rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Выборы

Зайнидин Курманов: Некоторые кыргызские политики думают, что, став главой страны, проведут конституционную реформу и вернут былую президентскую власть

kurmanovЭкс - спикер парламента, политолог Зайнидин Курманов убежден, что деньги и поддержка внешних сил не должны быть определяющими факторами на предстоящих президентских выборах.

 

 

«Регион.kg»: По новой Конституции от прежних полномочий президента осталось не кресло, а скорее стул. Это не ослабит накал предвыборной борьбы? Или пост президента по-прежнему остается на вершине пирамиды власти?

- Я не считаю, что президент выполняет только представительские функции, и у него нет власти. К примеру, у японского императора вообще нет никакой власти, но, тем не менее, желающих стать императором навалом. Для кыргызов понятия главы государства и президента много значат. И, несмотря на переход к парламентской форме правления, должность президента остается привлекательной. Но наиболее остро перед нашей страной стоят сейчас социально – экономические задачи, которые должен решать премьер – министр. Поэтому тот, кто их сможет решить, будет истинным героем, а не тот, кто рвется в президентское кресло.

У нас есть политики, которые думают, что став главой страны они сразу вновь проведут конституционную реформу и вернут былую президентскую власть.

«Регион.kg»: В этом случае, сколько времени, на ваш взгляд, сможет продержаться парламентская республика?

- Для того чтобы вновь изменить политическую систему нужны серьезные основания. Поэтому давайте завершим в Кыргызстане хотя бы один политический эксперимент. Чтобы понять, что было сделано правильно, а что нет. Сегодня мы имеем очень сильный парламент, который может снести любое правительство. Но долговечность политических систем заключается в том, чтобы рационально использовать властные полномочия. Конечно, если кому - то все же захочется стать ханом, то он использует предоставленную возможность. Но если политик будет думать о стране, то и с существующими полномочиями сможет многое сделать. Ведь прежние президенты не особо использовали законодательные полномочия, принимая по несколько законов в год. У предыдущего парламента было 29 полномочий, а он использовал всего две – три функции. Дело не в количестве, а в умении эффективно управлять государством.

«Регион.kg»: Но будет ли продолжаться борьба между президентом и парламентом за властные полномочия?

- Конечно, реалии таковы, что борьба за полномочия будет продолжена. Хотя чисто теоретически, по новой Конституции, эти полномочия разграничены вроде бы нормально. Но, к сожалению, менталитет остался прежним. Все ветви власти пытаются залезть в чужие полномочия: президент в парламентские, парламент пытается залезть не только в президентские, но и в премьерские, в свою очередь, правительство тоже иногда пытается урвать полномочия у Жогорку Кенеша. С другой стороны, как можно сменить всенародно избранного президента, только лишь тем, что его можно избрать через парламент. В нашей ситуации глава государства является избранником народа, поэтому он будет просто игнорировать решения парламента. Но, исторически, парламент всегда боролся с исполнительной властью, и мы тоже эту традицию пока не можем изменить. Тем более что в рамках нашей партийной системы разрешить конфликты крайне сложно.

«Регион.kg»: В 1993 году в России политические противоречия между Борисом Ельциным и Думой закончились вооруженными столкновениями, и парламент был снесен в буквальном смысле. Есть ли подобная угроза для Кыргызстана, если новый президент будет сильной и решительной личностью?

- В нашей стране именно такое развитие событий вполне возможно. Еще на заре независимости на постсоветском пространстве шло активное перетягивание каната между президентом и парламентом, что приводило к роспускам и расстрелам законодательной власти не только в России. Поэтому в Кыргызстане этот сценарий тоже может быть повторен, при условии, если парламент или президент начнут действовать деструктивно, не учитывая мнения друг друга, а также других политических сил. Вдруг если во главе парламента или президентом окажется неадекватная личность, это может привести и к гражданской войне. А это неминуемо повлечет за собой потерю государственности. Ведь есть немало примеров в мировой истории, когда безответственные политики приводили страну к катастрофе. К примеру, Гитлер развязал вторую мировую войну, используя парламентскую систему, которую он потом отменил.

То, что сейчас происходит на политической арене страны, зачастую пугает кыргызстанцев. А наши политики продолжают проводить недостаточно ответственные действия. При этом, не неся ответственности и за свои слова. Что может и дальше приводить республику к различным катаклизмам.

«Регион.kg»: Есть ли сегодня в Кыргызстане политический лидер?

- Такого лидера, как Ататюрк, сегодня в стране однозначно нет. Лидеры у нас создавались в основном благодаря поддержке бюрократии. Как известно, свита делает короля. Да и в условиях президентских систем, которые существовали в Кыргызстане, большого числа политических лидеров просто не могло быть. «Солистами» были пока Акаев и Бакиев, а все остальные на «подтанцовках». Но Кыргызстан не исключение, такая же история и в соседних странах, где по одному лидеру. Правда, в России одновременно есть два лидера.

Возможно, что сейчас, когда появился политический плюрализм, наконец, в Кыргызстане возникнут несколько лидеров национального масштаба. Но их надо искать, воспитывать, а может быть и настойчиво уговаривать придти во власть. Ведь и сейчас, наверное, есть в стране лидеры, которые сидят незаметно в бизнес-структурах, даже не помышляя о том, чтобы идти в политику. Вот их то и надо уговаривать. А тех, кто сегодня рвется в президенты, наоборот надо уговаривать, чтобы в интересах страны они этого не делали.

«Регион.kg»: На предстоящих выборах победит тот, у кого больше денег или на кого сделают ставку ведущие внешнеполитические партнеры? Или есть еще другой вариант?

- Другой вариант всегда должен быть. Что касается денежных и административных ресурсов, то это мы уже проходили и, как мы видим, президентскую власть это не укрепило. От внешних предвыборных факторов тоже удовлетворения немного. Хотя это очень весомый и значимый ресурс, поскольку значительная часть избирателей задается вопросом о том, что думают о наших претендентах в Москве, и на кого они в итоге сделают ставку. Но часто с подобными сценариями мы пролетаем. Поэтому надо верить самим себе и в здравый смысл. Чтобы победитель был ответственным, уважаемым, предсказуемым и умным политиком. Необязательно быть таким эмоциональным, харизматичным, как Фидель Кастро. Можно быть вполне скромным и спокойным президентом, но при этом делать для страны великие дела. Я все же надеюсь, что кыргызстанцы выберут достойного политика, который оправдает надежды нашего народа



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir