rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Интеграция

Интеграция начинается с границы

dushanbe border

Кыргызстан и Казахстан намерены модернизировать пограничное сотрудничество.

В условиях экономической интеграции и участия Кыргызстана в ЕАЭС, торговые отношения с ближайшим соседом, членом ЕАЭС Казахстаном в значительной степени зависят от решения проблемы по прохождению как граждан, так и грузов через КПП между КР и РК.

Недаром проблема развития новой Евразийской логистической инфраструктуры поставлена в число приоритетных Нурсултаном Назарбаевым, и уже нашла отражение в его послании народу страны «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». При этом, как отметил Н. Назарбаев, в целях полного раскрытия транспортного и транзитного потенциала страны нужна координация с соседними странами. Данная модернизация - не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее навстречу целям Стратегии-2050, которая будет проводиться на базе Плана нации «100 конкретных шагов».

Вспомним, что президенты Казахстана и Кыргызстана еще 12 августа 2015 года отменили таможенные границы между двумя братскими странами в рамках вступления КР в Евразийский экономический союз. А недавно в Бишкеке состоялась встреча СМИ с послом Казахстана в КР Айымдосом Бозжигитовым, а также с экспертным сообществом РК и КР, где были презентованы результаты реализации программы инфраструктурного развития. Организаторы встречи акцентировали внимание на важности обеспечения свободы транзита грузов, создания и модернизации транспортных коридоров между нашими странами. Нет сомнения, что увеличение объема транзитных перевозок будет происходить лишь при развитии новой евразийской логистической инфраструктуры, соблюдении открытых партнерских договоренностей, наличия у обеих Сторон доверия и уверенности в союзничестве. Снятие барьеров перемещения людей и грузов через КПП поможет также процессу скорейшей адаптации КР в ЕАЭС.

Делегация Казахстана презентовала в Бишкеке разработанную Министерством по инвестициям и развитию РК Дорожную карту по развитию транспортной инфраструктуры пунктов пропусков на казахстанско-кыргызской границе. Были озвучены предусмотренные с казахстанской стороны на реконструкцию отдельных пунктов пропуска значительные финансовые средства. Эта модернизация нацелена на ускоренный и комфортный перехода граждан в любой период времени госграницы между РК и КР.

В частности, на пункт пропуска «Кордай» (РК) - «Ак –Жол» (КР) планируется выделение 2 млр. 21 млн. тенге(срок: март-декабрь 2017 года). Комплексный подход официальных властей РК позволит также проработать вопрос благоустройства и обустройства, прилегающей к территории пункта пропуска (перенос высоковольтной линий электропередач и бетонного забора вдоль канала реки Чу). По КПП «Карасу» (РК) - «Ак -Тилек» (КР) предусмотрено подписание соглашения между правительствами РК и КР по возобновлению строительства незавершенного через р. Шу. Разработка ПСД и строительство моста через р.Шу с обустройством тротуарных и пешеходных дорожек - 688 млн. тенге(срок: май-ноябрь 2017г.).Изъятие (выкуп) земельных участков для устройства стоянки автомашин, а также разработка ПСД. Проведение ремонта дорожного полотна КПП. По КПП «Аухатты» (РК) - «Кен-Булун» (КР) будет осуществлено проведение среднего ремонта подъездной автодороги местного значения «Сортобе-Аухатты-Кызыл сай» (20,7 км) на сумму 455,4 млн. тенге(срок: апрель - ноябрь 2017г.). Разработка ПСД и устройство стоянки - 106 млн. тенге (срок: май-ноябрь 2017г.).Запланировано проведение обследования технического состояния моста на территории пункта пропуска. Проведение ремонта дорожного полотна КПП и .т.д.

Когда-то Великий Шелковый путь соединял государства ЦА. К сожалению, по экспертным данным, ныне отмечается недостаточное политическое взаимодействие стран ЦА на фоне большого интереса к этому региону внешних игроков. Так, у РФ есть такие проекты в ЦА по безопасности и экономики. У Китая – ШОС, «Один пояс- один путь», Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.. Однако до настоящего времени отсутствует понятие единого пространства ЦА. И это несмотря на общую историческую общность, культурные и языковые связи!

Эксперты отметили такие общие проблемы стран ЦА: отсутствие выхода к морю, водно-энергетические вопросы, схожесть экономик, конъюнктурность политики), региональная безопасность, коррупция и пр. В настоящее время в этом регионе также отмечаются слабые экономические региональные связи. Более того, эти связи ослабевают: если в 1993 году доля торговли составляла 19%, спустя десятилетие в 2003г она упала до 8%, а в 2013 году дошла до 7%!!

Участники встречи видят улучшение интеграции стран ЦА-го региона через создание собственного интеграционного проекта. Данный проект сможет способствовать появлению общего центрально-азаитского рынка, региональному «разделении труда» между странами, созданию транспортно-логистических систем, общих туристических программ, а также – согласованному выступлению на внешнем мире. Ориентация же каждой отдельно взятой страны только на внешние интеграционные процессы и инициативы, напротив, приведет к дальнейшей дезинтеграции региона.

Участники встречи пришли к общему выводу - для того, чтобы улучшить сотрудничество стран региона, нужны регулярные политические контакты, институциализация этой работы и продуманное экономическое взаимодействие. В этом отношении среди общих целей приоритетное место занимают безопасность и водно-энергетические проблемы, так и максимальное использование транзитного потенциала.

Ирина Байрамукова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir