процессы и инициативы, напротив, приведет к дальнейшей дезинтеграции региона.

Участники встречи пришли к общему выводу - для того, чтобы улучшить сотрудничество стран региона, нужны регулярные политические контакты, институциализация этой работы и продуманное экономическое взаимодействие. В этом отношении среди общих целей приоритетное место занимают безопасность и водно-энергетические проблемы, так и максимальное использование транзитного потенциала.

Ирина Байрамукова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir