rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Экономика

Есть ли перспективы у экспорта Кыргызстана?

food6

Однако эксперты уверены, что увеличить товарооборот до 90% можно лишь устранив пару существенных недоработок

Так, по данным Статкома, за 9 месяцев 2016 года экспорт Кыргызстана сократился на 9%. И это касается не только аграрной продукции. Большинство экспертов и простых фермеров сходятся во мнении, что большая часть вины за недоработки товарооборота лежит на правительстве и профильных ведомствах. С учетом новообразованного кабмина, какие ключевые задачи ему надо решить, чтобы отечественная продукция, наконец, пробила существующие экспортные барьеры?

По словам эксперта по сельхоз отрасли Улана Адамалиева, ни о каком полноценном вывозе товаров ни на рынки ЕАЭС, ни в Китай речи идти не может, пока в стране не решен вопрос с лабораториями и идентификацией скота.

- В первую очередь экспорт упирается в эти две ключевые задачи. Ведь та же идентификация и созданная в рамках этого проекта база животных позволит упорядочить работу по эпизоотии. С другой стороны, позволит вести реальный учет количества скота, а не оперировать «предположениями» Нацстаткома и Минсельхоза. Также нам надо ускорить создание ветлабораторий, которые бы имели международный сертификат. Ведь, если мы хотим экспортировать продукцию в Китай, то необходимы лаборатории, которые имели бы допуск в этой стране. Хотя, насколько я знаю из разговора с китайскими представителями бизнеса, в КНР признаются и сертификаты европейского образца. Но, повторюсь, для этого нам необходимо создать лаборатории, имеющие международную аккредитацию, а не только выход на рынок ЕАЭС, - подчеркнул Улан Адамалиев.

По мнению эксперта, реализация только этих двух пунктов улучшит наш экспорт в среднем на 90%.

- Что касается проблемы, связанной с мелкотоварным производством и отсутствием необходимых объемов для экспорта, то я лично, не вижу в этом ничего страшного. Ее бы легко решила госстратегия по увеличению экспортного потенциала, подразумевающую создание торгово-логистических центров. При этом, те бизнесмены, которые бы инвестировали в этот проект, обеспечивались льготными кредитами на 10 лет и освобождались от налогов. Тогда, этот вопрос заинтересовал не только наших предпринимателей, но и китайских. Открыв здесь подобный центр, они смогли бы заниматься первичной сортировкой и калибровкой товара. Ведь, самостоятельно набрать вагон однородной продукции для фермера будет достаточно трудно. А логистический центр позволил бы решить эту проблему. Так как в центрах товар для экспорта консолидировался и отбирался, а, следовательно, мелкие партии укрупнялись за счет других, - уверен Адамалиев.

Эксперт считает, что Кыргызстану надо брать пример с Японии, где средняя площадь земельный наделов на одного агрария в разы меньше, чем в нашей стране.

- При этом, их экспорт превосходит наш в несколько раз. Так у нас в стране на одного агрария приходится примерно 2, 5 гектара земли сельхоз назначения, а в Японии всего 1,3 га. Но при этом, там никто не говорит о мелкотоварности. Почему? Просто там они объединены кооперативы, а в Турции и в Европе – в сельхоз группы. И этим выдают те необходимые объемы, которые требует заказчик. Мы же, никак не можем это понять. Так, насколько мне известно, Монголия предложила нашей стране поставлять ей еженедельно по 2 контейнера сушенных абрикосов. Естественно, что подобные объемы не потянет в одиночку не один аграрий. А, если объединить усилия, то вопрос решился бы моментально. Вот для этого нам и нужны торгово-логистические центры (ТЛЦ). Но наши начали агитировать не с того конца, и пошли «советским» путем, предложил путь кооперативов. Однако этот вопрос встал в тупик. Но для того, чтобы фермеры решились на этот шаг, необходим серьезный материальный стимул. Тогда, никого даже упрашивать не придется. За пару-тройку дней все будут работать в подобных группах. Но, видимо, власти особо не заинтересованы в решении этой задачи, - усомнился Адамалиев.

Что касается нерешительности властей создать ТЛЦ на основе государственно-частного партнерства, то, по заверению эксперта, оно и к лучшему.

- Как неоднократно показала практика – государство очень плохой собственник, даже совместно с кем-то. Все проекты, имеющие госкорни, обречены на провал. Поэтому, государство не должно вмешиваться в дела бизнеса, а лишь создавать условия для его более успешной работы. Например, если в соседнем Казахстане примеры частно-государственного партнерства по ТЛЦ существуют и прекрасно работают, так это потому, что там власть более сильная, чем у нас. В Кыргызстане в этом смысле, вообще, безвластие. Никто не хочет брать на себя ответственность: министерства ничего не делают без поддержки правительства, оно кивает на ЖК, а тот снова указывает пальцем на правительство. В итоге воз и ныне там. О каком экспорте и реализации приоритетных направлений для ШОС и ЕАЭС может идти речь? – отметил Адамалиев.

Более того, как заявил эксперт, правительство Японии предлагало Минсельхозу выделить средства на строительство лабораторий, но все так и осталось на бумаге.

- Ведомству попросту либо это не надо, либо в итоге все превращается в бардак. Поэтому, если вдруг Минсельхоз исчезнет, ни один фермер этого не заметит. Но, вернемся к логистике. ТЛЦ нам крайне необходимы. Это точки роста, особенно, если создать для них условия. Для большей эффективности их надо построить по одному на юге, в Чуйской области и в Кочкоре. Последний ТЛЦ даст нам прямой выход на Китай, минуя железную дорогу через Казахстан. Ведь, что греха таить, наши «друзья» по ЕАЭС периодически перекрывают нам границы под какими-нибудь предлогами. А чтобы наш экспорт с КНР от этого не пострадал, нам и нужна «кочкорская» логистика, - уверен Улан Адамалиев.

Анастасия Борисова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir