rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Безопасность

Государства Средней Азии сегодня находятся в некоторой зависимости друг от друга, особенно в том, что касается вопросов безопасности.

masaulov

Все страны региона находятся под влиянием общих для всех угроз. Это радикализация общества, угрожающая светским режимам, это религиозный экстремизм, это терроризм, это внешние игроки, которые подчас пытаются использовать государства региона в решении своих геополитических задач.

При этом у каждой из стран имеются свои индивидуальные проблемы, которые и стараются использовать так называемые, третьи силы для достижения своих целей. Таким образом, сегодня сложно говорить об универсальном для всех среднеазиатских государств подходе к решению возникающих проблем, между тем, нам все таки есть чему поучиться друг у друга. О ситуации в Средней Ситуации в интервью «Регион.kg» рассказывает президент Центра перспективных исследований Сергей Масаулов.

«Регион.kg»: Нередко приходится слышать, что Узбекистан – это источник угроз для Кыргызстана в плане религиозного фанатизма, а как следствие и более серьезных проблем, например, экстремизма. Насколько это соответствует действительности?

Это не так. Дело в том, что Узбекистан – единственное государство здесь в Средней Азии, которое относительно нормально выстроило работу государственных структур и их взаимодействие с мечетью. Которое держит религию и религиозные структуры там, где они и должны быть. И там дело наладилось, плюс за счет жесткой борьбы в свое время с оппозицией, которая «рядилась» в том числе одежды религиозные, за счет жесткой борьбы и за счет того, что организован довольно жесткий режим управления страной, у них в самом сердце Средней Азии проблемы такой нет. Все остальные вокруг имеют эту проблему.

«Регион.kg»: Почему все остальные имеют эту проблему?

Да потому что приняли на себя чужую и совершенно проблемную для нас идеологию транзита демократического по североатлантическому варианту. И демократический транзит в лекалах североатлантического образца для нас он не просто чуждый, он вообще никакой. Я уж тут не говорю, не надо брать большую рамку, почему это происходит, что это борьба Североатлантики с Евразией, это понятно. Но мы-то часть Евразии, и культурно и исторически, ментально, циклично, поэтому в тех странах, где предприняли какие-то шаги в сторону этого демократического транзита по образцу Североатлантики, так всегда будут проблемы. Потому что здесь, можно, конечно, кошку называть тигром и говорить, что у нас гражданское общество. Можно говорить, что у нас какие-то структуры гражданского общества созданы самостоятельные, но о каких структурах мы говорим, если ни одна из них не способна в финансовом материальном смысле себя произвести, а существуют исключительно на эти вливания из того большого субъекта, с запада? Еще один момент. Мечеть должна быть отделена от государства. Это и так понятно! Но в странах, где демократический транзит, якобы, там можно все, что угодно устраивать. Например, всякие моления на государственной службе. Или коллективное, массовое «сваливание» на моление, когда вообще не работают госслужбы. Вот это все можно! Почему нет?! Мы же сейчас духовно растем в этот момент! А после жума-намаза можно пойти водочки выпить, например.

«Регион.kg»: Вы сказали, что в Узбекистане жесткая политика в отношении религии. Сейчас со сменой власти можно ожидать какого-то послабления в этом вопросе?

Политика там – определенная. Поэтому термин «послабление» тут вообще не подходит. Как будто был Каримов, который всех зажимал, а теперь – Слава Богу, вздохнули люди! Теперь они свободные и счастливые!? Эту дурость давайте вообще уберем! Узбекистан проводил и будет проводить четкую национальную политику – вот, что самое важное. Это государство, и есть государственная политика по отношению к религии и мечети. И есть государственная политика недопущения всевозможных проповедников и т.д. в сферу образования! У вас есть свой уголок религиозный, пожалуйста! Но вы не должны быть ведущим субъектом и определять критерии образовательных программ и т.д.

«Регион.kg»: А как с этим вопросом обстоят дела в Казахстане?

В Казахстане сложнее. Во-первых, потому что Казахстан задержался с переходом к формированию более молодой элиты. Сейчас им будет сложнее, потому что параллельно экономика была выстроена на ресурсной базе, на нефти, например, и в какой-то момент она очень резко возросла, очень сильно, даже по рамкам СНГ у них был очень высокий прожиточный уровень, и все к этому привыкли. Между тем выросла молодая поросль, которые имеют какие-то средства, дальше – им нужна власть. Потому что ты входишь в нобилитет только в одном случае, если у тебя одновременно и деньги и власть, поэтому есть определенный запрос у молодого поколения на то, чтобы войти во власть и делать свою страну. Поэтому там большая проблема – это внутриэлитный переход, они сейчас в этом транзите великом. И второе. За это время допущено много чего было. Ну, например, всякого рода идеологические проекты, которые выросли уже в некие с религиозной окраской идеологизацию населения за пределами двух столиц. Особенно это чувствуется на западе Казахстана, там где алайцы, которые мыслят себя почему-то обиженными и мыслят себя несправедливо обираемыми, поскольку там добывается основная масса нефти, а все доходы забирает центр. В общем все эти проблемные моменты, и региональные вопросы в том числе, активно используются для религиозная интоксикации, пропаганды такого рода радикальных идей. А за счет открытости, в Казахстане все открыто – и интернет и все остальное, так вот за счет открытости интоксикация идет масштабная.

«Регион.kg»: Как у нас обстоят дела с такими явлениями, как терроризм, экстремизм? Все на самом деле так страшно, как сейчас говорят?

Нет, пока все не так страшно. Мы сейчас находимся в роли объекта для изучения. Пока – это поле, где разного плана проекты осуществляются, пока, кстати, не очень большие проекты, при помощи которых так называемые третьи силы «щупают» варианты и возможности. Это регион, где происходят не нами задающиеся события, и мы в этом плане, либо рикошетом получаем какие-то явления, когда где-то что-то происходит, либо имеют место попытки найти, раскачать какие-то ситуации. Но есть ли варианты реализации тех или иных идей из того же Ближнего Востока – это большой вопрос. Пока точно – нет! Но это пока. Мы видим, что ведется активная интоксикация радикальными идеями молодежи.

Им молодежь нужна! Именно молодежь – их основная фокус-группа. В любые неокрепшие умы вся эта пропаганда вливается, как абсолютный яд. Вот в чем вся штука. Они легко кидаются на любые идеи, которые быстро показывают, что они не кошки, а тигры.

«Регион.kg»: Сейчас эксперты все чаще говорят о том, что радикализация нашего общества находится на критически высоком уровне... У нас есть шансы уйти от этого явления?

Шансы всегда есть. Нужна политика четкая. Нужна государственная политика, которая согласовывает все свои действия со всеми активными объектами в религиозной сфере. У нас есть люди, есть организации, которые понимают опасность этого всего. Они религиозные, но они работают в нормальном направлении. Их вполне можно согласовать с национальными интересами, вот это и надо делать. Так что никакой обреченности здесь нет.

Но нам молодежь нужно воспитывать. Деидеологизация официально государственно провозглашенная – есть глупость в кубе! Идеология должна быть у государства! Другое дело, что другие взгляды нельзя давить. Например, в исторической науке пусть будут разные взгляды. И это должна быть идеология государства. Но! В результате дискуссии по тому или иному вопросу должна какая-то согласованная позиция быть, и это должно в учебниках быть. И учебники должны быть чем-то вроде рассказов по истории отечества для начальной школы, чтобы уже там формировалось это. Нельзя это на самотек пускать! Нигде это на самотек не пущено, кроме как у нас. С этой глупой идеей деидеологизации, мол, мы там в транзите каком-то. Это транзит в никуда. Потому что если оттолкнуться от Евразийского континента и прыгнуть, то ты просто утонешь в Атлантическом океане.

«Регион.kg»: Можно много говорить о том, что надо делать и как. Но в реальности это достижимо? Не на уровне теории, а на практическом уровне?

Направление – есть! Отдельные субъекты, и вот тут впервые действительно формируется гражданское общество, именно в религиозной сфере, там, где люди берут на себя ответственность какую-то и они не требуют денег извне, они это делают! Потому что первый раз они боятся за какие-то последствия, второй раз они хотят действительно что-то изменить в лучшую сторону... Есть это! А вот со стороны государства – там нужна четкая выстроенная концепция. Через Совет Обороны надо не просто принять какой-нибудь документ. Потому что вот то документ, который был принят два года назад, он через какие структуры комплементируется, через что? Где эти рабочие структуры? Где приоритет? Где в государственных структурах того же образовательного направления это воспринимается, как показатель успеха? С этим надо работать! Потому что государство только формируется у нас по большому счету. Молодое оно! И чиновничество ведет себя по принципу, когда нужно делать все, нужно остановиться и попридержать все, пока тебе сверху не скажут, что сейчас важнее всего, и ты быстро сделаешь именно это, а все остальное пусть ждет своего часа. Поэтому они и работают, как пожарники – быстро тушат тот вопрос, который сейчас возник. А это означает, что не хватает системной, последовательной и продуманной программно-проектной работы в этом направлении. Я всегда говорю о том, что необходима программность здесь. Нужна согласованность государства с возникшими элементами гражданского общества, нужно согласовывать эту программу, кто этой программой управляет, тогда можно программу на проекты развертывать и работать. Есть люди, которые могли бы взять это на себя и спокойно реализовывать.

«Регион.kg»: И кто в этом виноват, почему этого нет? Чиновники?

Чиновники – они и есть чиновники, они делают свое дело. У них каждый день миллион вопросов. Что они делают? Занимаются горячими вопросами, теми за которые можно получить по шапке прямо сегодня или завтра. Соответственно надо написать бумаги, подписать их, продвинуть и т.д. отчитаться. Они делают то, что всегда делали. Другой вопрос, что бумаги должны быть работающими, а не просто отчетными! И я всегда говорю одну вещь, может она и звучит непривычно, но у нас нет бюрократии. Толпа, которая сидит в государственных структурах, министерствах, ведомствах и т.д. она исполняет бумаги, но бумаги не работающие, а это не бюрократия. Потому что бюрократия – это управление с помощью бумаги, а бумаги не работают, значит, бюрократии нет. Очень мало есть людей, которые умеют правильно и грамотно составлять бумаги, чтобы эти бумаги работали. Нет профессионалов, их мало или они не на своем месте. Вот в чем дело! Реформа правоохранительных органов – она не проведена до конца и не даведена до ума. Названия ведомств и т.д. поменяли, а содержание и наполнение отсутствуют. Так что дело не в какой-то злобности, или преднамеренном желании нанести вред, просто чиновники сидят и ждут, когда их заставят что-то сделать. Это типичная леность.

«Регион.kg»: Как Вы считаете, в Кыргызстане могут быть попытки смешать религию с политикой?

У нас очень своеобразная страна. Каждый, кто пытается что-то сделать, он тут же получает массу оппонирования, как минимум, а потом и оппозицию. Не дадут этого сделать! Потому что у нас каждый «сами с усами», называется!

«Регион.kg»: Но у нас есть религиозные партии, которые имеют традиционное для Ислама зеленое знамя. По крайней мере одна, которая, кстати, заняла неплохие позиции по итогам выборов в городские кенеши в этом году, причем по всей республике...

Партию «Мекеним Кыргызстан, которую Вы имеете в виду, нельзя назвать такой уж религиозной. Потому что любая религиозная партия у нас в стране пока не может иметь серьезных позиций. Это не означает, что нет возможности за счет пропаганды мобилизовать и под теми или иными лозунгами... Безусловно, есть слой, на который можно опереться и т.д. Ну например, у нас же Таблиг Джамаат открыто работает, и в Дават ходят люди, а там очень много людей прошло, не десятки тысяч даже, а больше, и из них мобилизовать группу людей, которые могут собрать какую-то группу на голосовании, что мы и увидели. Это мобилизация на голосование. Еще раз подчеркну, что это не означает, что существует совершенно религиозного типа партия или движение, которое вот-вот возьмет власть, этого нет!

«Регион.kg»: Как в принципе обстоят дела с вопросами религии в Кыргызстане?

По оценкам очень серьезных религиозных деятелей здесь у нас не более двадцати процентов религиозных людей, а сорок процентов только делают вид, что они религиозны. Понимаете в чем вся штука-то? В Кыргызстане Ислам существует, как бытовой. Это не религиозный Ислам. Это набор каких-то ритуалов и обычаев. Он вкраплен в культуру, но не доведен до уровня сознательной религиозности.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir