rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Экономика

Почему не был реализован проект Камбаратинской ГЭС-1?

ges1

Эксперт Зульфия Марат проанализировала для «Регион.kg» ситуацию вокруг одного из крупнейших энергетических проектов Кыргызстана.

Предновогодние демарши, предпринятые органами власти Кыргызстана по отношению к РФ, по проектам строительства ГЭС в КР и Кыргызско – Российского фонду развития (РКФР), поставили вопрос – является ли это вестником определенных непониманий в экономических вопросах между двумя государствами, раз они вышло на публику? Или это скорее хроническая некомпетентность кыргызских управленцев, просто на сей раз продемонстрированная официальными должностными лицами, что создает предпосылки для снижения уровня партнерских отношений? Думается, происходит именно второе.

Незамедлительный ответ пресс-секретаря президента РФ Пескова на заявление президента КР Алмазбека Атамбаева свидетельствовал о решении РФ сохранить свои обязательства по «энергетическим» соглашениям 2012 года. Однако после этого крайне редко выходящая на пресс-конференции председатель правления РКФР Нурсулу Ахметова впервые публично обозначила, что КР следует «работать над пониманием Министерством финансов РФ, в чем действительно нуждается страна», а одна из причин этого – решение разместить «временно свободные средства» на территории КР для запуска деятельности так называемой Госипотечной компании. Кстати, многие не согласны с таким строительным проектом. Также Ахметова завила СМИ, что российская сторона, мол, тревожится более всего за сохранность средств КРФК.

И наконец, под самый занавес 2015 года, правительство КР собирается срочно на заседание в последний день года и объявляет о принятии проекта постановления о денонсации соглашений 2012 года, требующее последующего парламентского подтверждения. Эта волна событий свидетельствует об их взаимоувязанности. Пока нет достоверных сведений, что же является истинными причинами происходящего (ибо официальные ссылки на экономический кризис не выглядят убедительными), поэтому вновь следует ответить на вопрос – нужны ли КР эти ГЭС, и если да, то как успешно их запустить?

Мышление кыргызских управленцев зачастую страдает инфантилизмом, поэтому они не способны обратить на самих себя внимание и признать собственные просчеты, ошибки. В политической обстановке 2012 года российская сторона была действительно готова реализовать крупные проекты в КР, но именно по настоянию кыргызской стороны был предложен проект Камбаратинской ГЭС-1, требующий не менее 1,5-2 млрд долларов США. Этот проект реализуем лишь при условии непременного участия в нем, помимо РФ, КР, Узбекистана и Казахстана, причем могут быть привлечены скорее всего только государственные средства этих стран, но никоим образом не в форме кредитных обязательств КР. Но именно эти обстоятельства не были отражены в межправительственном соглашении 2012 года между РФ и КР, что является виной именно кыргызской стороны как инициатора проекта. Кыргызская сторона даже не ставила перед собой задачу объединить этот квартет стран в целях реализации проекта КАГЭС-1. К тому же сразу после заключения межправительственного соглашения по данному проекту в российских СМИ скупо сообщалось, что этот проект становится объектом интереса финансово-политических групп в РФ, что дополнительно осложняло судьбу его реализации.

Чиновникам КР давно следует понять, что они несут особую ответственность за водно-энергетический баланс в регионе Центральной Азии, и потому должно принять за основу, что такие ГЭС, как Камбар-Ата-1, возможно построить лишь при участии соседей – стран нижнего течения, поэтому необходимо заключить новое соглашение, уже не на двусторонней, а на многосторонней основе. Именно поэтому, если политические руководители всех наших четырех стран полны решимости добиться решения водно-энергетических проблем региона за счет реальной интеграции и сотрудничества своих стран друг с другом, то такая ГЭС может быть построена.

С политической и технико-экономической точек зрения более реализуем был второй проект – строительство каскада Верхне-Нарынских ГЭС. Это четыре ГЭС, суммарная мощность которых довольно «скромная» – 237,7 МВт (это меньше, чем мощность одного из 4 гидроагрегатов Токтогульской ГЭС), среднегодовая выработка электроэнергии 942 млн. кВт.ч., что сопоставимо с годовым энергопотреблением малонаселенной Нарынской области, а срок строительства затянут до 6 лет. Однако кыргызская сторона вновь по причине непрофессионализма официальных переговорщиков под началом тогдашнего премьер-министра КР Ж. Сатыбалдиева подписала соглашение на привлечение кредита в размере 50 процентов от стоимости проекта, за который несли одинаковую ответственность обе стороны. Последующие же премьер-министры КР еще более серьезно ухудшили ситуацию, не предприняв никаких практических действий по защите проекта от искусственной переоценки в 2013 году, завышающей стоимость этого проекта чуть ли не в два раза (с 413 млн. дол. до 727 млн. дол.). Это обостряло вопрос сбыта становящейся дорогой её электроэнергии, имеющей сезонный характер, и требующей строго подтвержденного потребителя вне страны. Министры энергетики КР, в том числе и те, кто сейчас являются депутатами ЖК, не только не потребовали провести аудит стоимости проекта силами контрольно-надзорных органов КР и РФ, но даже не смогли справиться на протяжении последних трех лет с отведением земель под строительство ГЭС, думается, по причине банальной коррупции на местах.

Так, по причине некомпетентности кыргызской стороны и коррупции были упущены и благоприятное время для получения прямых инвестиций, а не кредитных финансов, и возможности в кратчайшее время построить эти ГЭС. Переключение внимания правительства КР на проект Кара-Кечинской КЭС в этой ситуации, причем на фоне задолго предсказанных, но не предотвращенных предновогодних аварий на крупнейшей Токтогульской ГЭС, заставляет беспокоиться и за судьбу уже и этого проекта.

Негативные тенденции в целом сохраняются, ведь при объявлении намерения прекратить действие межправительственных соглашений РФ, ратифицированных парламентами двух стран, не было ни слова о том, как КР собирается возместить РФ затраты, уже понесенные ею по этим проектам. С учетом расходов на ТЭО и строительства вахтового («пионерского») лагеря эти затраты уже составляют порядка 50 млн долларов. Пока правительственные чиновники КР готовы признать свою ответственность лишь за десятую часть от этой суммы в виде уставных обязательств, но тогда это чревато арбитражными спорами с российскими компаниями.

Попытка «навешать» выплату этих затрат на другого «инвестора» приведет к еще большему удорожанию проекта. Кто на это согласится? Китай? Инвесторы арабских стран? А кому из них нужна электроэнергия с этого каскада ГЭС, кому они могут ее продать вне страны? Попытка продать ее при этой стоимости проекта внутри страны может спровоцировать очередной виток социальной напряженности. Для того, чтобы найти инвестора, следует указать реальную стоимость проекта, а значит ее уменьшить, но тогда почему просто не провести заново переговоры с российской стороной, и не изменить текст двустороннего соглашения? Ведь и так, по причине ликвидации Минэнергопрома КР – координатора проекта, осенью 2015 года следовало внести в него изменения.

Хотелось бы также заметить, что соглашение 2012 года по Камбаратинской ГЭС-1 прямо указывает, что проект направлен на экспорт электроэнергии в энергосистемы сопредельных государств по линии 500 кВ Датка-Кемин, уже построенной в конце лета 2015 года за счет кредитов Китая. В 2019 году ЕАЭС намерен создать общий рынок электроэнергии, и если кыргызская энергосистема сумеет к тому времени преодолеть собственные проблемы, она может получить возможность гарантированного сбыта излишков «летней» электроэнергии по «безущербным» для себя ценам помимо других возможностей.

Таким образом, следует сделать заключение о необходимости привлечения к политической, а то и административной ответственности всех официальных должностных лиц КР, причастных к подготовке и осуществлению соглашений 2012 года. Так как они негативно отразились на союзнических отношениях КР с РФ, у которой даже в экономический кризис и время разрастания геополитических конфликтов до сих пор сохраняются возможности осуществлять зарубежные инвестиции. Следует письменно уведомить РФ о необходимости начать новые переговоры по изменению текста Соглашений 2012 года, не загоняя себя с размахом в тупик «денонсацией», предложить для рассмотрения и иные варианты энергопроектов. Нужно научиться быть последовательным партнером и уважать собственные шаги, если таковые однажды были сделаны по заключению Соглашений о строительстве ГЭС.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir