Нур Омаров: Акаев и Бакиев любили своих родственников, а не народ
rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Выборы

Нур Омаров: Акаев и Бакиев любили своих родственников, а не народ


772866469 «Регион.kg» в преддверии президентских выборов начинает публикацию экспертных      материалов на тему: «Каким должен быть в стране институт президентства?», учитывая, что в Кыргызстане изменилась политическая система. По каким критериям должен сегодня выбираться глава государства? Открывает рубрику «Выборы» директор Ассоциации политологов Кыргызстана, профессор Нур Омаров.


- На примере деятельности трех президентов, в Кыргызстане совершенно четко обозначился кризис модели президентской республики, которая сформировалась у нас в стране за последние 20 лет. Отправной точкой в этом процессе стал народный взрыв, подогретый финансовыми ресурсами региональных элит в марте 2005 году. До мартовских событий Акаев полагал, что для Кыргызстана приемлем путь либерального развития по западной модели, который приведет страну в течение 5 – 10 лет к аналогу Швейцарии. И республика пойдет по успешному пути демократического развития. Но этого не произошло.

Сейчас не только наша страна, но и другие государства региона вступают в эпоху критического десятилетия. Она представляет собой то, что существует высокая вероятность смены стареющих лидеров в Казахстане и Узбекистане. Смена власти в этих государствах может привести к коренным изменениям модели политического развития в Центральной Азии. Но доминировать будут одна из двух моделей: либо президентско- парламентская, либо парламентская, которую сегодня пытаются внедрить в Кыргызстане. Безусловно, каждая из моделей имеет свои недостатки и преимущества. На мой взгляд, более предпочтительной является смешанная форма правления, которая позволяет проводить сбалансированную политику между различными ветвями власти и находить определенный консенсус. Также нашему экспертному и гражданскому обществу необходимо выработать модель эффективного взаимодействия между элитами. Сегодня в Кыргызстане мы видим негативный пример того, как могут взаимодействовать между собой политические элиты. Наши элиты не в состоянии договориться по определенным жизненно важным для страны вопросам. И все эти процессы напрямую связаны с ролью и значением института Президента.

Сегодня мы имеем несколько моделей выборов главы государства, которые были опробованы на постсоветском пространстве. К примеру, Молдова, как парламентское государство, продемонстрировала неэффективность избрания президента депутатским корпусом. На этом примере мы увидели, что страна целый год жила с исполняющим обязанности президентом, поскольку парламент не мог выбрать главу государства. Поэтому наиболее приемлемым для Кыргызстана является путь прямых выборов.

В то же время, в нашей стране необходимо четко разграничить функциональные обязанности власти. Об этой проблеме ранее говорили в экспертном сообществе, а сегодня заявляют уже сами Президент, премьер – министр и парламентарии, отмечая, что в Конституции четко не прописаны функциональные обязанности каждой из ветвей власти. Каким должна быть роль в нашей стране Президента, чтобы это не стало дискредитирующим фактором, который мы наблюдали в прошлые годы? Полагаю, что Президент должен отвечать за внешнюю политику и обороноспособность страны. Вот это и является основной функцией главы государства. Премьер – министр несет ответственность за экономический блок, а Парламент - за законодательный. Таким образом, все функции логично распределены. Но мы должны изменить критерии прихода людей во власть. Акаев и Бакиев отличались очень большой любовью к своим родственникам, но не к своему народу. Сегодня во власть должны попадать менеджеры не по принадлежности к роду или клану, а по профессиональным качествам.

В этой связи, на первом месте должна стоять трансформированная политическая система, которая не позволит политику командовать всей политической системой и всеми ветвями власти. На втором месте должны стоять его профессиональные качества и на третьем личные. Вот такая триада позволит возвести успешную страну.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir