rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Общество

Аспекты межнационального согласия в Кыргызстане

ank

По мнению экспертов, деятельность Ассамблея народов Кыргызстана должна иметь более конкретный характер.

В июле в Бишкеке состоялся круглый стол на тему «Межнациональное согласие – залог стабильности и единства народа Кыргызстана». Инициатором его проведения выступил Клуб региональных экспертов КР «Пикир».

В ходе экспертного форума было высказано не мало предложений по реформированию Ассамблеи народов КР и разработке более эффективной концепции межнациональных взаимоотношений в стране, которые бы от декларативности переходили к реальным проектам.

Как отметил в интервью «Регион.kg» участник форума, политолог Шерадил Бактыгулов, что участия Кыргызстана в Евразийских интеграционных проектах могло бы положительно влиять и на межнациональную идеологию государства

«Работа в этом направлении длительная, но необходимая, не только для Евразийства, но и для поиска основы межэтнического согласия. В этом направлении роль Ассамблеи народа Кыргызстана как никогда высока. Наполнить смыслом и обогатить феномен Евразийства является сложной и ответственной задачей, которую можно решить при участии представителей разных этнических групп, проживающих в Кыргызстане.

В этом видится еще одно перспективное направление для повышения эффективности деятельности Ассамблеи народа Кыргызстана (АНК).

Еще одним направление деятельности АНК могло бы стать проведение Всекыргызстанских курултаев.

Статья 52 Конституции Кыргызской Республики содержит следующую норму – «Граждане вправе проводить народные курултаи по вопросам, имеющим государственное и общественное значение. Решение народного курултая направляется в соответствующие органы в качестве рекомендаций.»

АНК могло бы стать организатором Всекыргызстанского курултая, собирающегося регулярно один раз в три года. На данном курултае можно подводить итоги реализации Национальной стратегии развития Кыргызстана и обсудить направления работы в рамках следующей стратегии развития страны.

Подобная практика существует, например, в Беларуси и Китае. Так 23-24 июня т.г. в Минске состоялся Пятый Всебелорусский народный сход, в работе которого приняли участие 2,500 делегатов.

В Китае, одновременно с сессией Всекитайского собрания народных представителей Китая (парламента) проводится заседание Народного политического консультативного совета Китая являющегося организацией патриотического Единого фронта китайского народа, важным органом многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Можно привести примеры прямой демократии существующие в ряде кантонов Швейцарии, примеры общенациональных референдумов в Британии, Греции и так далее. Выбор той или иной формы участия широких слоев населения зависит от особенностей государственного и общественного устройства страны.

Как мы видим, существуют различные формы вовлечения всех заинтересованных сторон в обсуждение разных аспектов развития страны. В Кыргызстане существует практика проведения курултаев. Поэтому АНК могло бы взять на себя инициативу регулярного проведения Всекыргызстанского курултая с участием представителей всех этнических групп, профессий (включая военнослужащих), а также делегатов от трудовых коллективов предприятий разных форм собственности и других лиц, обладающих авторитетом на местах.

Относительно содержания работы курултая

Успех мероприятия зависит от его содержание. В условиях Кыргызстана главным программным документом является Стратегия развития страны, которая прямо или косвенно касается каждого гражданина Кыргызстана.

В этой связи мониторинг выполнения стратегии развития страны и разработка рекомендаций для достижения целей стратегии могли бы стать стержнем Всекыргызстанского курултая», - подчеркнул Шерадил Бактыкулов.

В свою очередь координатор Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Эльмира Иманалиева отметила, что «одним из условий сохранения государственности и его успешного развития является обеспечение межэтнического согласия, что, в свою очередь, является базой укрепления единства народа».

«Несмотря на стремление государства создать систему управления межэтническими отношениями на республиканском уровне - соответствующий отдел аппарата президента КР, Госагентство по делам местного самоуправления , но в настоящее время отсутствует, или, по крайней мере, не видно работы по постоянному мониторингу и превентивной работе по формированию общекыргызстанской идентичности и обеспечению национального единства путем консолидации всех этнических сообществ, проживающих на территории Кыргызстана, при условии сохранении культурных особенностей и воспитания толерантности.

В связи с этим именно Ассамблея народа Кыргызстана могла бы взять на себя эти функции и в сотрудничестве с местными органами власти и соответствующими общественными объединениями, действующими на местах, стать проводником по осуществлению и реализации этих задач, поскольку именно на местном уровне происходит формирование и выстраивание межчеловеческих отношений и предупреждение конфликтов. АНК должна избавиться от статуса декоративного партнера государства, о котором вспоминают только лишь перед значимыми политическими процессами и используют в качестве «инструмента» по привлечению голосов и сторонников, а стать реальной составной частью государственной системы по формированию единого народа Кыргызстана.

Для этого необходимо, с одной стороны, понимание государством необходимости встраивания в общеполитический процесс Ассамблеи как равного партнера по решению основополагающей задачи - формирование общенациональной идентичности («единство в многообразии»), а, с другой стороны, Ассамблея не должна быть сторонним наблюдателем, а нужно активнее участвовать в реализации государственных задач, определяемых стратегическими документами, быть встроенными в систему решения социально-экономических, политических, культурных и психологических проблем.

Особо в этом ряду занимает вопрос сбалансированной языковой политики в целях реального обеспечения объединяющей и интегрирующей роли кыргызского (государственного) языка, создание условий для его изучения при этом сохраняя языковое многообразие путем знания официального (русского) языка.

Думается, что эти вопросы должны найти свое отражение в Концепции развития АНК, которая на данный момент находится в стадии обсуждения», - подчеркнула координатор Клуба региональных экспертов «Пикир».

Союзбек Аскаров



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir