rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Политика

Нурсултан Назарбаев предложил реформировать власть

nazar22

Глава государства заявил о необходимости усиления роли правительства и парламента Казахстана

Выступая со специальным обращением по государственным телеканалам, Нурсултан Назарбаев заявил, что в рамках реформы по перераспределению полномочий значительно усилится роль правительства и парламента.

«Для президента в новых условиях приоритетами станут стратегические функции – роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности в целом, обороноспособности нашей страны. При этом роль правительства и парламента значительно усилятся», - сказал президент.

Он сообщил, что подписал указ о вынесении на всенародное обсуждение проекта реформ в сфере перераспределения государственных полномочий.

«Предлагаемая нами реформа опирается, прежде всего, на собственный опыт и потребности самого Казахстана. Программа реформ – это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный – в сторону демократического развития. Учитывая важность предлагаемых мер, я решил вынести на всенародное обсуждение проект конституционных реформ, который будет опубликован. Издан соответствующий указ», - подчеркнул Н.Назарбаев.

При этом президент Казахстана отметил, что в мире нет универсальной модели государственного устройства.

«Все находятся в поисках. Мы никогда не занимались копированием чужих моделей государственного устройства, находя свои, подчас уникальные решения, хотя есть вопросы, в которых мы следуем в рамках международного опыта», - заявил глава Казахстана.

Также глава государства подписал распоряжение «О всенародном обсуждении проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Согласно распоряжению будет проведено всенародное обсуждение.

Как отметил, комментируя предполагаемые реформы, спикер сената Касым-Жомарт Токаев, добровольная передача действующим главой государства компетенций ветвям власти – это очень редкое явление в политической жизни мирового сообщества.

«Очевидно, что запланированные изменения в Конституцию станут поворотным моментом в деле совершенствования демократических процессов в нашей стране и в целом развития нашего государства. Наша политическая система будет базироваться на концепции сильный президент – авторитетный парламент – подотчетное правительство», - подчеркнул спикер сената.

По мнению казахстанского политолога Данияра Ашимбаева, в проекте поправок «речь идет о полномочиях либо незначительных, либо символических».

«Допустим, норма, по которой правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не президентом, звучит красиво. С другой стороны, если посмотреть внимательно, президент право смещать и назначать премьера за собой сохранил так же, как и акимов. Допустим, отказ от права президента менять решения правительства. На самом деле уже более 20 лет эта функция практически не использовалась», - сказал в интервью СМИ Д.Ашимбаев.

По словам политолога, норма о принятии указов, имеющих силу закона, от которой также отказывается президент, записана под ситуации 1996-1997 годов, когда это имело смысл.

«То есть по сути никакими реальными или важными полномочиями президент на самом деле не поступился. Перераспределяются символичные, но не имеющие особого прикладного смысла задачи, - отметил эксперт. - В связи с этим возникает вопрос, зачем такая реформа вообще нужна. Видимо, речь идет о том, что будет запущен механизм согласования кандидатуры премьер-министра после выборов в парламент мажилисом. Опять-таки, если мы внимательно посмотрим, речь идет не о согласии или выдвижении мажилисом или партиями кандидатуры премьера, а о том, что президент с ними проводит консультации. Тем самым, никакого даже формального права у мажилиса или победившей на выборах партии выдвигать кандидатуру премьер-министра не наблюдается», - утверждает политолог.

Серик Рымбаев



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir