rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

У Евразийского будущего есть перспективы

В Бишкеке обсудили экономическую политику и актуальные тенденции развития Евразийского союза

Кыргызстан после президентских выборов

Эксперты обсудили перспективы развития внутренней и внешней политики Кыргызстана, а также потенциальное влияние этих политических процессов на уровень безопасности и социально-экономическую ситуацию в республике.

Тарифы на электроэнергию: повышать или не повышать?

Депутаты Жогорку Кенеша КР вновь озадачились вопросом – поднимать тарифы на электричество или не поднимать? Если поднимать, то на сколько? Этот вопрос парламентарии задали экспертам Всемирного банка

Выборы

Пять предвыборных рисков для Кыргызстана

vuboru2Экспертное сообщество республики определило основные риски, которые ждут страну при проведении президентских выборов.

 

Первый риск: Пренебрежение национальными интересами в погоне за внешней поддержкой. Практически все кыргызские политики в преддверии выборов пытаются заручиться поддержкой зарубежных стран. Всех впечатлил опыт свержения президента Бакиева, когда зарубежные информационные ресурсы сыграли немалую роль в этом деле. Все также помнят прошедшие недавно парламентские выборы, когда материальные, интеллектуальные и информационные ресурсы из-за рубежа вовсю использовались нашими политиками. Внешняя поддержка, в условиях дефицита внутренних ресурсов, может сыграть существенную роль в предстоящих выборах. Это реалии сегодняшнего дня. Реалии негативные, но с ними следует считаться. В этих условиях существует большой риск, что в обмен на такого рода поддержку кандидат в президенты может проигнорировать национальные интересы страны. Риск высок и может привести к частичной, а в перспективе и полной потере суверенитета страны.

Второй риск: Обращение за поддержкой на выборах к криминалу. По признанию большинства политиков и участников политического процесса, парламентские выборы прошли с активным участием криминальных структур. Криминал, проникший практически во все сферы общественной жизни при режиме Бакиева, после 7 апреля 2010 года стал активным участником теперь уже выборных процессов. Вакуум, возникший на месте так называемого «административного ресурса» был им быстро заполнен. К сожалению, до сих пор опасность обращения к криминалу как устойчивой сетевой структуре, способной дисциплинированно решать поставленные перед ней задачи, существует. Очевидно, что участие криминала в выборах предполагает наличие определенных обязательств кандидатов в президенты перед ним. Это, в свою очередь, может вести к сращиванию власти и криминала.

Третий риск: Раскол общества по региональному принципу. Еще одной негативной реалией Кыргызстана является то, что значительная часть населения голосует по принципу свой-чужой. Принадлежность к своим в основном определяется региональным и/или родоплеменным фактором. Наибольшая вероятность такого развития событий видится в ситуации, если во второй тур выйдут политики, позиционирующие себя только как представители севера или юга. Кроме того, при отсутствии положительных экономических и социальных изменений в стране избрание кандидата выходца из одного региона может быть использовано проигравшими кандидатами от другого региона как один из существенных факторов для снижения легитимности избранного президента и дестабилизации обстановки. Вероятно, этот фактор не послужит основанием для глубинного раскола всего общества, но в период проведения выборов, а также на определенное время после них это может существенно повлиять на общие социальные настроения в стране. Значительно нивелировать этот фактор можно привлекая в свою команду видных представителей из всех регионов страны. В еще большей мере легитимации победившего кандидата в президенты способствовало бы то, что кандидата поддержал ряд общенациональных партий на основе четкой и ясной процедуры. Такой процедурой может быть голосование среди лидеров партий о выборе единого кандидата и заключение широкого политического соглашения между ними. Прозрачная и справедливая процедура достижения согласия между элитами чрезвычайно важна, так как сама по себе является мощным фактором доказывающим легитимность единого кандидата.

Четвертый риск: Поддержка старых и выстраивание новых коррупционных схем для получения финансовых ресурсов на выборах. Общенациональные выборы всегда предполагают использование больших финансовых ресурсов. Практически все большие капиталы в стране сделаны или делаются за счет государства или в кооперации с государством. Иными словами, источник больших денег – коррупция. Привлечение больших денег на выборы, конечно, можно осуществлять за счет небольших по объему взносов честных граждан. Эти же граждане могут работать бесплатно во время избирательной кампании. Такое происходит, и будет происходить на предстоящих выборах, но все же значительная часть денег идет из других источников. Выборы - это всегда обещания и различного рода гарантии, в том числе и спонсорам. Здесь возникает существенный риск продолжения или возникновения новых коррупционных схем, призванных отблагодарить спонсоров за поддержку на выборах.

Пятый риск: Разыгрывание националистической карты. Обращение к националистической риторике – один из наиболее легких и беспроигрышных ходов, которым пользуются политике во всем мире. Национализм бывает разный, условно говоря «хороший» и «плохой». Хороший – то же, что и патриотизм, и его присутствие в обществе просто необходимо для развития. Ни одна страна мира не развивалась без значительной доли здорового национализма. Плохой национализм – это когда одна нация превозносится над другой. Из такого национализма произрастают ксенофобия и фашизм. Нередко, пытаясь заручиться поддержкой представителей своей этнической группы, политики обращаются к наиболее низменным чувствам людей, восхваляя одних и унижая других. К сожалению, такой ход работает практически безотказно, объединяя одних против других и те, кто думает только о сиюминутных победах, используют его. Однако, такой национализм, как правило, приводит к катастрофе, особенно в современном мире. Махровый национализм, с которым пытаются заигрывать некоторые политики в КР – прямой путь к развалу страны и потере суверенитета навсегда.

Значительная часть кандидатов придет на выборы с прицелом на то, чтобы потом начать заниматься переделкой существующей политической системы, прежде всего, конституции, потому что значительная часть кандидатов считает, что сегодняшний объем полномочий президента не достаточен, чтобы проводить реформы, а скорее всего, речь идет не о реформах, а о том, чтобы получить всю полноту власти в этой стране и возможности, и рычаги для того, чтобы управлять всеми экономическими процессами. Часть кандидатов, ставят перед собой цель получить всю полноту власти, не имея четкого, детального плана реформирования страны, и понятно, к чему это может привести.

Следует согласиться, что к нынешней конституции действительно много вопросов. Она несовершенна, в ней есть неточности и противоречия. Однако не это тормозит наше развитие. Даже при всех недостатках конституция создает базис для того, чтобы страна начала развиваться. По нынешней конституции в Кыргызстане вполне может быть сформировано эффективное правительство, а у премьер-министра достаточно полномочий для того, чтобы начать осуществление реформ. Да, структура правительства далека от совершенства, а исполнительная ветвь власти в целом испытывает большие сложности, но для оптимизации ее работы сейчас есть достаточно предпосылок как объективных, так и субъективных.

Еще одним новым феноменом политической системы страны являются взаимоотношения по линии Президент - Премьер-министр – Жогорку Кенеш. Раньше, в силу специфичного дизайна конституции, возникало много конфликтов между президентом и парламентом, где президент практически всегда побеждал. Он подминал под себя парламент, расчищая поле для узкогрупповой деятельности и снижая прозрачность работы государственной власти. Сейчас серьезных конфликтов между президентом и парламентом нет. Значительная полнота власти переместилась в правительство. Именно поэтому в парламенте не утихают споры по поводу состава и формата исполнительной ветви власти. В то же время она само является производным от состава парламента и конфликты исчерпываются внутри законодательного органа. Это происходит даже в отсутствие достаточного опыта и политической культуры. С течением времени, наработкой процедур и традиций разрешение конфликтов будет проходить более эффективно. Зависимость правительства от парламента, конечно, имеет и свои минусы, такой, например, как следование определенному популизму, присущему законодательной ветви. В то же время, правительство, имеющее серьезную поддержку парламента, обладает хорошим потенциалом для работы. При этом оно не закрывается полностью от народа, поскольку находится под постоянным прицелом парламентской оппозиции.

Согласно новой конституции у президента отсутствуют существенные полномочия, главное из которых формирование и отставка правительства и он призван выполнять больше представительские функции. Однако ряд факторов заставляют политическую элиту и избирателей по-прежнему относиться к президентским выборам как к главному политическому событию.

Во-первых, сложился определенный стереотип – президент самый главный чиновник в стране и от него все зависит. Во-вторых, всенародно избираемый президент действительно имеет достаточно сильный мандат, поскольку получает его на общенациональных выборах. В-третьих, у президента все еще есть ряд полномочий, которые он может использовать в нужный момент. Это назначение глав силовых ведомств (за исключением МВД), главная роль в процессе назначения и отставки Генерального прокурора, председателя Национального банка, а также участие в формировании ЦИК и Счетной палаты. Этих рычагов мало, чтобы стать главной скрипкой в процессе определения экономической политики государства, но вполне достаточно, чтобы быть серьезным игроком в политической системе страны.

Как только новый президент решится на коренное переформатирование политического поля и начнет процесс усиления своей власти он автоматически перейдет из разряда политиков «первого среди равных» в разряд политика стоящего «над другими», а, следовательно, станет единственной «мишенью» для огромного количества кыргызских политических групп и личностей.

Практически единственная возможность для президента с большими полномочиями удержать власть - это иметь большую популярность в народе. Для этого необходимо проводить реальную борьбу с коррупцией, обеспечить безопасность граждан и начать проведение реформ, которые дадут новые рабочие места и рост зарплат. Другой путь – силовой. Невзирая на сопротивление оппозиционных групп задушить на корню альтернативное мнение, используя репрессивную машину государства. Как показала история, второй путь не имеет в нашей стране никаких перспектив. Для этого нет ресурсов, граждане уже привыкли к мысли, что плохого правителя можно свергнуть, политическая элита разрознена, но хорошо научилась объединяться против единого врага.

Каждому из претендентов на президентский пост следует спросить себя: хватит ли у него мудрости, знаний и энергии для проведения реформ, сможет ли он отказаться от соблазнов власти? Себе нужно сказать правду, тем более что от этого зависит твоя политическая судьба, а может быть даже и жизнь. Если нет уверенности в собственных силах и способности устоять перед коррупцией, то лучше не начинать набирать полномочия в свои руки. Кроме того, следует иметь в виду, что даже само проведение реформ может вызвать падение популярности среди значительной части населения, поскольку будет связано с сокращением госаппарата, урезанием влияния многих политических и социальных групп, которые привыкли иметь свой кусок от государственного пирога.

Силы, призывающие будущих президентов к изменению Основного закона и усилению власти, сами того не понимая (а может и сознательно) толкают их в пропасть. Им от этого ничего не будет, только выгода. Ведь они надеются участвовать в процессах переформатирования власти, управления и использования государственных ресурсов. А вот когда придет время очередной расплаты за коррупцию, непотизм и неэффективное управление, как это уже было дважды, они будут стоять в стороне и больше всех критиковать. Отвечать будет один президент, а они благополучно перейдут к окучиванию очередного претендента на главный приз в государстве.

У президента по конституции и так достаточно возможностей влиять на страну, а отсутствие неограниченных полномочий лишь оберегает его от соблазнов. Не изменяя конституцию, президент имеет все шансы досидеть свой срок до конца и уйти в отставку уважаемым человеком. Получив неограниченную власть, он откроет себе дорогу, в лучшем случае, в политическую эмиграцию, а все может произойти и гораздо жестче.

Необходимо отметить, что президенту, желающему усилить свои полномочия, будет крайне трудно это сделать. Скорее всего, ему не дадут это сделать вообще, поскольку политические силы в парламенте вряд ли согласятся на потерю своего влияния в пользу президента. Ему придется, дискредитируя парламент, апеллировать напрямую к народу. Понятно, что парламент также не будет оставаться бездеятельным. Такую роль может осилить только популярный среди граждан политик, имеющий сильную поддержку, в том числе и внутри парламента.

Институт общественной политики



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir