rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Экономика

Китайский пояс для Кыргызстана: экономика – «за»!

silkroad

Идея создания транспортного, энергетического и торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы была высказана представителями Китая в сентябре 2013 года

Однако подходить к столь выгодному предложению надо только с учетом интересов государства. Проект «Шелковый путь», или как его еще называют «Один пояс – один путь», предусматривает создание нескольких транспортных коридоров, и призван привлечь к сотрудничеству 70 стран. Надо отметить, что реализация столь «амбициозной» инициативы, является приоритетной для властей Поднебесной. Страна готова вложить в нее триллионы долларов.

По оценкам различных экспертов, воплощение этой идеи в жизнь может принести экономическое процветание основным странам-партнерам проекта, однако, насколько проект в действительности жизнеспособен, сказать пока сложно. Здесь важную роль играет, прежде всего, тот факт, что у каждого участника «Шелкового пути» есть определенные личные интересы и надежды на проект.

Китаю нужно вывести деятельность своих компаний за пределы страны. И именно Поднебесная получит наибольшие выгоды, воплотись инициатива в жизнь. Как подчеркивают эксперты, «власти Китайской Республики прекрасно понимают, что их страна стала экономическим гигантом лишь благодаря торговле. А в политическом плане Китай продолжает быть изолированным и зависимым от глобальной системы. Чтобы изменить такую расстановку сил и расширить международное влияние, Китаю нужны новые политические концепции и масштабные проекты, такие как «Один пояс – один путь», который не только изменит имидж КНР. Но и покажет мировому сообществу, что страна не просто участвует в мировой экономике, но и активно влияет на нее».

Кыргызстан же преследует цель обеспечить не только развитие экономики, но и увеличить число рабочих мест для населения страны за счет прихода китайских инвестиций. Но к любому предложению надо подходить осознанно.

Власти Кыргызстана всецело поддерживают идею реализации «Шелкового пути», который может сыграть роль трамплина для дальнейшего развития экономики страны. Так, вице-премьер-министр КР Мухамметкалый Абулгазиев неоднократно подчеркивал особую значимость и приоритетность проекта.

- Кыргызстан считает, что исторически эти древние маршруты объединяли и сплачивали народы на обширном пространстве Евразийского континента. Великий шелковый путь – это не только торговля, это еще развитие науки и инноваций, обогащение культуры, традиций и обычаев народов, населявших территории, по которым он проходил. В современных условиях при стремительном развитии коммуникаций, информации, всеобщей глобализации все это способствует развитию региона вдоль экономического пояса Шелкового пути. Более того, Кыргызстан являясь членом ЕАЭС и неотъемлемой частью Великого шелкового пути, мог бы служить пунктом для реализации инвестиционных проектов и запуска новых производств, - заверил Абулгазиев.

Однако, отметив важность участия страны в данном проекте отечественные эксперты и представители бизнес сообщества сделали оговорку – действовать нужно, ориентируясь исключительно на интересы нашего государства.

Как заявил «Регион.kg» вице-президент Кыргызского Союза промышленников и предпринимателей Шамиль Борончиев, для нашего государства очень важно принять активное участие в этом мегапроекте.

- Сам по себе проект «Шелкового пути» носит в основном инфраструктурный характер. Фактически он направлен на развитие морских и сухопутных путей для Китая. Кыргызстан, как сухопутное государство, крайне заинтересован быть задействованным в этом огромном проекте. Но лишь с условием, что будут соблюдены наши экономические интересы. Тем более, с недавнего времени Кыргызстан должен позиционировать себя не только, как отдельно взятое суверенное государство, но и как член ЕАЭС. А там все рассматривается под призмой общих интересов, - прокомментировал Борончиев.

Он также рассказал, что сейчас готовится соглашение ЕЭК по торгово-экономическому сотрудничеству между ЕАЭС и КНР.

- Наша организация, как представитель бизнес сообщества, в рамках Делового совета ЕАЭС, является членом Консультативного Совета по взаимодействию ЕЭК и ДС ЕАЭС, первое заседание которого прошло 20 декабря прошлого года, и активно участвует в подготовке данного соглашения и готовит свои предложения. Мы понимаем, насколько велики перспективы «Шелкового пути» для республики. Учитывая тот факт, что около 60% населения Земли находятся вдоль этого пути, а стоимость всего проектов «Шелкового пути» вместе с кластерами составляет порядка 26 триллионов долларов, то и нам грех не воспользоваться такими перспективами. Тем более, инициатива исходит от нашего ближайшего соседа – Китая, - подчеркнул эксперт.

Реализация проекта инфраструктурно улучшит ситуацию в тех регионах страны, которые будут входить в территориальные зоны проекта. И положительно скажется на товарообороте нашей страны.

- «Шелковый путь», прежде всего, рассчитан на развитие железнодорожных и иных путей доставки товаров из Китая в разные страны и обратно. Но, повторю, ко всем подобным перспективам надо подходить взвешено и аккуратно, но в то же время активно, тогда результат принесет пользу всем партнерам. Казахстан и Россия достаточно оперативно включаются в проект «Один пояс – один путь». И, насколько мне известно, в рамках этого проекта Казахстан уже заключил контракты порядка на 40 миллиардов долларов США. А рынок Хоргос, как раз и является одним из пунктов данного проекта. Следовательно, не надо отставать и нам, и тоже внедряться в эту экономическую идею, - заявил вице-президент Союза.

Важность «Шелкового пути» собеседник редакции увидел и в возможности дальнейшего привлечения китайских инвестиций взамен кредитным обязательствам.

- Я полностью солидарен с мнением тех, кто считает, что нам пора остановиться и перестать брать кредиты не только от Китая, но и от других доноров. Мы и так уже набрали их в значительный размерах, которые в любом случае придется как-то отдавать. Поэтому, надо идти другим путем и привлекать инвестиции, привлекать средства на партнерских началах. Это будет более перспективная и правильная альтернатива. Однако, помимо крупных финансовых проектов, необходимо рассматривать и другие. Ведь за большими задумками, мы забываем про более мелкие, которые может и не такие судьбоносные, но весьма актуальны локально для определенных регионов. Поэтому, работать надо и в этом направлении. А «Шелковый путь» может сыграть в этих вопросах серьезную и положительную роль, если разумно подойти к данному вопросу, - подытожил Борончиев.

Грандиозность китайской инициативы, наглядно показывает, что речь идет не только о создании новых транспортных маршрутов, но и о выстраивании нового экономического партнерства в Центрально-азиатском регионе. Единственный вопрос сейчас заключается лишь в том, чтобы научиться управлять этими процессами, для того, чтобы они приносили наибольшую выгоду нашей стране.

Анастасия Борисова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir