rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Экономика

Почему китайский импорт ушёл из Казахстана на киргизскую таможню

border12

Причины быстрого сокращения темпов роста сбора таможенных платежей и налогов выяснял Forbes Kazakhstan

Лучший показатель общественного отношения к той или иной проблеме – это фольклор: коротко, емко и по делу. В Казахстане среди участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) популярен анекдот. Встретились как-то Дэвид Копперфильд с таможенником. «Фокус показать?» – «Давай». – «Видишь вон тот вагон? А теперь раз – и нет его!» – «Хм… А хочешь, я тебе еще лучше фокус покажу?» – «Ну давай». – «Видишь вон тот состав с тушенкой? Раз, ставлю печать – и это уже состав с зеленым горошком!»

Пять лет назад в Казахстане была вскрыта нелегальная схема работы ряда таможенников, силовиков и других лиц, которая потом вылилась в «Хоргосское дело». Организаторы и руководители преступного сообщества получили суровые сроки с конфискацией имущества – от 17 до 13 лет. Таможенники и сотрудники госбезопасности – за организацию каналов контрабанды через посты «Хоргос», «Калжат» и «Достык». Всего в процессе значилось 45 обвиняемых, 19 человек было объявлено в розыск, привлечено более 600 свидетелей. История закончилась летом 2014, когда были рассмотрены апелляции подсудимых, при этом сроки в большинстве своем остались без изменений.

Как рассказывают сами участники ВЭД, после того как началось расследование, работать стало невозможно – граница для большинства автомобильного транспорта фактически оказалась закрыта, никто не знал, что делать. Между тем необходимо было что-то предпринимать, чтобы окончательно не потерять поток импорта из Китая, Турции, ОАЭ. В апреле-мае 2012 в Казахстане внедрили институт уполномоченных экономических операторов. Впрочем, об этом ниже, для начала давайте разберемся, что собой представляла перевозка импортного товара через границу до «Хоргосского дела».

Бесправные челноки

В СНГ существует уникальный сегмент самозанятых – это так называемые челноки. По некоторым данным, к этой категории можно причислить около 20% всех самозанятых в Казахстане. Эти предприниматели возят импортный товар, в основном из Китая и Турции, их иногда еще называют «туристами». У нас до сих пор нет полноценной законодательной базы, которая бы регулировала их деятельность и позволяла быть полноправными участниками ВЭД.

«Туристам» помогали провозить через границу товар всевозможные карго-компании и «толкачи», которые различными способами «очищали» груз. «Один из самых популярных способов – это подмена, – рассказывает Forbes Kazakhstan бывший участник ВЭД, знакомый с черными схемами. – К примеру, везет челнок турецкие куртки, а декларирует на границе велосипеды, на которые существовали льготные пошлины. Или декларирует керамическую плитку, потому что она дешевая. Посмотрите статистику: на каждого взрослого казахстанца за несколько лет завезли по велосипеду и по 125 кг плитки».

Утверждения собеседника выглядят несколько преувеличенными, тем не менее, по данным Министерства нацио­нальной экономики РК, за пять лет – с 2009 по 2014 – в Казахстан завезено почти 2,1 млн велосипедов на сумму более $60,2 млн. Что касается кафельной плитки разных размеров, то за этот же период импорт составил около 2 млн тонн стоимостью почти $1 млрд.

До момента возбуждения «Хоргосского дела» в бюджет с каждой машины взималось в среднем по 500–700 тыс. тенге, остальное уходило «толкачам» за помощь в пересечении границы и далее по инстанциям, руководители которых сегодня отбывают срок.

Рост операторов

Как уже говорилось, в мае 2012 в Казахстане был введен в действие институт уполномоченных экономических операторов (УЭО), которые могли импортировать товар по «зеленому коридору». Инициатива была принята в рамках введения в действие Таможенного кодекса тогда еще Таможенного союза (ныне Евразийский экономический союз). Как рассказывают операторы «первой волны», властями на расширенном заседании (где присутствовали все надзорные, контролирующие и силовые ведомства) им было сказано: мол, можете завозить все, что не запрещено законом, главное – платить за машину фиксированную сумму в бюджет. Правда, ставилось условие: УЭО будет декларировать все виды товаров, но количество и цена должны соответствовать таможенным платежам: для товаров народного потребления – 10–11 млн тенге, для обуви – 6 млн (ранее эти суммы не превышали 700 тыс. тенге). Это было сделано для того, чтобы все таможенные процедуры перешли с «черных» схем на «серые», с последующим выходом на «белые». Грубо говоря, УЭО покупал по бумагам товар у челнока в Китае, быстро провозил его через границу и продавал обратно тому же «туристу». В момент совершения этих сделок выплачивались дополнительные налоги, помимо таможенных платежей.

Поначалу было не более пяти УЭО, которые отбирались таможенными органами в соответствии со строгими требованиями (безупречная репутация, отсутствие долгов по уплате пошлин и налогов, банковское обеспечение на 1 млн евро и ряд других), с выдачей им лицензий на ведение ВЭД с преференциями. Затем количество УЭО расширилось до более чем 20.

«Со стороны силовиков с нами была проведена разъяснительная работа, – говорит УЭО, также пожелавший остаться неназванным. – До нас донесли, что не нужно никому платить, кроме как в бюджет. Мы тогда не поверили своему счастью».

Счастье было не только для УЭО, но и для бюджета. Согласно данным, которые предоставил нам Комитет государственных доходов Минфина РК, в 2010 в бюджет было взыскано таможенных платежей и налогов с товаров, ввозимых автотранспортом только с территории Китая, на сумму 27,46 млрд тенге. После введения института УЭО эта цифра выросла в разы: в 2012 – 71,2 млрд тенге, в 2013 – 101,8 млрд тенге, в 2014 – 103,85 млрд тенге. Однако в 2015 произошло значительное падение – до 72,9 млрд тенге.

Почему же случилось сначала быстрое сокращение темпов роста сбора платежей и налогов в 2014, а затем и падение? Разумеется, на это повлияли кризис и падение спроса, но не только. «Общее число операторов с 20 перевалило за 100, появилась недобросовестная конкуренция, товар начали задерживать, люди стали нести убытки», – вспоминает бывший УЭО.

Согласно Реестру уполномоченных экономических операторов, на март 2013 их было уже 64, на июнь того же года – 86, на конец сентября 2014 – 104. По данным сайта Комитета таможенного контроля Минфина РК, на ноябрь 2015 в Реестре УЭО числилось уже всего три оператора, хотя, возможно, имеет место техническая недоработка.

«Если раньше в день со стороны Китая заезжало по 50 машин, с которых уплачивалось по 10 млн тенге, то сегодня счет идет на единицы. Недобросовестная конкуренция выкосила ряды УЭО. У кого-то задержали груз, у некоторых вовсе его похитили, люди обанкротились – на моей памяти есть несколько таких примеров», – комментирует сотрудник силовых структур, знакомый с ситуацией.

Единственным из бывших УЭО, кто согласился в открытую поделиться свой невеселой историей, стало ТОО «Universal Service-KZ» (USK). При этом Forbes Kazakhstan выслушал еще два похожих рассказа, но озвучившие их компании наотрез отказались быть названными.

Без вины виноватый

USK занималось импортом товаров народного потребления в Казахстан из Китая и Турции с 2010 и впоследствии стало УЭО. В сентябре 2013 у компании после прохождения таможни было задержано несколько машин с турецкой обувью – всего около 40 тыс. пар. Задержание производил помощник прокурора Медеуского района Алматы Берик Жунусов – как ни странно, на территории Илийского района. Сделано это было на основании подозрения в контрабанде, хотя по бумагам все было чисто (документы имеются в распоряжении редакции).

Машины после задержания были помещены в склад временного хранения (СВХ) в селе Байсерке Илийского района Алматинской области, и только через 45 дней было возбуждено уголовное дело – по заявлению некоего гражданина Булекбаева. Представители USK так и не смогли с ним ознакомиться воочию. Если в двух словах, то импортера обвинили в том, что некоторые документы подложные, а цена товара – до $14 – занижена (хотя все бумаги оформлялись у производителя). При этом аналогичный товар, который доставлялся в Казахстан самолетами и оформлялся другими компаниями, в аэропорту шел по цене до $7 за пару и не считался контрабандой.

Пока продолжалось расследование уголовного дела, большая часть товара со склада пропала. «Мы забили тревогу, но пока следователи добрались до СВХ, там почти ничего не осталось», – рассказывает директор Universal Service-KZ Айман Нургалиева.

В итоге товар похищен, все сроки по уголовному делу вышли, дело не закрыто, улик не осталось, как и крайних в этой истории. Правда, 18 ноября 2015 начато досудебное расследование в отношении сотрудников департамента госдоходов и прокуратуры Алматы по факту халатности при расследовании уголовного дела (копия документа также имеется в редакции). Представители USK надеются, что если товар уже не вернуть, то хотя бы дело будет закрыто.

Исчезающий след

Подобные истории вынудили импортеров, перевозящих груз автомобильным транспортом, уйти в Киргизию. Сосед Казахстана тоже вошел в ЕАЭС и теперь имеет свой упрощенный коридор ввоза товаров из Китая и Турции. По сути, между Казахстаном и Киргизией идет конкуренция за трафик, так как пошлины и налоги оседают в национальных бюджетах.

В августе прошлого года министр финансов Кыргызской Республики Адылбек Касымалиев заявил: «В этом году границы ЕАЭС были открыты, мы очень ждали этого. В этом году у нас в бюджете дополнительно предусмотрено поступление таможенных пошлин в размере около 1,5 млрд сомов».

Александр Воротилов

Заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir