rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Русский и кыргызский: нужно ли Кыргызстану выбирать один из них?

Почему русский язык должен сохранять официальный статус и какие выгоды получает Кыргызстан, закрепив его статус в Конституции? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн конференции: «Значение русского языка в современном развитии, в экономическом и образовательном сотрудничестве Кыргызстана с Россией и странами СНГ», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Кыргызстанцы проголосовали за президентскую республику и Садыра Жапарова

Референдум по форме правления признан состоявшимся, в соответствии с законодательством, для этого достаточно 30-процентной явки избирателей. Сегодня же в голосовании приняли участие около 33 процентов кыргызстанцев, из которых более 81 процента отдали предпочтение президентской форме правления, за парламентскую проголосовали 10,66 процента.

США не поздравили Садыра Жапарова с избранием на пост президента

Посольство США в КР распространило заявление, в котором говорится, что «Соединенные Штаты Америки признают Садыра Жапарова избранным президентом Кыргызской Республики», однако не смотря на нормы дипломатического этикета, дипмиссия с этим событием его не поздравила.

pobeda75

pobeda75 2

Общество

Несмотря на стремление, мусульманская община страны не готова к политической деятельности

Директор аналитического центра «Разумные Решения» Эсен Усубалиев прокомментировал вопросы участия мусульман Кыргызстана в политической жизни страны.

- Эсен Есенкулович, активизация политической жизни в стране, после апрельской революции, оказала влияние на мусульманскую общину страны?

- На мой взгляд, является очевидным, что выражение народного протеста 7 апреля против диктатуры, смена власти и переход к парламентской республике, дало надежды всем существующим политическим силам в стране, на возможность принимать участие в политическом процессе. И если мы наблюдали активизацию в прошлом оппозиционных партий и появление множества новых политических движений, я не исключаю, что подобные идеи охватили и мусульманскую общину страны.

- Вы ранее, в своих работах писали, что мусульмане стали объектом политики, как довольно привлекательная группа электората. Как вы считаете, мусульмане это все еще используемый в политической игре ресурс, либо он уже сформировался как отдельная политическая сила?

- Я и сейчас твердо убежден, что мусульмане страны часто становятся объектом политических игр в преддверие различных предвыборных кампаний. В частности, исследование предвыборных выступлений ряда партий на прошедших парламентских выборах, показало, что практически все партии в той или иной степени использовали «исламскую риторику» для привлечения электората. Это и открытая демонстрация своей религиозной идентификации, использование ритуальных обрядов до и после политических выступлений в регионах, посещение мечетей и даже, в некоторых районах страны, использование пятничных собраний верующих – Жума, для призыва к голосованию за того или иного кандидата. И, к сожалению, можно констатировать, что мусульмане все еще используемый ресурс в политическом процессе. Однако, вопрос самостоятельного участия мусульман в политике, несмотря на законодательные ограничения, я все же оставляю открытым, поскольку, как показывают исследования, стремление к этому у отдельных групп мусульман все же есть.

- Но мы ведь прекрасно осознаем, что согласно Конституции Кыргызской Республики, создание партий на религиозной основе запрещается. Если у мусульман есть желание участвовать в политике, а законодательство это запрещает, говорит ли это о том, что у нас в скором времени поднимется вопрос об изменении Конституции?

- Я полагаю, что Кыргызстану, который уже пережил неоднократное изменение Конституции, как при А. Акаеве, так и при К. Бакиеве, не следует бояться этого процесса, поскольку если население будет этого требовать, изменения произойдут в любом случае. Вопрос только как – эволюционным, либо революционным способом. Сразу отмечу, что революционный путь неприемлем в любом виде, поскольку это сопряжено с конфликтами, которые не исключают насилие. К сожалению, опыт у нас в этом есть.

Между тем, Конституция, это не Божественный Закон и ее составили те же люди, такие же как мы с вами. Если мы на протяжении 20-лет независимости наблюдаем рост религиозного самосознания в обществе, я не исключаю, что через 10 лет, когда Ислам займет центральное место в формировании моральных и идейных ориентиров общества, а это уже сейчас происходит, то вопрос изменения Конституции может быть решен практически безболезненно.

Однако сейчас, для мусульман страны, проблема изменения Конституции не является первоочередной задачей. Я бы сказал, что это вопрос второго, если не третьего порядка. На мой взгляд, для мусульман страны, прежде чем начинать организованную политическую деятельность, важнее всего решить проблему собственной консолидации, единства. Заняться устранением национальных, региональных и идеологических противоречий и уже потом думать о политической деятельности.

- Иными словами, перечисленные вами противоречия препятствуют организованной политической деятельности. Какие еще проблемы и вопросы могут препятствовать политическому самосознанию мусульман Кыргызстана?

- И если сейчас мне бы задали вопрос, возможно ли появление исламского политического движения в Кыргызстане и будет ли оно полезным для страны и мусульманского большинства, то я бы ответил – да появление исламского политического движения возможно и нет, его деятельность, учитывая то состояние политического развития общины, могло бы принести вред самим мусульманам.

На мой взгляд, действительное исламское политическое движение в стране было бы возможным только при наличии в Кыргызстане прогрессивного, образованного духовенства, которое могло бы взять ответственность за развитие ислама в стране. В противном случае, любые попытки внедрения ислама в политический процесс могут иметь большие, а возможно и негативные последствия.

- В этих условиях возникает ряд весьма важных вопросов общего характера. Существует ли объективные условия для актуализации исламского пути развития в Кыргызстане? Какими могут быть методы актуализации этих вопросов с учетом поликонфессионального, многонационального общества и секулярного устройства государства?

Представляется, что, несмотря на бурное развитие ислама и процесс просвещения, исламская община Кыргызстана, равно как и экспертные круги, еще не готовы к серьезному обсуждению теоретических возможностей политического участия ислама в условиях Кыргызстана.

Развивая тезис о необходимости формирования исламской интеллектуальной прослойки, важно подчеркнуть, что теоретические дискуссии о возможностях ислама в политике, могут стать важным условием для кристаллизации из общей мусульманской среды, исламских правоведов, юристов, интеллектуалов, на которых впоследствии ляжет ответственность за развитие ислама в стране.

На мой взгляд, секулярный характер государственного устройства является тем незыблемым элементом, от сохранения которого может зависеть развитие ислама в Кыргызстане. Умение мусульман признавать общие правила, стремление идти в рамках правового поля, в действительности может дать серьезный толчок развитию исламской научно-правовой мысли – поиск приемлемых путей адаптации растущих политических, социальных, экономических потребностей мусульманской общины, к секулярной системе общественно-политического устройства государства.

Атай Молдобаев ,
Аналитический консорциум «Альтернатива»



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir