rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Политика

Вместо инвестиций – экономическая кабала и обещания

dollary4

Экономические возможности США в Кыргызстане и Центральной Азии не отвечают заявленным обещаниям.

Как и прогнозировали эксперты, после закрытия в 2014 году ЦТП «Манас» и денонсации спустя год кыргызской стороной межправительственного соглашения по сотрудничеству США заняли весьма жесткую линию по отношению к Кыргызстану.

В то же время наивно полагать, что помимо политических издержек, притока заимствования у стран Запада и финансовых институтов, это не приведет, как показывает история многих государств, к окончательному обвалу экономики, дефолту и передачи стран под контроль кредиторов. Эти факторы актуальны и для Кыргызстана, учитывая, что внешний долг в республике уже превысил 4 млрд долларов.

Долгое время проработавший в различных международных проектах Азамат Талантов в социальных сетях детально прокомментировал зарубежную помощь.

«Международные «развивающие» организации, ЮСАИД, АБР, ЕС, и другие, выдающие гранты своим домашним компаниям, к примеру, «делатте», «хекомикс» и т.п. на самом деле делают зло нам. Попытаюсь обосновать, почему так считаю.

За 25 лет они помогли привить психику и установку иждивенца и должника для всех слоев общества, начиная от властвующих и простому люду. Госаппарат и народ так привык к грантам, кредитам и ссудам, что уже не воспринимает новости о внешнем долге в 4 млрд долларов как нечто катастрофическое. Ну, подумаешь, долг, это проблема наших внуков или не наши проблемы. Так мы стали думать. Теперь о проектах «развития». Все они направлены на благо, так по крайней мере задумано. Но на деле выхлоп почти нулевой, не всегда, но за 12 лет работы в международных организациях и проектах, я пришел к этому выводу. Да, упрекните и меня, я не выложился на 100%, не отдал всего себя работе, но знаете, мотивация падает, когда ты несешь что-то хорошее, продвинутое, то что мир уже во всю использует, а народ твой отторгает и крутит у виска пальцем. Эмоции.

Большинство кредитных и грантовых денег уходит на сами проекты, тендер всегда выигрывают компании из зажиточных стран, и реализуют их светлыми головами наших граждан на местах. Так, кормятся западные, восточные, южные, без разницы компании, имеющие инсайдера (стукача) в донорских организациях. Задача этих компаний – в жестоком мире конкуренции удержаться на плаву. Поэтому они не брезгуют такими байкуш странами как наша. Вы спрашивали себя, а почему все проекты реализуются только иностранными компаниями и их НПО? Разве наши компании и наши НПО не так умны и способны? Почему львиная доля заявленной помощи уходит на процесс реализации проекта, а не на практический результат? Где реально, что-то сделано? Я отвечу, донор кормит самого донора (парадоксально, да? выделяя помощь нам, он выделяет на самом деле помощь себе), компании-имплементеры, их штат, мы местные съедаем большую часть бюджета. И этот цикл крутится по кругу уже 25 лет», – подчеркивает Азамат Талантов.

Обещаний много – ресурсов мало

Эксперты также подвергают сомнению, что Вашингтон может стать определенным «медиатором» процессов внесения позитивных изменений в экономику Кыргызстана и других стран ЦА, что, якобы, в итоге должно обеспечить «процветание» для последователей экономических рекомендаций из США.

– Ресурсы США не безграничны, и мы являемся свидетелями того, что перед этой страной в ранге супердержавы почти ежегодно встает большее количество серьезных и многомиллионных «суперпроблем», причем относящихся как к области внешней, так и внутренней политики – включая ее экономическую составляющую. Во многом эти процессы вызываются несовершенством функционирующих в США регуляторов, нежеланием американской элиты учитывать прогрессивные изменения в других странах мира и ее уверенностью в собственной исключительности и непогрешимости. Эти недостатки регулярно фиксируются экспертами из международных организаций, однако в США пока предпочитают не замечать негативных для них тенденций и выводов зарубежных специалистов, – отмечает политический обозреватель Кубатбек Асанов.

Однако пока же США почти во всех экономических и политических сферах жизни продолжают ориентироваться исключительно на собственные подходы и оценки, не обращая никакого внимания на иные точки зрения. К примеру, кредитоспособность компаний, которые платят за то, чтобы агентства анализировали показатели и проставляли им рейтинги. Немало скептических оценок со стороны экспертов вызывает и недавний формат сотрудничества Вашингтона с Центральной Азией в формате «5 плюс 1». Хотя и предпринимаются попытки интенсифицировать процесс организации 3 рабочих групп данного формата – по экономике, безопасности и экологии; через них планируется обеспечить управление функционированием планируемого объединения. Аналитики обращают внимание, что данная работа ведется в контексте наработок из рекламного бизнеса. В частности, деятельность группы по экономике предполагает реализовываться под звучным лозунгом, фактически скопированным у китайцев – «Достижения процветания вдоль Великого шелкового пути».

«Несмотря на отдельные исключения, можно констатировать, что ставка на технологические инвестиции из США в Центральной Азии не оправдалась. При ограниченном уровне торговых связей такое навязчивое стремление Вашингтона вмешиваться в процессы региональной экономической интеграции в ЦА может объясняться только одним – интересами геополитического сдерживания России. Называя учреждение ТС и ЕЭП попыткой «ресоветизации», под сомнение ставят само право РФ и ее партнеров на создание региональных торговых соглашений, которое закреплено в т. ч. в правилах ВТО, и которым сами американцы пользуются повсеместно. Руководствуясь, по всей видимости, этой же логикой, экспертные и внешнеполитические структуры США сгенерировали и выдвинули ряд альтернативных интеграционных проектов, рассчитанных на среднеазиатские элиты, государства-доноры и международные финансовые институты», – отмечает эксперт Дмитрий Попов.

В целом в последние годы США шаг за шагом теряют позиции в региональной интеграционной гонке, заметно уступая таким структурам, как ЕАЭС, ШОС и ОДКБ. При этом очевидно, что эти объединения по сравнению с американскими проектами имеют более полноценную правовую и материальную базу, поддержку элит и населения стран региона, а значит и перспективы развития.

Союзбек Аскаров



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir