rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Экономика

О миссии Российско-Кыргызского Фонда развития

fond

Экономисты Турусбек Асанов и Марат Кудайкулов проанализировали работу структуры, с которой связывают надежды по развитию национальной экономики.

В процессе интеграции возникает объективная необходимость в межгосударственных институтах, основной задачей которых является объединение ресурсов для достижения наибольшей эффективности экономического развития. С помощью специализированных институтов, как правило, решаются две основные задачи: 1) создаются условия для привлечения высокотехнологичных разработок, которые должны стать базой для возникновения предприятий крупномасштабного производства, имеющих значение для всего экономического объединения; 2) запускаются процессы по выравниванию состояний экономик стран-участниц интеграционного объединения.

В рамках формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было достигнуто соглашение между Правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации от 29 мая 2014 г. на основе которого был создан Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР) с капиталом $ 1 млрд. Декларируемая миссия фонда – модернизация и развитие экономики Кыргызской Республики. На практике Правление фонда приступило к реализации своей миссии непрозрачно, без учета мнения научной и гражданской общественности. Но главная проблема в деятельности РКФР заключается в слабом понимании экономической сути процессов модернизации экономики, что привело к подмене понятия «экономическое развитие» более узким понятием – «экономический рост».

Правление РКФР не учитывает опыт эффективных модернизаций национальных экономических систем, которые были реализованы в течении ХХ-го века, и содержащие в своей основе, во всех без исключения случаях, стратегическое государственное планирование.

Внутреннее содержание процесса модернизации экономики представляет собой динамический процесс по внедрению новых технологий. (Здесь необходимо подчеркнуть – новое оборудование не всегда есть новая технология). Этот процесс должен выводить экономику на новый качественный уровень – готовить национальную экономическую систему к восприятию инноваций. Мировая практика показывает, что процесс модернизации возможен лишь в рамках концентрации и централизации капитала. Естественным исполнителем данного процесса в современной экономике являются объединения крупномасштабного производства – транснациональные корпорации (ТНК). В отстающих же экономиках модернизация невозможна без активного государственного участия в виде создания соответствующей нормативно-правовой базы, которая будет способствовать перенаправлению и концентрации ресурсов. В рамках главной цели фонда – модернизации и развития экономики Кыргызской Республики – миссия фонда должна органично вписываться в государственную программу структурной перестройки экономики.

На сегодня, капитал РКФР не используется как концентрированный фактор привлечения инвестиций со стороны высокотехнологичных международных компаний крупномасштабного производства. Первоначально планировалось выдача кредитов по $ 3-25 млн, но фактически фонд начал проводить кредитование на еще меньшие объемы. Это дробление капитала является явным отклонением от четко прослеживаемой закономерности эволюционного развития мировой экономики, которая функционирует на протяжении последних 100 лет в условиях усиливающейся концентрации и централизации капитала. Современный экономический прогресс, в основе которого находятся научно-технические разработки, продвигается именно ведущими объединениями крупномасштабного производства. Стратегически верно было бы использовать капитал фонда в виде доли участия в многомиллиардном пуле с ведущими корпорациями развитых стран. Такая стратегия позволит Кыргызской Республике стать обладательницей новейших технологий, что принесет положительный технологический эффект для всего ЕАЭС.

Пример успешной модернизации – сталинская индустриализация, которая в своем итоге заставила сказать У.Черчилля следующее: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». В последнее время стала доступна информация по огромной роли американских ТНК в индустриализации СССР. Великая депрессия подтолкнула американские предприятия крупномасштабного производства к взаимовыгодному сотрудничеству с Советским Союзом, что вылилось в проектирование и строительство более 500 ультрасовременных заводов, фабрик, гидроэлектростанций, цехов и др. Среди которых: Сталинградский тракторный, Челябинский танко-тракторный, Харьковский танковый заводы, ГАЗ, АЗЛК, АМО-ЗИЛ, Сибсельмаш, Казанский авиазавод, Ростовский и Саратовский комбайновые заводы, Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, заводы и цехи в Коломне, Челябинске, Подольске, Новокузнецке, Свердловске, Москве, строительство нефтяного промышленного района Баку–Грозный–Батуми–Туапсе и др. В начале 1930-х гг. в Советском Союзе находилось более 20 тыс. американских специалистов.

Не учитывая опыт вышеприведенных модернизаций, РКФР основное внимание сосредоточил на кредитовании малого и среднего бизнеса (МСБ). Это не есть процесс модернизации и развития экономики Кыргызской Республики. К тому же в развитых экономиках нагрузку по поддержанию малого и среднего бизнеса несут крупные корпорации. Данный механизм пытается использовать РФ через допуск субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам в тендерах, объявляемых компаниями крупномасштабного производства и выделение им (МСБ) обязательной доли (18 %) в заказах.

Наибольшую озабоченность вызывает взаимоотношения между правительством Кыргызской Республики и РКФР. Объективно сложилась ситуация, которую можно обозначить как политику минимизации взаимодействия правительства и фонда. В условиях, когда топ-менеджмент РКФР демонстрирует неполное понимание проблем модернизации и экономического развития национальной экономики, Правительство КР самоустранилось от активного участия в планировании и координации данного процесса.

Выводы

Целевая функция Российско-Кыргызского Фонда развития (РКФР) заключается в запуске процесса «подтягивания» отстающей экономики Кыргызской Республики до уровня более развитых экономик стран-участниц ЕАЭС. В целях проведения эффективной модернизации и развития экономики КР необходимо:

1. Начать взаимодействие Правительства КР и РКФР в рамках системы государственного планирования экономического развития страны.

2. Разработать государственную программу взаимодействия с ведущими ТНК развитых стран, которые будут вовлечены во взаимовыгодный процесс эффективной модернизации и развития не только экономики Кыргызстана, но и всего ЕАЭС.

3. РКФР, наряду с кредитованием МСБ, начать финансирование крупных совместных проектов с ТНК развитых стран.

Наши предложения базируются на основе понимания неоспоримого факта: объективно цели Правительства КР и РКФР по вопросам модернизации и развития экономики Кыргызской Республики совпадают.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir