rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Политика

Нурсултан Назарбаев предложил реформировать власть

nazar22

Глава государства заявил о необходимости усиления роли правительства и парламента Казахстана

Выступая со специальным обращением по государственным телеканалам, Нурсултан Назарбаев заявил, что в рамках реформы по перераспределению полномочий значительно усилится роль правительства и парламента.

«Для президента в новых условиях приоритетами станут стратегические функции – роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности в целом, обороноспособности нашей страны. При этом роль правительства и парламента значительно усилятся», - сказал президент.

Он сообщил, что подписал указ о вынесении на всенародное обсуждение проекта реформ в сфере перераспределения государственных полномочий.

«Предлагаемая нами реформа опирается, прежде всего, на собственный опыт и потребности самого Казахстана. Программа реформ – это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный – в сторону демократического развития. Учитывая важность предлагаемых мер, я решил вынести на всенародное обсуждение проект конституционных реформ, который будет опубликован. Издан соответствующий указ», - подчеркнул Н.Назарбаев.

При этом президент Казахстана отметил, что в мире нет универсальной модели государственного устройства.

«Все находятся в поисках. Мы никогда не занимались копированием чужих моделей государственного устройства, находя свои, подчас уникальные решения, хотя есть вопросы, в которых мы следуем в рамках международного опыта», - заявил глава Казахстана.

Также глава государства подписал распоряжение «О всенародном обсуждении проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Согласно распоряжению будет проведено всенародное обсуждение.

Как отметил, комментируя предполагаемые реформы, спикер сената Касым-Жомарт Токаев, добровольная передача действующим главой государства компетенций ветвям власти – это очень редкое явление в политической жизни мирового сообщества.

«Очевидно, что запланированные изменения в Конституцию станут поворотным моментом в деле совершенствования демократических процессов в нашей стране и в целом развития нашего государства. Наша политическая система будет базироваться на концепции сильный президент – авторитетный парламент – подотчетное правительство», - подчеркнул спикер сената.

По мнению казахстанского политолога Данияра Ашимбаева, в проекте поправок «речь идет о полномочиях либо незначительных, либо символических».

«Допустим, норма, по которой правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не президентом, звучит красиво. С другой стороны, если посмотреть внимательно, президент право смещать и назначать премьера за собой сохранил так же, как и акимов. Допустим, отказ от права президента менять решения правительства. На самом деле уже более 20 лет эта функция практически не использовалась», - сказал в интервью СМИ Д.Ашимбаев.

По словам политолога, норма о принятии указов, имеющих силу закона, от которой также отказывается президент, записана под ситуации 1996-1997 годов, когда это имело смысл.

«То есть по сути никакими реальными или важными полномочиями президент на самом деле не поступился. Перераспределяются символичные, но не имеющие особого прикладного смысла задачи, - отметил эксперт. - В связи с этим возникает вопрос, зачем такая реформа вообще нужна. Видимо, речь идет о том, что будет запущен механизм согласования кандидатуры премьер-министра после выборов в парламент мажилисом. Опять-таки, если мы внимательно посмотрим, речь идет не о согласии или выдвижении мажилисом или партиями кандидатуры премьера, а о том, что президент с ними проводит консультации. Тем самым, никакого даже формального права у мажилиса или победившей на выборах партии выдвигать кандидатуру премьер-министра не наблюдается», - утверждает политолог.

Серик Рымбаев



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir