rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Политика

«Необходима ли Кыргызстану реформа Конституции?»

cenralasia

us

Клуб региональных экспертов КР «Пикир» провел экспертное обсуждение проекта новой редакции основного закона страны.

Открывая форум координатор Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Эльмира Иманалиева отметила, что новый проект Конституции КР предполагает уточнения баланса между президентом, парламентом, премьер-министром и судебной властью КР, формирования новой системы ценностей в КР, изменений приоритетов действия международных договоров по правам человека, регламентирование деятельности судебной власти и т.д.

Касаясь более детальных аспектов законодательных перемен депутат ЖК от фракции СДПК Марат Аманкулов заявил, что разработанный проект закона КР направлен на укрепление стабильности в стране – экономической, политической – поскольку предусматривает четкое разграничение законодательной, исполнительной, судебной власти и роли президента в обществе.

- Общество – это живой организм, характеризующийся эволюционным характером развития, и исходя из того, что в принципе невозможно написать совершенные законодательные и нормативные акты. Поэтому Адмазбек Атамбаев, исходя из собственного опыта президентства, высказал свое мнение о необходимости внесения изменений в закон. Законотворчество тоже должно эволюционировать в соответствии с требованиями времени. Поправки следует воспринимать, как попытку стабилизировать политическую ситуацию и обезвредить потенциальные «мины». Президент не будет готовить преемника, так как Кыргызстан - демократическое государство, поэтому и следует усовершенствовать законодательство, чтобы минимизировать возможные риски, - сказал парламентарий.

В свою очередь политолог Айнура Арзыматова высказала точку зрения, что Конституция от 2010 года принималась с целью замены президентской формы правления на парламентскую, исходя из печального периода правлений предыдущих президентов.

- Возможно, что парламентская форма государственного устройства более прогрессивна, она и была принята, однако не учитывая того, что опыта становления и реализации парламентаризма в стране не было. Как не было и полноценных политических партий, которые больше ассоциировались в качестве олигархических объединений стремящихся попасть во власть. Таким образом, у нас сформировался «кыргызский вариант парламентаризма», который выражается еще и в том, что парламент, выбирая премьера, его же впоследствии критикует и блокирует порой принятие решений. Реальная ситуация характеризуется тем, что президент стал единственным сосредоточением власти, тем самым на деле сформировалось президентско-парламентская республика. Исходя из этого опыта, и было принято решение о разработке данного законопроекта, в котором предусмотрено четкое разделение: парламент, премьер, а затем президент, - отметила эксперт.

По ее мнению, для разработки полноценного законопроекта необходимо создать расширенную рабочую группу из числа профессиональных политиков, юристов.

Эксперт по вопросам госуправления Шерадил Бактыгулов заявил, что данном проекте Конституции заложено несколько «мин».

- Речь идет о половинчатости в вопросе совмещения должностей (депутата и премьер-министра и вице-премьер-министра). Это является основанием для предположения, что на эти должности будут назначаться лидеры фракций. Необходимо либо расширить список совмещаемых должностей вплоть до министров, либо убрать эту норму совсем. Также в Конституцию КР вносится изменение, исключающее положение, согласно которому акты Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат. Зачем тогда нам Верховный суд в такой трактовке? Может достаточно обойтись судами местного уровня, если решения Верховного суда возможно неоднократно пересматривать до бесконечности, обрекая граждан на судебную «круговерть»? Данный вопрос требует серьезного обсуждения и внимания. Он практически выпал из поля зрения, поскольку все дискуссии ведутся вокруг справки-обоснования к законопроекту, а не по тексту самой Конституции, - заявил эксперт.

По мнению политолога Бакыта Бакетаева необходимо уделить внимание вопросам обсуждения Конституции на уровне электората.

- Инициаторам законопроекта необходимо проводить разъяснительную работу о причинах и последствиях вносимых изменений своеобразный ликбез. Я вчера вернулся из Таласской области и скажу прямо, народ не понимает, что конкретно меняется в законе. Их ввели в заблуждение, что новым законопроектом вносится отмена трансформации земель, а это животрепещущий вопрос не для малого числа жителей Таласской области. Простому человеку трудно понимать юридические термины, поэтому необходимо простым доступным языком давать разъяснения, - подытожил эксперт.

Аида Мамбетова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir