rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Экономика

Спекуляция лицензиями на развитие месторождений была практически нормой в Кыргызстане

319_w450_h675Горнодобывающая отрасль является одной из самых приоритетных для развития Кыргызстана. Уже сегодня она дает 23 процента доходной части от налоговых поступлений. И это при том, что эффективно разрабатывается лишь малая часть месторождений. О перспективах развития отрасли «Региону.kg» рассказывает министр природных ресурсов Замирбек Эсенаманов.

 

-Долгие годы к развитию горнодобывающей отрасли не было так называемого «государственного подхода». Кыргызстан - очень богатая на полезные ископаемые страна, в одной Баткенской области вся таблица Менделеева собрана. Но за 20 лет независимости республики, кроме проекта «Кумтор», не запущен в работу ни один крупный или средний объект. И это при том, что все это время министерство выдавало лицензии на разработку тех или иных видов полезных ископаемых ежегодно порядка 1000-1500. К сожалению, получалось, что большинство из них выдавались не для организации производства, а для спекуляций и продажи, а также в качестве активов частных компаний на фондовых биржах.

 

Процесс контроля над выполнением компаниями лицензионных соглашений не был налажен. Долгие годы разработчики представляли свои отчеты исключительно на уровне начальников управлений. В силу ограниченности бюджета сотрудники министерства не могли выезжать на места и проверять данные. Приходилось обходиться предоставленными бумагами. Что зачастую не давало представления о реальном положении дел на том или ином месторождении. Я уж не говорю, что эта схема проверки представляла широкое поле для коррупции.

Министерством природных ресурсов КР ведется целенаправленная работа по повышению прозрачности при выдаче, аннулировании и продлении лицензий на право пользования недрами. В частности, я убежден, что это должно быть открыто и объективно, поэтому предложил создать комиссию, в которую, наряду с опытными профессионалами горнодобывающей отрасли, вошли представители депутатского корпуса, Генеральной прокуратуры, СНБ и других структур. Наблюдать за работой этой комиссии могут представители СМИ и общественности.

Выдача лицензий только тем, внутренним и внешним инвесторам, которые всерьез намерены заняться разработкой месторождений решит многие экономические и социальные проблемы. Кыргызстана. В первую очередь это повлечет за собой строительство крупных промышленных объектов.

Мы разработали План развития горнодобывающей отрасли Кыргызстана до 2015 года. И, согласно этому плану, ежегодно в стране будут открываться несколько предприятий:

В частности, в 2011 году будут введены в эксплуатацию месторождения Иштамберды, Джамгыр, Караказык с запасами золота 22 тонны. При этом налоговые поступления составят не менее 250 млн. сом, будут созданы сотни рабочих мест.

В 2012 году планируется завершение строительства рудников на месторождениях Бозымчак, Насоновское и Кумбель с запасами золота 30,9 тонны и меди 151,7 тыс. тонн. На 2013 год планируется ввод в эксплуатацию месторождений Айдарбек, Чонкымысдыкты с запасами золота 25,1 тонны и меди 70,5 тыс. тонн.

В 2014 году будут введены в эксплуатацию олововольфрамовые месторождения Трудовое, Учкошкон, Кенсу с запасами олова 205 тыс. тонн и вольфрама 124,0 тыс. тонн, золоторудные месторождения Джеруй, Талдыбулак Левобережный, Куру-Тегерек, Шамбесай, Ункурташ, Чаарат с запасами золота 234 тонны. Сейчас эти месторождения находятся на стадии строительства (Талдыбулак Левобережный), завершающей стадии разведки (Ункурташ, Чаарат), составления ТЭО целесообразности разработки (Шамбесай) и технических проектов на разработку (Куру-Тегерек).

Кроме того, за последние годы интенсивные разведочные работы проводятся на флангах месторождения Кумтор, Каракалинской, Аксурской и других площадях, и есть реальные предпосылки по приросту запасов золота на этих объектах.

Перспективными проектами на ближайшие годы являются освоение железорудного месторождения Джетымское, месторождения нефелиновых сиенитов Сандык (алюминиевое сырье), угольного месторождения Кара-Кече и месторождений коксующегося угля Узгенского бассейна. Реализация этих проектов повлечет за собой строительство железных дорог, современных предприятий с законченным производственным циклом и развитие инфраструктуры отдаленных регионов, в первую очередь Нарынской области. При этом будут созданы тысячи рабочих мест. Заинтересованность в реализации данных проектов проявили крупные инвесторы из России, США, Австралии и Китая. Естественно, эти предприятия не только повысят доходную часть бюджета страны, но и решат самую главную проблему сельских жителей - безработицу. Удивительно то, что мы, имея такой потенциал производства, не можем обеспечить людей работой на местах. Запуск подобных проектов, с привлечением местных жителей – это единственный путь решения вопросов внутренней и внешней миграции. Вообще интерес к нашим месторождениям со стороны внутренних и внешних инвесторов очень высок.

Кроме того, необходимо менять законодательство, регулирующее отношение государства и недропользователей. Жизнь показала, что существующее законодательство не учитывает в надлежащем объеме национальные интересы, потребности местного сообщества и не создает условия для привлечения инвестиций.

Нам уже удалось внести изменения в Закон «О недрах», который устарел и не соответствовал новой Конституции. Очень важным шагом стало внедрение новой практики получения лицензии на право пользования месторождениями. Теперь разрешение на разработку крупных стратегических месторождений будут выдаваться путем проведения конкурсов, проводимых Правительством КР (для объектов общегосударственного значения) и уполномоченным государственным органом по недропользованию по объектам, не вошедшим в этот перечень. А путем прямых переговоров, как это было раньше, будут выдаваться лицензии только на мелкие месторождения. Это опять-таки позволит работать прозрачно и выделять лицензии реальным инвесторам, которые предложат привлекательные для нашего государства проекты.

Но этого явно недостаточно для решения очень важных вопросов и проблем нашей отрасли. Один из них - взаимодействие государства и инвесторов. Долгие годы государство получало от разработки месторождений компаниями прибыль только в виде налогов. Это неправильно. Государство, несомненно, должно иметь определенную долю в каждом подобном проекте, которая, на наш взгляд, должна определяться индивидуально, в соответствии с потенциалом того или иного месторождения.

Кроме того, сегодня постоянно возникают серьезные проблемы с местным населением, которое выступает против разработки некоторых месторождений. Предъявляемые инвесторам претензии вполне понятны, объяснимы и зачастую закономерны. Но, несомненно, сам факт таких выступлений опасен для имиджа Кыргызстана.

По нашему глубокому убеждению, местное население и горнодобывающие компании должны выступать единой командой. У кыргызстанцев должен быть свой интерес в эффективной разработке месторождения. А это возможно, только в том случае, если не только местное население будет иметь хорошо оплачиваемые рабочие места, но и местные бюджеты будут получать отчисления от доходов горнодобывающей компании. Взаимодействие с местным сообществом, социальная ответственность – это норма для инвесторов во всем мире. И мы должны также придерживаться этих принципов.

Министерством разработан законопроект «О недрах и недропользовании», который, на наш взгляд, дает ответы на существующие спорные вопросы в горнодобывающей отрасли и отвечает интересам государства, местного сообщества, внутренним и внешним инвесторам. Законопроект в ближайшее время будет представлен на всенародное обсуждение. Мы не только открыты для замечаний и предложений, но и ждем их. Потому что изменения в законодательстве должны учитывать все нюансы горнодобывающей отрасли, соответствовать веяниям времени и отвечать интересам всех участвующих сторон.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir