rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Политика

Уголовная ответственность – эффективна ли такая контрмера в борьбе с подкупом избирателей?

election4

С января текущего года «подкуп избирателей» является уголовным преступлением, к которому могут применяться соответствующие меры наказания

Так, теперь кроме уплаты денежных штрафов, в размере до трех тысяч расчетных показателей, что в переводе на деньги составляет около трехсот тысяч сомов, лица, совершившие данное преступное деяние, решением суда могут быть лишены свободы на срок до пяти лет.

Законопроект наконец-то одобрили депутаты Жогорку Кенеша. По идее, принять его законодатели должны были еще в прошлом году, до выборов в местные кенеши, но тогда ряд депутатов попросту саботировали его рассмотрение - на слушания не явилась целая фракция. На этот раз «За» уголовное преследование кандидатов, их родственников, уполномоченных представителей, членов участковых избирательных комиссий и прочих лиц, предлагающих материальные и финансовые ценности за голос в пользу того или иного претендента на выборную государственную должность, парламентарии проголосовали практически единогласно, 116 голосов из 120-ти возможных.

- Этот закон направлен против повсеместного подкупа избирателей, многочисленные факты которого имели место во время последних выборов в местные кенеши в декабре прошлого года, - рассказал в интервью Регион.kg депутат ЖК Марат Аманкулов,

По его словам, сегодня имеется тенденция к росту такого рода нарушений выборного процесса, и связано это с изменениями процедур голосования.

- В частности с тем, что теперь голосование проходит по биометрическим данным, что, по мнению парламентариев, исключает возможность вброса бюллетеней и организации, так называемых, каруселей, когда один человек мог проголосовать на нескольких участках. Но сегодня появилась другая беда, другой бич – это подкуп. Повсеместный подкуп. И в этой связи в качестве контрмеры было принято решение изменить законодательство, усилить ответственность, - проинформировал депутат.

Выборы в местные кенеши, прошедшие в нашей республике в конце прошлого года на самом деле были беспрецедентными в плане подкупа избирателей. Социальные сети были переполнены многочисленными видеороликами, на которых не официальные, конечно, представители некоторых кандидатов «в открытую» раздавали деньги на избирательных участках.

- К сожалению, выборы показывают, что в республиканский парламент и местные законодательные органы власти «можно избираться» в основном за деньги, - рассказал в интервью Регион.kg политолог Игорь Шестаков. - Т.е. качество кандидатов оставляет желать лучшего. Мы видели среди кандидатов людей, которые были замешаны в судебных разбирательствах, в каких-то преступлениях, в том числе и коррупционного характера. Зачастую те, кто идет в законодательные органы власти, зарабатывают капитал, как раз незаконным путем, например, используя свое служебное положение. Поэтому для них это уже стало нормой подкупать избирателей для того, чтобы стать представителем власти. Мне кажется в этом и заключается одна из основных проблем системы государственного управления Кыргызстана. Вместо профессионалов мы получаем либо бывших коррупционеров, либо откровенных авантюристов, либо людей, которые, находясь в ЖК или в местных органах законодательной власти, занимаются решением проблем собственного бизнеса. Но в любом случае такая мера необходима, не надо быть романтиками и полагать, что она очень быстро заработает, но я считаю, что это первый шаг к тому, чтобы в Кыргызстане избирались те люди, которые, действительно, достойны быть депутатами. Это касается и президентских выборов тоже.

Словом, эксперты восприняли принятие закона неоднозначно. С одной стороны – инициатива, вроде бы правильная. С другой стороны, станет ли она эффективным инструментом в борьбе с таким грубым нарушением избирательного процесса, как подкуп электората? Игорь Шестаков убежден, что такой закон нужно было принять еще двадцать лет назад.

- А вот насколько он будет действенным, будет зависеть от гражданского сектора, от общественности и от судей, которые будут рассматривать такие дела. Я считаю, что этот закон актуален, потому что на каждых выборах тема подкупа голосов является достаточно серьезной проблемой. И принятие такого документа, оно, по крайней мере, будет налагать на политические силы, которые участвуют в выборах, определенную ответственность. Этот закон в принципе дает повод для прецедента, чтобы отменить попадание в парламент тех, кто откровенно занимается подкупом населения, раздает не только деньги, раздает спиртные напитки и продукты питания и массу других вещей. В любом случае этот закон нужен, с чего-то надо начинать. Однако, на мой взгляд, даже при наличии законодательства и при наличии ответственности, которую оно предусматривает, не стоит ожидать, что закон заработает на полную силу, - рассуждает Игорь Шестаков.

В том, что закон не даст ожидаемого от него эффекта можно говорить, исходя хотя бы из того, что в нем не предусмотрены реальные механизмы, которые позволили бы привлекать к ответственности тех, кто покушается свободу волеизъявления граждан Кыргызстана, и пытается купить их голоса. Об этом, говорят сами законодатели.

- Эта процедура очень сложная, и насколько она будет применима, сказать сейчас сложно. Потому что сегодня не отработаны механизмы. Чтобы привлечь к ответственности того, кто совершает подкуп, нужно, чтобы тот, кого подкупили, написал заявление. И только на основании такого заявления можно попытаться привлечь вторую сторону. Но, к сожалению, это сделать очень трудно, как показала практика. Сейчас настало время пересмотреть закон, глубже изучить все нюансы и сделать ответственность, механизмы привлечения к ответственности более эффективными. Чтобы по факту можно было привлекать за подкупы голосов, - говорит Марат Аманкулов.

Не последним препятствием эффективности принятого законопроекта может стать «не отлаженная» судебная система. Ведь по факту «виновен или не виновен» тот или иной кандидат предстоит решать суду.

- К сожалению, пока судебная система в Кыргызстане оставляет желать лучшего. А без совершенной судебной системы, где действительно будут приниматься решения в отношении тех, кто занимается подкупом электората, закон малоэффективен. Здесь опять же нужно начинать с того, что усовершенствовать судебную систему, чтобы не было подкупа прежде всего самих судей, которые ведут эти дела, - считает Игорь Шестаков.

Между тем, и законодатели, и эксперты едины во мнении, что начинать решение проблемы подкупа избирателей следует с самих избирателей. Как ни крути, но подкуп – это процесс двусторонний – одни дают деньги, а вторые их берут.

- Нам необходимо изменять сознание общества. Голосование – это волеизъявление каждого человека. Люди выбирают себе фактически власть, которая будет решать дальнейшую судьбу, путь развития, политику государства, поэтому когда массово граждане продают свои голоса, меня очень удручает этот факт. Но это бич современного Кыргызстана, это одна из важнейших проблем, которые нужно срочно решать, - убежден депутат ЖК Марат Аманкулов.

Наталья Лобанова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir