rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Политика

Давление на Кыргызстан. Какова цель?

migranty2

Республика трижды была обвинена в неисполнении прав человека и других нарушениях, которыми обычно критикуют различные страны.

Кроме того, от Кыргызстана потребовали выпустить на свободу признанного кыргызским судом виновным в двух тяжких преступлениях правозащитника - разжигание межнациональной розни и второе - самое главное - причастность к убийству представителя власти. Подобные заявления, прозвучавшие сначала со стороны Госдепа США, затем Комитета ООН по правам человека, а после от ОБСЕ, указывают на скоординированный Западом натиск на действующую власть страны. Более того, подобные действия в отношении руководства Кыргызстана наталкивают на определенные мысли.

Из хронологии видно, что 21 апреля 2016 года Комитет по защите прав ООН призвал власти Кыргызстана немедленно выпустить на свободу активиста и журналиста А.Аскарова, который был признан судом виновным в активном участии в организации массовых беспорядков 12-13 июня 2010 года в селе Базар-Коргон Джалал-Абадской области и соучастии в жестоком убийстве сотрудника правоохранительных органов.

Эксперты ООН заявили, что А.Аскаров был незаконно арестован, его содержали в нечеловеческих условиях, пытали и не давали должным образом подготовиться к защите в суде. Опираясь на эти выводы, члены Комитета призвали отменить вынесенный ему приговор.

Ранее, 14 апреля 2016 года, Госдепартамент США опубликовал отчет, в котором обвинил Кыргызстан в нарушении ряда прав и свобод граждан. В частности было сказано, что в стране ущемляются права и свободы национальных и сексуальных меньшинств, применяются пытки и политические репрессии. Несмотря на провозглашенную свободу слова, фактически все СМИ находятся под давлением тех или иных политических групп, говорилось в отчете.

Странным является то, что внешнеполитическое ведомство США и Комитет ООН по правам человека ранее признали Кыргызстан островком демократии не только в регионе, но и на постсоветском пространстве. Теперь оба вышеперечисленных органа обрушились с критикой в отношении страны за то, что сами недавно расхвалили и ставили в пример другим государствам.

В октябре 2015 года в г.Нью-Йорк на 42-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН состоялись выборы государств в Совет ООН по правам человека на период 2016-2018 гг. По итогам голосования Кыргызстан был избран членом Совета ООН по правам человека. Кандидатура Кыргызстана вошла в тройку лидеров, набрав 147 голосов из 192 государств-членов ООН. От группы азиатских государств в Совет также вошли Монголия, Республика Корея и Филиппины. Данный факт в действительности указывает на то, что республика является одной из демократических стран мира.

Примечательным также является и то, что Кыргызстан уже становился членом Совета в 2009 году, а в 2011 году был избран вице-президентом совета по правам человека ООН. Невероятно, но факт, и наличие подобного пункта никто не отменял, также как и то, что Кыргызстан не сходит с выбранного пути построения демократии.

Для достижения истинной демократии республика прилагает серьезные усилия

Кыргызстан активно работает в сфере прав человека на международном уровне. Об этом свидетельствует ратифицирование 7 из 9 универсальных международных договоров по правам человека в рамках ООН, в числе которых Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция о правах ребенка.

В 2011 году Кыргызстан присоединился к Конвенции ООН о правах инвалидов.

В июне 2015 года глава офиса УВКПЧ ООН в Кыргызстане Элизабет да Кошта на встрече с экс-вице-премьер-министром А.Маматалиевым сообщила, что Региональное представительство Управления верховного комиссара по правам человека ООН в Бишкеке высоко оценило работу Координационного совета по правам человека.

Причиной послужило принятие Кыргызстаном 139 рекомендаций, касающихся всего спектра защиты прав в республике из 196, которые были даны по итогам национального доклада о правах человека в КР в Женеве ранее в 2015 году.

«Региональное представительство в режиме онлайн наблюдало за выступлением кыргызской делегации при защите национального доклада по правам человека в Женеве. Хорошая подготовка доклада, несомненно, подтверждает нацеленность страны в совершенствовании механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека», — отметила глава представительства УВКПЧ ООН в Кыргызской Республике.

Во время прошлогоднего 10-дневного турне президента КР в ведущие страны ЕС его коллеги выразили поддержку приверженности Кыргызстана демократии, а также отметили исполнение республикой большей части законов и требований на пути достижения всесторонней свободы, а также пообещали в дальнейшем оказать поддержку нашей стране.

Реакция европейских правозащитников не была столь острой, как это бывает во время поездки других глав государств.

Из последних признаний Кыргызстана приверженным принципам демократии можно назвать поздравления председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера президента КР А.Атамбаева по случаю успешного присоединения КР к системе стимулирующих устойчивое развитие и добросовестное управление мер (ВСП+).

«Европейский союз приветствует присоединение Кыргызской Республики к системе всеобщих тарифных преференций + (ВСП+), так как страна, соответственно, ратифицировала 27 ключевых международных конвенций по вопросам прав человека и трудящихся, защиты окружающей среды и добросовестного управления и взяла на себя обязательства по их имплементации», - отмечено в телеграмме председателя Еврокомиссии.

В дополнение к этому специальный представитель ЕС по Центральной Азии, посол Петер Бурьян по итогам двухдневного визита делегации ЕС в Кыргызстане подчеркнул, что Кыргызстан является ключевым партнером Евросоюза в Центральной Азии.

«Кыргызстан является ключевым партнером ЕС в Центральной Азии, и мы привержены инвестированию в процветающее, демократическое и стабильное будущее страны», - заявил Бурьян.

В конце марта Кыргызстан также посетил с официальным визитом председатель ОБСЕ и министр МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, в словах которого не наблюдалось намека на критику по поводу соблюдения прав человека в стране.

«В Кыргызстане существует живая демократия», - заявил Франк-Вальтер Штайнмайер по итогам переговоров с главой МИД КР Э.Абдылдаевым.

Председатель ОБСЕ подчеркнул, что в предыдущий раз, когда он был в КР 10 лет тому назад, картина выглядела иначе. «С 2010 года Кыргызстан решил идти по демократическому пути, пути парламентской демократии. Германия готова поддерживать КР на нем. Чингиз Айтматов говорил, что демократия не может родиться внезапно. Она должна всегда быть гибкой и постоянной. Это очень умные слова. Мы с уважением относимся к вашему демократическому пути. Ваша страна сталкивается с трудностями, в том числе из-за географического положения. Парламентские выборы 2015 года способствовали укреплению демократии в вашей стране, консолидации парламентской системы», - подчеркнул Франк-Вальтер Штайнмайер.

Попытка вмешательства во внутренние дела государства

Спустя месяц, 23 апреля 2016 года, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Международный институт прессы (МИП) потребовало освободить осужденного за разжигание межнационального конфликта А.Аскарова.

«Мы настоятельно призываем власти Кыргызстана отнестись с пониманием к заключениям комитета ООН, уважать обязательства Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), которую страна ранее ратифицировала, и требуем немедленно освободить Азимжана Аскарова», — говорится в заявлении директора МИП по коммуникации Стивена Эллиса.

Третья попытка оказать давление на Кыргызстан, несомненно, говорит о планомерном давлении на нынешнее руководство Кыргызской Республики и попытке вмешательства во внутренние дела государства.

По словам член Комитета Жогорку Кенеша по международным делам, депутата Абдувахапа Нурбаева, заключение комитета ООН по правам человека по осужденному Азимжану Аскарову является вмешательством во внутренние дела Кыргызстана.

«У Кыргызстана есть свои независимые судебные органы, и мы должны подчиняться их решению. Такой шаг со стороны комитета ООН — вмешательство во внутренние дела Кыргызстана. Давить на судей — неправильно», — прокомментировал корреспонденту «Sputnik Кыргызстан» А.Нурбаев

По мнению кыргызского блоггера Чынгыза Шера, в действительности А. Аскаров не относится к субъекту или объекту межгосударственных споров, чтобы ООН могло от нас что-то требовать. «Он гражданин Кыргызской Республики и никакое другое государство не претендует и не может претендовать на защиту его якобы нарушенных прав. Пусть принесут решение Международного Суда в соответствии со статьей 34 Статута Международного Суда или иное решение компетентного органа, потом поговорим» - говорит Ч.Шер.

Ч.Шер также добавил, что единственный верный путь для Аскарова - это п.п.2-й пункта 5 статьи №20, пункт 2-й статьи №27 и п.п.4-й пункта 10 статьи №64 Конституции КР.

Естественная реакция МИД КР

Со своей стороны на заявления Комитета ООН по правам человека МИД КР ответил, что Министерством иностранных дел Кыргызстана не было получено официального документа со стороны Комитета ООН по правам человека в отношении А.Аскарова и после получения официального документа и внимательного его изучения МИД предоставит свою позицию по данному вопросу. По словам официального представителя внешнеполитического ведомства, данный документ будет также направлен в Верховный суд КР.

Ранее МИД КР также выступил с заявлением, что внешнеполитическое ведомство Кыргызстана расценило доклад своих американских коллег политическим шантажом. Кроме того, по заявлению МИД КР, отдельные оценки из вышеуказанного документа являются некорректными, откровенно ангажированными и политически мотивированными.

«Совершенно необъективными и необоснованными считает выводы в части динамики «незаконных арестов», «изоляции политически несогласных граждан в интересах властей». Совершенно абсурдными выглядят также наблюдения о якобы «безнаказанности должностных лиц», «нарушении прав» небезызвестного А.Аскарова и «давлении властей на неправительственные организации».

Эксперты

Экспертное сообщество Кыргызстана согласно с тем, что подобные шаги западных ведомств и Госдепартамента США делаются с целью оказания давления на руководство республики в преддверии приближающихся президентских выборов в Кыргызстане.

По мнению политолога Игоря Шестакова, действия Штатов – это попытка оказать давление на официальный Бишкек по двум основным причинам.

«Во-первых, вывод военной базы США с территории Кыргызстана. Во-вторых, денонсация соглашения в августе 2015 года. В марте, со слов самого посла Соединенных Штатов в КР, прозвучала информация о том, что Госдеп готовит новое межправительственное соглашение, но от официальных лиц Кыргызской Республики реакции не было. И, вероятней всего, процесс переговоров по соглашению вообще затормозился. Наверняка американцев не устраивало такое отношение к себе, поэтому доклад был в качестве определенного намека", - сказал И. Шестаков в интервью «Focus.kg».

Политолог подчеркнул, что доклад Госдепа появился неслучайно именно в такой момент, когда в Жогорку Кенеше рассматривается законопроект об иностранных агентах, против которого так активно выступают прозападные НПО, и произошла смена правительства КР.

«Если вспомнить историю, то в политике США со странами Центральной Азии уже были прецеденты, когда, к примеру, Узбекистан закрывал у себя в стране офисы американских организаций. В свое время Туркменистан отказался от присутствия ЮСАИД. Но на двусторонние отношения это не повлияло", - резюмировал И.Шестаков в интервью интернет-ресурсу.

По мнению политолога Марса Сариева, идет раскачка ситуации в преддверии президентских выборов.

«Давление на соблюдение прав человека - это один из действенных сценариев», - говорит эксперт клуба «Далил плюс» Марс Сариев.

«Узбекское меньшинство получило одобрение ООН на сепаратизм. Кто сейчас в ИГИЛ уехал с юга кыргызстана? 100% узбеки. Должно полыхнуть на юге. Одновременно раскручивается другой сценарий - Народный парламент, который должен раскачать внутриэлитное противостояние среди кыргызов. Осталось раскачать ОПГ», - говорит политолог.

М.Сариев также указывает на то, что уже идут перестрелки бандитов в центре города. «К 9 мая еще одна пакость - осквернили памятники ветеранов войны, разбили православное кладбище. Цель - вызвать панические настроения среди русскоязычного населения и противопоставить русских действующей власти. Абсурд? Нет. Если вспомнить Ричарда Майлза с его провокацией», - говорит М.Сариев.

По словам экс-омбудсмена Турсунбека Акуна, наши местные НПО и правозащитники сами виноваты в том, что Кыргызстан оказался в нелицеприятной ситуации и на него оказывают давление международные организации.

Т.Акун также добавил, что эксперты ООН не учли тот факт, что А.Аскаров был правозащитником, отстаивающим интересны одного народа и в однобокой ретроспективе.

«Наши именитые правозащитники, чтобы отработать гранты или по другим причинам начали раскручивать тему Аскарова. По этой причине они сделали из него правозащитника мирового масштаба, но он все время отстаивал интересы только узбекского меньшинства. На этих основания эксперты ООН и вынесли свое решение. Другими словами, появившиеся только вчера правозащитники, насытившись грантами, теперь продают родную страну и интересы государства. ООН не может просто так выносить решение, и я не вправе говорить о верности и неверности их решения. Поскольку они основывались на информации, которая поступала из Кыргызстана. Всю информацию давали наши местные правозащитники. Таким образом, рождается естественный вопрос, кто позволил, чтобы последовало такое решение? Конечно, наши местные правозащитники. Работающие на грантовой основе правозащитные организации не ставят превыше всего интересы государства и народа, а наоборот, действуют против государства и критикуют страну, выставляя страну перед международным сообществом не в лучшем свете», - утверждает Т.Акун.

Эрмек Абдрисаев,
ИАЦ «Кабар»



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir