rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Выборы

Мирная смена президента Кыргызстана может стать знаковым событием для всей Центральной Азии

Накануне президентских выборов непрочная основа демократических принципов подрывается тем, что раздробленный электорат проявляет лояльность скорее по региональному признаку. Казалось бы, недавние политические реформы и внедренные демократические принципы дали положительный результат и подготовили почву для предстоящих президентских выборов в Кыргызстане.

Однако, на деле предпочтения избирателей на назначенных на 30 октября выборах, похоже, будут в большой степени зависеть от региональной и даже семейственной лояльности, которая по-прежнему остается основной отличительной чертой политики Кыргызстана в целом и выборов в частности.

Хорошим примером тому является работа парламента. Формально, партии, прошедшие в ЖК, принимают политические принципы и стандарты посредством всесторонних обсуждений. Однако на самом деле продолжают существовать старые способы, когда все осуществляется посредством политической борьбы между партиями в парламенте, но, по сути, процесс принятия решений и общественный интерес сводятся к сильным личностям и региональным связям, а не политическим платформам или идеям.

Регистрация кандидатов для участия в выборах еще не началась, но уже ясно, что скорее всего будут баллотироваться многие лидеры политических партий, находящиеся сейчас в правительстве или парламенте. Среди наиболее вероятных кандидатов Алмазбек Атамбаев, лидер социал-демократов, первый вице-премьер министр и лидер партии «Республика» Омурбек Бабанов, и Омурбек Текебаев, глава «Ата Мекен». Партия «Ата Журт», вероятно, выдвинет своего лидера Камчыбека Ташиева, а Марат Султанов из той же партии может стать самовыдвиженцем.

Кроме этих кандидатов будут баллотироваться и представители других сил. Вероятнее всего, это Адахан Мадумаров из партии «Бутун Кыргызстан», которой на прошлых выборах не хватило лишь малого количества голосов для того, чтобы пройти в парламент, а также лидер коммунистической партии Исхак Масалиев, и Омурбек Суваналиев из партии «Ар Намыс».

Как стало известно, единые кандидаты от партий «Ата-Журт», «Ар-Намыс» и «Ата-Мекен» будут определены на съездах партий 9 июля.

Перечень наиболее вероятных кандидатов, каждый из которых имеет свой электорат, позволяет предположить, что кто бы ни выиграл эти выборы, традиционное разделение между севером и югом Кыргызстана будет продолжать расти.

Этнические беспорядки, прошедшие на юге Кыргызсрана летом прошлого года, перенесли предвыборную гонку в совершенно новое измерение. За несколько дней беспорядков между этническими кыргызами и узбеками в июне 2010 года в городах Оше и Джалал-Абаде и их окрестностях погибли 400 человек и почти 2 тысячи были ранены.

Разные политические партии сейчас включились в игру по поиску виновников трагических событий, обвиняя своих оппонентов в причастности к конфликту. С одной стороны, в допущении произошедшего обвиняют тех, кто имеет отношение к Временному правительству. Другие, в свою очередь, обвиняют оппонентов в том, что они – реакционеры, желающие повернуть время вспять и сделать все так, как это было до «апрельской революции».

Поддержка политических партий уже разделилась по региональному и семейственному признакам; их популярность теперь будет дополнительно определяться разделением между «революционерами» и «реакционерами».

Кто бы ни стал президентом, почти не вызывает сомнений тот факт, что он или она (что менее вероятно) будет сильно отличаться от нынешнего главы государства Розы Отунбаевой, первой женщины-президента в Центральной Азии, политика, способного работать в условиях политического разделения, и бывшего дипломата, который мог поддерживать хорошие отношения как с Западом, так и с государствами бывшего Советского союза.

Биография кандидатов из формирующегося списка – все они мужчины – позволяет предположить, что они станут обращаться за поддержкой к государствам бывшего советского блока.

Итоги выборов станут, таким образом, непростой задачей, как для Запада, так и для нового главы государства, учитывая тот факт, что Кыргызстан в большой степени рассчитывает на международную помощь и кредиты.

Новому лидеру страны также придется приложить усилия для сохранения межпартийных отношений между различными парламентскими фракциями и партнерами в текущем или будущем коалиционном правительстве. Это потребует от лидера умения определять, когда необходимо применить решительное руководство, а когда требуется более осторожный подход.

Отунбаева не будет выставлять свою кандидатуру; это автоматически исключается ее статусом президента переходного периода и ее собственными взглядами.

Тот факт, что, Отунбаева покидает пост по закону и без давления, является знаковым событием для всего региона. Как известно, два прежних президента Кыргызстана Аскар Акаев и Курманбек Бакиев были смещены со своих постов в результате народных протестов, у Туркменистана появился новый президент, только когда скончался прежний, а в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане сейчас все те же главы государств со времен обретения этими странами независимости.

Кыргызстан стал первым центрально-азиатским государством, перешедшим от президентской формы правления к парламентской демократии. Сам смысл президентства, также как и других ветвей власти, был радикально изменен в результате конституционных изменений, принятых на референдуме в конце июня 2010 года.

Парламентские выборы, проведенные уже по новым нормам в октябре прошлого года, привели к созданию многопартийного законодательства, в котором ни одна группа не занимает преобладающее положение, как это было при прежнем президенте страны.

Эти выборы пройдут уже по новому законодательству, разработанному с целью скорректировать недостатки, отмеченные в избирательном кодексе во время выборов 2010 года и более серьезные проблемы, выявленные в предыдущие годы. Это позволяет надеяться, что, поскольку парламентские выборы были относительно честными, то и на этих президентских выборах административный ресурс не будет играть роли. Одним из положительных изменений, например, является прекращение традиционной практики, когда политики за счет государственных ресурсов обеспечивают себе победу.

Октябрьские выборы также станут мероприятием, после которого возможны изменения, учитывая, что Отунбаева не выставляет свою кандидатуру, а из потенциальных кандидатов никто на сегодняшний день не может получить преобладающее количество голосов избирателей. Во время прошлогодних выборов пять партий, прошедших в парламент, получили менее 40% голосов от числа зарегистрированных избирателей, что явно указывает на раздробленность электората. Партии, намеревающиеся выдвинуть своего кандидата, должны иметь это в виду.

Поскольку новая Конституция предусматривает сокращение полномочий будущего президента, может прозвучать рациональный вопрос – зачем тогда выставлять свою кандидатуру?

Есть, по меньшей мере, три момента, которые делают эту должность привлекательной. Во-первых, возможность контролировать назначения на посты в ключевых правительственных учреждениях, во-вторых, возможность добиться расположения общественности, и, наконец, третье, использовать этот пост, чтобы вернуть президенту больше полномочий. Последнее может вызвать попытки вернуть Конституции ее прежний президентский вид, другими словами, развернуть в обратном направлении процесс, который дал Кыргызстану парламентскую демократию и больший политический плюрализм.

Как отметила  правозащитница Динара Ошурахунова на встрече, проеденной Институтом общественной политики, «вряд ли следующий президент согласится на тот же уровень власти, который есть сейчас у Отунбаевой; более чем вероятно, что он будет пытаться расширить свои полномочия».

Медет Тюлегенов, эксперт,
IWPR по Центральной Азии



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir