rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Экономика

«Дордой»: «Закат» все-таки неизбежен?

dordoy5

Отечественные эксперты говорят о будущем перетекании капитала бизнесменов рынка в Казахстан

В ходе коллегии мэрии города Бишкека Албек Ибраимов сообщил о том, что в 2016 году на рынке «Дордой» закрылись 6 из 18 тысяч контейнеров. По словам градоначальника, на сегодняшний день мы видим, что рабочие места там сокращаются. «Это связано с тем, что количество людей, которые были заняты в швейной индустрии и занимались перепродажей товаров на рынке «Дордой», снижается. И такая тенденция будет продолжаться. Сейчас центром повышенного спроса является СЭЗ», - проинформировал Ибраимов.

«Эпоху заката» главного рынка страны после интеграции в единый экономический союз предрекали многие эксперты. При этом, само руководство делало «хорошую мину при плохой игре» и старательно уверяло общественность в возрождении торговли и оптимизме отечественных бизнесменов рынка.

Усугубило негативную ситуацию на «Дордое» и открытие в 2015 году в соседнем Казахстане зоны беспошлинной торговли на казахско-китайской границе. Чтобы хоть как-то выйти из тупиковой ситуации руководство рынка начало даже поднимать вопрос о создании логистического центра на дордоевской базе. Однако дальше планов дело так и не пошло. И хотя некоторые представители рынка заявляют о том, что «Хоргос» не представляет для нас угрозы и пока слишком мало развит, но тем не менее, такое мнение разделяют далеко не все бизнесмены и эксперты.

Так, по словам доктора экономических наук Асылбека Аюпова, вернуть прежний рост и былые доходы в бюджет «Дордой» уже вряд ли сможет.

- До интеграции в ЕЭАС мы являлись членами Всемирной торговой организации ( ВТО). Такое партнерство позволяло нам по минимальным ценам завозить товары к нам в страну. Так как на тот момент Россия и Казахстан в ВТО не входили. А, следовательно, такие преференции позволяли нам по низким ценам завозить товары из Китая и Европы. И такая дешевизна привлекла оптовых покупателей из соседних государств. Поэтому, рынок стал развиваться. Пошла работа, инфраструктура начала развиваться, стал образовываться общепит. К тому же, «Дордой» был одним из крупных налогоплательщиков, именно благодаря такому высокому товарообороту. А, значит, и бытовая техника, и красивая одежда у нас были по самым низким ценам, чем аналогичный товар в РК или РФ. И, повторюсь, такое огромное преимущество нам давало членство в ВТО, - отметил в беседе с «Регион.kg» Асылбек Аюпов.

Но, как подчеркнул экономист, мы интегрировались в ЕАЭС , где существовали свои правила.

- Да, может быть, торговля между странами экономического союза в большинстве своем и беспошлинная. Только уже из-за этого Кыргызстан потерял доходную часть бюджета. При этом, преференции от ВТО по условиям ЕАЭС стали нам не доступны. А, значит, после обложения их пошлиной, они либо подорожали, либо их стало вообще не выгодно завозить к нам. А так как цена и пошлины сравнялись, то ни казахам, ни россиянам попросту стало не выгодно к нам приезжать за товаром. А весь этот товар концентрировался именно на «Дордое». И если раньше число контейнеров только увеличивалось, а цена на них росла, то сейчас все с точностью наоборот. Ехать к нам в принципе оптовым покупателям уже нерентабельно, так как цены в тех же России и Казахстане сравнялись с нашими. А покупательная способность нашего населения е так высока, чтобы закупать товары в таких больших объемах. Такое положение повлияло на товарооборот, который резко упал. Поэтому держать контейнеры на рынке стало малодоходно. И рынок стал потихоньку терять свой прежний облик, - уверен Аюпов.

По мнению экономиста, не получится создать на месте «Дордоя» и логистический центр.

- Для этого необходимы огромные территории и существенная масса товаров. Но они у нас не производятся в таком объеме. Хотя руководство основного рынка страны, в принципе, и могло бы предоставить базы для хранения товара, но, видимо, по их подсчетам это не выгодно. Также, насколько мне известно, были разговоры и о создании зон производства продукции и предприятий перерабатывающей промышленности. Что будет с этой идеей пока неизвестно, но уж точно не логистический центр, – резюмировал Аюпов.

Более того, экономист не разделил оптимизма представителей отечественного рынка о том, что «Хорогос» низко конкурентный для нас.

- Во-первых, там существует таможня, которая намного больше, чем наша на границе с Китаем, скажем, в том же Нарыне. Естественно, хоргоская проходимость выше, чем в Кыргызстане, да и товарооборот из-за этого в десятки раз значительнее. Более того, он вряд ли сравниться в отношении дорог и климата с Торугартом, где располагается кыргызская таможня. Оба этих фактора, опять же, лучше в Казахстане. Да и, по правде говоря, у соседей, гораздо больше шансов и возможностей в нынешних условиях, в том числе по территориальному преимуществу, создать зону свободной торговли по примеру «Дордоя», но только более современную. Поэтому, они всеми силами пытаются переманить к себе наших более опытных в этом плане предпринимателей. И мне кажется, что многие наши бизнесмены либо уже прельстились, либо могут в дальнейшем прельститься этой заманчивой перспективой. Более того, насколько мне известно, они сейчас как раз пытаются дифференцировать свой бизнес: часть оставили на «Дордое», а часть стараются перенести в другие места, в том числе и в «Хоргос».

Эксперт подчеркнул, что это со временем повлечет за собой заморозку отечественного рынка.

- Думаю, что такими темпами это может случиться уже через пару лет. Так как развития «Дордоя» попросту не будет, как и перспектив, а, значит, капитал начнет потихоньку переливаться в Казахстан. Что касается бюджетных поступлений, то доходы от него уже упали в сотни раз. Рынок дает минимум по сравнению с тем, что было раньше. Это отражается на сокращении перевозок, доходах транспортников, снижается работа и в пищевом блоке, который кормил предпринимателей, - подытожил Аюпов.

В заключении беседы экономист добавил, что в любом случае, «Дордой» войдет в историю, как крупнейший оптовый рынок Центральной Азии, но фактически в этом статусе уже существовать не будет.

Анастасия Борисова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir