rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Безопасность

От наркотрафика до беженцев

afgan10

В Бишкеке обсудили вопросы угроз безопасности Кыргызстана и Центральной Азии.

По инициативе Чуйского государственного университета в столице прошел экспертный круглый стол «Вызовы безопасности в Центральной Азии: региональные или глобальные решения». В работе форума приняли участие представители экспертного сообщества, преподаватели и студенты вузов столицы. Ключевые темы круглого стола были посвящены вызовам и угрозам, которые стоят перед государствами Центральной Азии и Кыргызстана.

Пограничные конфликты Центральной Азии не нужны

Одной из наиболее обсуждаемых тем стали недавние события на кыргызско-узбекской границе, когда официальный Ташкент ввел на спорные территории военную технику и воинский контингент.

Как сообщил экс вице-премьер-министр по силовому блоку Абдырахман Маматалиев, предварительная протяженность кыргызско-узбекской границы составляет порядка 1 тыс. 400 км. Из них уже описано 1 тыс. 90 км, которые еще не подписаны главами государств двух стран.

– Мы предлагали узбекской стороне подписать весь описанный участок, но узбекская сторона предлагала подписать договор о государственной границе на расстоянии около 700 км. Наша сторона не приняла такое предложение, так как 1 тыс. 90 км были определены межправительственной комиссией по делимитации и демаркации госграниц. Оставалось принятие политического решения о подписании договора на уровне глав государств, – сказал экс вице-премьер.

По его мнению с учетом непростой ситуации разрастание конфликта «не нужно ни нашему, ни узбекскому народу».

– От этого больше пострадает то государство, которое его спровоцирует. Пограничный конфликт не нужен. Это хорошо понимают жители двух стран, а именно население приграничных территорий, так как они часто общаются, и есть уже даже родственные связи друг с другом.

Также прозвучали мнения, что и на уровне «народной дипломатии» нужно стабилизировать процессы урегулирования ситуации, в плане развития дружеских взаимоотношений между жителями приграничных территорий Кыргызстана и Узбекистана.

Кроме этого большинство экспертов в качестве рекомендации предложили правительству Кыргызстана восстановить должность вице-премьера по силовому блоку для более эффективного решения подобных вопросов на переговорном уровне. По мнению политолога Бакыта Бакетаева, руководство нового кабмина явно поторопилось, принимая данное решение.

Угрозы явные и неявные

В отношении существующих угроз представители экспертного сообщества обозначили прежде всего опасность со стороны радикальных экстремистских и террористических организаций, которые активно в последние несколько лет занимаются вербовкой граждан региона в ряды ИГИЛ и другие формирования.

По словам руководителя общественного фонда «Центральноазиатский центр наркополитики» Александра Зеличенко, за последние 20 лет под выращивание мака в Афганистане используются все большие территории. И угроза увеличения наркопотока в страны ЦА, ближнего и дальнего зарубежья продолжает оставаться наиболее актуальной темой в вопросах безопасности.

В свою очередь политолог Игорь Шестаков обратил внимание на проблемы беженцев.

– Возможно, эта тема не так сейчас актуальна для стран ЦА, как борьба с ИГИЛ. Не надо забывать, что Кыргызстан – участник международных конвенций по приему беженцев из того же Афганистана, где военные действия между национальными силовыми структурами и боевиками уже вышли на границы Центральной Азии. Поэтому афганские беженцы могут в любой момент направиться в наши республики. Тем более, что Европа уже начала отправку тех граждан, которые не имеют права на получения статуса беженцев, в Турцию. И эти потоки могут направиться из Турции в ЦА, – отмечает эксперт.

По его мнению, стоит в связи с этим обратить внимание на действия двойных стандартов, которые использует Евросоюз в данном вопросе.

– С одной стороны, прибывающие в страны ЦА официальные визитеры с Запада активно используют риторику верховенства прав человека и соблюдения законности, особенно если речь идет о выборах, но в то же время в своих странах пытаются поделить беженцев на сирийских и не сирийских, высылая их в Турцию. Отбирая граждан по национальному признаку, пытаются элементарно игнорировать тот факт, что возвращение в воюющие страны, к примеру в тот же Афганистан, грозит этим людям смертельной опасностью. А Западу уже давно пора признать, что контртеррористическая операция сил коалиции потерпела полный провал в этой многострадальной стране. Но при этом, даже не специалистам понятно, что ситуация как внутри Турции, так и вне этого государства не является стабильной. Да и нет уверенности, что предназначенные для поддержки беженцев ооновские средства не попадут в руки коррумпированных чиновников. Между тем такая жесткая повестка дня появилась у ЕС за достаточно короткий период. А ведь вопрос стоит о сотнях тысяч человеческих судеб, которые не по своей воле оказались в далекой Европе, и их проблемы похоже не интересуют чиновников в Брюсселе, который является как столицей Евросоюза, так и политическим центром НАТО, – подчеркнул эксперт.

По его мнению, если потоки беженцев устремятся в Кыргызстан, то властям республики вряд ли стоит рассчитывать на серьезную помощь от Европейских стран.

– Следует напомнить, что обеспечение безопасности в борьбе с терроризмом, включая Афганистан, является приоритетом и для стран ЕС. Об этом было заявлено в декабре прошлого года в Астане в ходе саммита ЕС – Центральная Азия. В числе основных векторов взаимодействия указывалось и достижение стабильности по устойчивому и безопасному развитию центральноазиатского региона. Но в свете недавних терактов в Париже и Брюсселе становится понятно, что как можно ждать серьезную помощь странам ЦА, учитывая, что силовые структуры стран ЕС неспособны навести порядок в своем «европейском доме»? – резюмировал эксперт.

По мнению участников круглого стола, Кыргызстану в связи с этим необходимо укреплять взаимодействие в рамках ОДКБ и ШОС.

Союзбек Аскаров



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir