rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Экономика

ЕАЭС – шанс для швейников Кыргызстана

shvei

Для развития швейной отрасли КР нужна консолидация совместных усилий государства и бизнеса.

После кыргызского кино, в свое время получившего громкое название «Кыргызское чудо», в постперестроечный период так начали именовать отрасль текстильно-швейного производства. Еще бы - на фоне стагнации многих секторов промышленности именно легкая промышленность громко заявила о себе не только внутри страны, но и как экспортно-ориентированная.

В Министерстве экономики заговорили о прямо-таки колоссальных, многообещающих перспективах местной швейной индустрии на основании того, что спрос на кыргызстанские швейные и трикотажные изделия из года в год оставался стабильно высоким. А за счет того, что при рыночной экономике главное — это сбыт, отрасль ТШП развивалась ускоренными темпами.

«Наблюдался хороший рост производственного потенциала, увеличивался экспорт продукции, создавались новые рабочие места – до 170 тысяч,- говорит заведующая отделом легкой промышленности Фатима Саадангулова, - Доля ТШП в валовом внутреннем продукте Кыргызстана достигла 3%, объем производства продукции варьировался от 9,5 млрд сомов до 5 млрд 521,9 млн сомов на конец прошлого года. Бренд «Made in KG» стал легко узнаваем в странах СНГ: только 5% всей произведенной сектором продукции реализовывалось на внутреннем рынке, остальная - вывозилась за рубеж».

По данным минэкономики, официальный объем экспорта в течение последних трех лет колебался в интервале 100 млн долларов - 156 млн долларов. Основной страной- экспортером нашей одежды стала Россия, куда вывозилось до 95% всего объема продукции и где КР стала вторым после Китая поставщиком по некоторым артикулам, например, таким как «женская одежда». 2% от объема экспорта отправлялось в Казахстан.

Замминистра легкой промышленности республики Туратбек Джунушалиев озвучил данные по количеству официально зарегистрированных предприятий сектора – 128 и индивидуальных предпринимателей – 4 тысячи 200 на начало текущего года. Таким образом, на долю индивидуальных предпринимателей, работающих на патентной основе, приходится порядка 80% от всего объема выпуска швейной продукции. Не секрет, что еще многие предприятия ТШП продолжают работать «в тени».

Однако сегодня на смену оптимистичным ожиданиям представители частного сектора, отраслевых объединений, государственных органов, международных организаций и экспертных кругов испытывают серьезную озабоченность создавшейся в последнее время ситуацией: текстильно-швейное производство испытывает значительный спад объема производства. Если на пике производства в 2012 году он был около 9,5 млрд сомов с удельным весом в 7%, то на конец 2014 года – уже 5,2 млрд сом с уд. весом в 3%! Таким образом, согласно официальной статистике, на конец нынешнего года на 17,1% снизился объем всей продукции сектора и на 19% - экспорт отечественных швейных изделий.

А ведь за этими сухими цифрами стоят множество проблем, начиная от имиджа нашего государства до банкротства многих предприятий мелкого и среднего бизнеса и выживаемости многих кыргызстанских семей, оставшихся без работы.

«Аренда нашей торговой точки в месяц обходится в 1800 долларов в месяц, а ежедневная торговля с трудом дотягивает до 1500 сомов в месяц. – рассказывает генеральный директор ОсОО «Ардамина» Любовь Ардамина,- Если так дальше дело пойдет, то многие швейные и текстильные предприятия «прикажут долго жить».

Члены аналитической группы Нурида Нурмамбетова и Айгуль Исмаилова посетили несколько швейных предприятий Бишкека. Они отмечают не только большую текучесть кадров, но и большое сокращение рабочих мест из-за спада объемов производства. «Он, в свою очередь, связан с уменьшением количества заказов по причине снижения покупательской способности на основных экспортных рынках и из-за политической ситуации, падения курса рубля и теньге», - сообщили на швейном предприятии «Веста».

«Только на Чуйской прядильной фабрике за последние 2 года объемы производства сократились вдвое!»,- сетует предприниматель Касымалиев.

Эксперты консалтинговой компании «Promo Tank» видят основные причины упадка текстильного производства в низкой рентабельности, нехватке оборотного капитала, отсутствии инвестиций, устарелом техническом парке и сокращении внутренней сырьевой базы. «На уровне предприятий швейный подсектор испытывает целый ряд барьеров для роста, таких как нехватка оборотного капитала и инвестиций, дефицит квалифицированных кадров, низкая производительность, высокая себестоимость продукции, слабая управленческая подготовка руководителей,- комментирует эксперт Кумар Бекболотов.

За примерами, как говорится, далеко ходить не надо.

В КР имеется 25 красильных предприятий, но все они оснащены недостаточно. В итоге из-за нехватки красильного оборудования, одна единица которого стоит сегодня не менее 700 долларов, окрашивание выполняется вручную. Вот и приходится «красить» сырье за границей, что занимает не менее 2-х месяцев, тогда как продолжительность этой операции при наличии красильного оборудования на местах занимает максимум 8 часов.

Но и с сырьем проблемы, так как все оно вплоть до фурнитуры привозное. Практически в республике не осталось тонкорунных баранов-мериносов, пряжу везем из-за границы. А в то же время Беларусь сохранила свою текстильную и швейную промышленность, доставшуюся ей со времен Союза, да к тому же там она еще и хорошо субсидируется нынешним государством. Как нашим швейникам поспеть за белорусами?

Все работодатели в один голос заявляют, что их ожидания не оправдывает ни один выпускник: всех молодых специалистов надо доучивать и переучивать, что обходится предпринимателям « в копеечку». А специалистов – трикотажников вообще ни одно учебное заведение в стране не готовит!

Пора признать, что, несмотря на 24-летний период со времен независимости, отрасль ТШП остается мелкотоварной. А значит, цеховики не могут производить большие партии продукции. Премьер-министр Темир Сариев даже сравнил швейников с политическими партиями: «У каждого своя программа, свой электорат и свое лобби. Единственный выход добиться больших объемов продукции – объединяться». Премьер считает, что внутри действующего круга членов ЕАЭС Кыргызской Республике без укрупнения швейного производства невозможно обеспечить единообразное качество и ценовую конкурентоспособность продукции в больших объемах, требуемых для работы с крупными закупщиками, как например, торговые сети в РФ.

Новая тенденция на рынках ЕАЭС – сокращение вещевых рынков, которые являются традиционными каналами сбыта для кыргызстанской продукции. Продажи переходят в гипермаркеты и супермаркеты в рамках торговых сетей. По мнению экспертов «Promo Tank»а, если производители КР хотят закрепить имеющееся присутствие на целевых рынках Российской Федерации и Казахстана, им надо не уповать на чудо извне, а серьезно и сообща работать над наиболее проблематичными препятствиями для развития швейного и трикотажного производства на секторальном уровне.

По словам директора консалтинговой компании «Промо Танк» Азамата Акелеева, первоочередной задачей являются достижение и обеспечение трех взаимосвязанных «К». Это «качество, кооперация и концентрация»,- говорит специалист.

Эксперт Азамат Аттокуров озвучил основные рекомендации для их достижения. «Швейную продукцию под брендом «Made in KG» зачастую покупатели воспринимают как товар низового уровня. Чтобы перейти на более высокорентабельные сегменты производства и включить КР в международные цепочки производства, необходимо добиться соответствия отечественной швейной продукции международному стандарту менеджмента качества ISO 9001. Необходима специализация швейных предприятий, фокус по целевым рынкам и продукции вместо работы с непредсказуемым ассортиментом заказов: производить одновременно школьную форму и лыжные комбинезоны могут позволить себе только институционально устойчивые компании»,- говорит он.

Продукция из КР в основном направлена на массовый сегмент, не требующий высокого стандарта качества, изготавливается из техноткани, хотя весь мир переходит на натуральное сырье. У нас же с 2001 года полностью прекращено производство тканей из шелка, а с 2010 года - из хлопка! Продвинутые предприниматели понимают, что чудеса «на пустом месте» бывают только в сказках, а нам надо в республике со временем воссоздавать внутреннюю сырьевую базу по качественной шерсти, хлопку и шелку. Не зря отечественные дизайнеры на всех подиумах предлагают модели только из натурального сырья!

Очень медленно идет реализация нашумевшего проекта «Технополис для предприятий ТШП», да к тому же большинство предпринимателей с возможностью получения бесплатной производственной площадки, где будет воспроизведена устаревшая модель изолированной работы конкурирующих швейных цехов.

Чтобы существенно укрепить и расширить вклад текстильно-швейного производства в развитие экономики страны и расширить уровень экспорта на рынок ЕАЭС, без чего невозможен скачок отрасли ТШП вперед, нужна консолидация совместных усилий государства и бизнеса. По поручению Министерства экономики и промышленности КР и при поддержке Германского Общества по международному сотрудничеству (GIZ) уже ведется подготовка программы развития текстильно-швейного производства на следующий трехлетний период экспертной группой консалтинговой компании «Promo Тank». Цель данной программы заключается в активной реализации преимуществ членства КР в рамках структур ЕАЭС.

Сегодня, несмотря на отрицательные показатели швейного производства, Туратбек Джунушалиев не теряет оптимизма. «При производительности швейников 20 единиц в день в год будет выходить около 7 млрд единиц продукции ТШП. Мы сможет одеть всю Россию ,- говорит замминистра,- Это означает, что у нас потенциал развития отрасли есть и при устранении всех барьеров для развития мы сможем не только продемонстрировать рост, но даже со временем довести долю ТШП в ВВП страны до 7%».

Ирина Байрамукова.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir