rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Выборы

Нур Омаров: Акаев и Бакиев любили своих родственников, а не народ


772866469 «Регион.kg» в преддверии президентских выборов начинает публикацию экспертных      материалов на тему: «Каким должен быть в стране институт президентства?», учитывая, что в Кыргызстане изменилась политическая система. По каким критериям должен сегодня выбираться глава государства? Открывает рубрику «Выборы» директор Ассоциации политологов Кыргызстана, профессор Нур Омаров.


- На примере деятельности трех президентов, в Кыргызстане совершенно четко обозначился кризис модели президентской республики, которая сформировалась у нас в стране за последние 20 лет. Отправной точкой в этом процессе стал народный взрыв, подогретый финансовыми ресурсами региональных элит в марте 2005 году. До мартовских событий Акаев полагал, что для Кыргызстана приемлем путь либерального развития по западной модели, который приведет страну в течение 5 – 10 лет к аналогу Швейцарии. И республика пойдет по успешному пути демократического развития. Но этого не произошло.

Сейчас не только наша страна, но и другие государства региона вступают в эпоху критического десятилетия. Она представляет собой то, что существует высокая вероятность смены стареющих лидеров в Казахстане и Узбекистане. Смена власти в этих государствах может привести к коренным изменениям модели политического развития в Центральной Азии. Но доминировать будут одна из двух моделей: либо президентско- парламентская, либо парламентская, которую сегодня пытаются внедрить в Кыргызстане. Безусловно, каждая из моделей имеет свои недостатки и преимущества. На мой взгляд, более предпочтительной является смешанная форма правления, которая позволяет проводить сбалансированную политику между различными ветвями власти и находить определенный консенсус. Также нашему экспертному и гражданскому обществу необходимо выработать модель эффективного взаимодействия между элитами. Сегодня в Кыргызстане мы видим негативный пример того, как могут взаимодействовать между собой политические элиты. Наши элиты не в состоянии договориться по определенным жизненно важным для страны вопросам. И все эти процессы напрямую связаны с ролью и значением института Президента.

Сегодня мы имеем несколько моделей выборов главы государства, которые были опробованы на постсоветском пространстве. К примеру, Молдова, как парламентское государство, продемонстрировала неэффективность избрания президента депутатским корпусом. На этом примере мы увидели, что страна целый год жила с исполняющим обязанности президентом, поскольку парламент не мог выбрать главу государства. Поэтому наиболее приемлемым для Кыргызстана является путь прямых выборов.

В то же время, в нашей стране необходимо четко разграничить функциональные обязанности власти. Об этой проблеме ранее говорили в экспертном сообществе, а сегодня заявляют уже сами Президент, премьер – министр и парламентарии, отмечая, что в Конституции четко не прописаны функциональные обязанности каждой из ветвей власти. Каким должна быть роль в нашей стране Президента, чтобы это не стало дискредитирующим фактором, который мы наблюдали в прошлые годы? Полагаю, что Президент должен отвечать за внешнюю политику и обороноспособность страны. Вот это и является основной функцией главы государства. Премьер – министр несет ответственность за экономический блок, а Парламент - за законодательный. Таким образом, все функции логично распределены. Но мы должны изменить критерии прихода людей во власть. Акаев и Бакиев отличались очень большой любовью к своим родственникам, но не к своему народу. Сегодня во власть должны попадать менеджеры не по принадлежности к роду или клану, а по профессиональным качествам.

В этой связи, на первом месте должна стоять трансформированная политическая система, которая не позволит политику командовать всей политической системой и всеми ветвями власти. На втором месте должны стоять его профессиональные качества и на третьем личные. Вот такая триада позволит возвести успешную страну.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir