rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Кыргызстан и Россия: партнерство во имя стабильности

В рамках официальной помощи России в развитии Кыргызстана, российское правительство списало долг республики по кредитам на сумму в 240 миллионов долларов

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере противодействия терроризму и экстремизму обсудили в Бишкеке

В столице Кыргызстана состоялся Бишкекский Антитеррористический Форум стран ЕАЭС, посвященный совместным усилиям всех участников Евразийской интеграции в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Выборы

Кыргызстан накануне парламентских выборов

kgelection3

В Уфе, ЦГИ «Берлек–Единство» состоялась экспертная дискуссия посвященная предстоящим парламентским выборам в КР.

Трансформация киргизской партийной системы с начала 1990-х годов является важнейшей составляющей политического процесса в целом. Современная партийная система, хотя и функционирует более 20 лет, но продолжает находиться на этапе структурного изменения. Это обусловлено отсутствием чётко понимаемых интересов и электоральных предпочтений различных социальных групп, что, как правило, отражается в политической риторике партий. И характерно для многих государств постсоветского пространства.

При этом изменения в избирательном законодательстве, появление новых форм политических отношений и институтов свидетельствует о том, что политическая система в Киргизии продолжает интенсивно меняться и модернизироваться, особенно с приходом к власти Алмазбека Атамбаева.

Отметим, что отдельные государственные лидеры в современном полицентричном мире проводят свою политику в «ждущем режиме», с оглядкой на своих потенциальных и реальных партнёров. Президента Киргизии Алмазбека Атамбаева нельзя отнести к таким государственным менеджерам. Складывается впечатление, что ему ближе, да, очевидно, и большинству кыргызстанцев, слова Президента России Владимира Путина: «Мы добьемся успеха, если сами заработаем свое благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру». И такую позицию можно назвать стратегической и выверенной.

Современная практика демонстрирует, что государственный менеджмент, опирающийся исключительно на международное мнение, и не учитывающий интересов населения собственной страны, сегодня становится все менее состоятельным и кратковременным. Да и приводит к катастрофическим последствиям (примером может служить современная Украина).

Очевидно, что власть способна понимать временность своего пребывания. Поэтому она сопротивляется любым новшествам, ибо они могут нести в себе опасность и непредсказуемость. Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева едва ли можно назвать «временщиком». Это менеджер – реформатор, способный стабилизировать ситуацию в стране, консолидировать людей и их идеи в общенациональные интересы Киргизии, достойно отвечать внешним вызовам и агрессорам.

В этих решениях – суть необходимых изменений в развитии Киргизии. К тому же не приходится ожидать скорых мировых сдвигов, благоприятствующих центрально – азиатским республикам. Поэтому в политической стратегии особо важно отдавать отчёт своим действиям, мыслям, думать глобальными категориями, управлять своими желаниями. И этого не достичь без стабилизации ситуации в стране, без приведения её в нормальное русло, с действующими демократическими процедурами, выборами и политическими институтами.

Конечно, изменения международной обстановки для Киргизии в её пользу – даже небольшие – нужно приветствовать и использовать. Но незыблемым должен сохраняться курс на собственный потенциал страны. Киргизия заинтересована в сохранении или налаживании новых экономических отношений со всеми странами и зарубежными компаниями, которые проявляют в этом заинтересованность. Но при любой ситуации единственной альтернативой для Киргизии является опора в первую очередь на собственные внутренние резервы и возможности для количественного и качественного роста экономики. Геополитическая повестка дня может сменяться, а стратегия думается должна быть ясной, понятной. Поэтому особенно важно формировать политику с «позитивным результатом», обращённую к максимальной пользе и выгоде для жителей страны. И эти черты особо характерны политике Алмазбека Атамбаева.

Так факт проведения цивилизованных парламентских выборов, назначенных на 4 октября 2015 года, с всевозможной партийной риторикой и свободным волеизъявлением граждан страны свидетельствует о стабилизации политической ситуации в Киргизии, о желании людей строить конструктивный диалог с властью и участвовать в принятии особо важных государственных решений.

Сама же избирательная кампания по выборам депутатов Жогорку Кенеш отличается важными особенностями, связанными как с существенным изменением политической ситуации в стране, так и с общей геополитической повесткой дня. Предстоящие выборы имеют ряд отличий от парламентских выборов, которые проходили в Киргизии ранее.

Во – первых, выборы в Жогорку Кенеш проходят на фоне обустройства Кыргызстана в многоканальном формате ЕАЭС. Следовательно, в программах большинства, если не всех политических партий, так или иначе, просматривается риторика евразийской интеграции. И необходимо отметить, что это восприятие в целом позитивно и отражает не только интересы политической элиты страны, но и настроения простых граждан. Абсолютное большинство кыргызстанцев поддерживают линию Президента Алмазбека Атамбаева на развитие Кыргызстана в рамках ЕАЭС.

У Правительства Кыргызстана уже имеются реальные проекты по подъему производственных отраслей страны. Есть планы по созданию отраслевых бизнес - ассоциаций. Перед Киргизией открывается и большой рынок – Россия, Казахстан, Белоруссия и даже Армения, несмотря на географическую отдаленность. Всё это создает перспективу, возможность заложить фундамент для совместной модернизации в рамках ЕАЭС.

Очевидно, что политическими партиями используются интеграционная проблематика для построения образа будущего. И в этом нет ничего плохого. Для моделирования образа будущего характерно вариативное использование интеграционных проектов и их публичная интерпретация. В зависимости от преследуемых целей, часто диаметрально противоположных, интеграционный проект участвует в создании как образа «желаемого», так «негативного будущего». Показательно, что образ евразийской интеграции (как собственно и образ евроинтеграции) является частотным и притягательным для стран постсоветского мира. Но в одних случаях они получают практическое воплощение (Киргизия), а в других приводят к поляризации интересов и политическому кризису (Украина).

Хотя видится крайне условным сравнение Киргизии и Украины в контексте интеграционной проблематики. Хотя бы по ряду последствий интеграции для партийно – парламентских структур этих государств.

Высокое значение парламентских выборов для жителей Киргизии обусловлено в большей степени наличием эффективного курса руководства страны и высоким политическим рейтингом её Президента Алмазбека Атамбаева. Украина имеет менее эффективный парламент, который не может контролировать законодательный процесс в государстве и скорее выступает для элит инструментом общественной манипуляции. Да и не пользуется общественным признанием её жителей.

Во – вторых, активный поиск объединяющей повестки дня для киргизского общества - без разделения на регионы, социальные группы. Поэтому неслучайно, что лидером гонки, эксперты называют СДПК - партию власти, которая представляет интересы и Севера и Юга страны. Ставку в предвыборной агитации партия делает на сотрудничество с Россией и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Как справедливо отмечают представители СДПК - «Экономика Киргизии в самостоятельном плавании не поднимется. Без интеграции Кыргызстан просто бы не развивался. С ЕАЭС мы связываем надежды на подъем промышленности, развитие агарного сектора, перспективы для туристической сферы».

В – третьих, практически все партии идут на выборы с близкими политическими платформами. Трудно выделить крайне правых, крайне левых или жёстких центристов. Все предвыборные платформы носят социально-экономическую направленность, практически у всех указывается необходимость развития экономики, установление стабильности в политике. Однако помимо слов необходим и опыт принятия практических решений. Далеко не все оппозиционные партии ясно представляют себе - каким образом достичь лучшего будущего, а сейчас как раз такой момент - не только для Кыргызстана, но и для Казахстана и России, когда в парламентах огромный спрос на профессионализм и профессионалов.

В - четвёртых, сложившаяся система взаимодействия власти и оппозиции во многом связана со стремлением киргизской элиты внедрить в политическую практику идеальную модель, что отражает имеющий место запрос общества на существование такой оппозиции. Разумеется, реальная жизнь расширяет пределы идеально-типической схемы и во взаимоотношениях этих двух субъектов политического процесса сложились специфические особенности, отражающие черты динамики киргизского политического пространства.

Одной из таких характеристик на данном этапе является отсутствие социальной поддержки оппозиционных сил в Киргизии, что обусловлено как слабым уровнем дееспособности самой оппозиции, отсутствием необходимых ресурсов для реализации собственных программ, так и весьма эффективным политическим курсом Президента Киргизии и партии власти.

Так кандидат в депутаты Жогорку Кенеша Эльдар Абакиров провел ряд встреч с жителями Чуйского района и города Токмок. В ходе встреч состоялась содержательная беседа по актуальным вопросам развития страны.

По словам кандидата, СДПК была и остается одной из самых стабильных партий. «В Жогорку Кенеше наша партия отработала с достоинством, без ссор. Мы всецело поддерживали и поддерживаем курс, выбранный Президентом. СДПК остается приверженной программным целям и задачам, поставленным после апрельской революции и воплощенным в Национальной стратегии устойчивого развития. Ее конечная цель - создать возможность, чтобы люди больше зарабатывали. А это в свою очередь больше отчислений в бюджет, больше хороших дорог, больше повышений заработных плат бюджетников», - отметил Эльдар Абакиров.

«За пять лет мы удвоим доходы кыргызстанцев, повысим роль и ответственность местной власти, отремонтируем не менее 1500 километров дорог местного значения, восстановим работу 400 ранее законсервированных водных скважин. Также СДПК выступает за применение новых технологий в сельском хозяйстве. То есть увеличим в 10 раз площадь земель под капельное орошение и доведем их до 100 тыс гектаров», - сказал он. В свою очередь местные жители отметили, что поддерживают принцип преемственности во власти и выразили поддержку партии СДПК.

Резюмируя отметим, что предстоящие парламентские выборы в Киргизии будут способствовать и дальнейшей политической стабилизации в стране. И дело здесь не только в том, что нынешний политический курс является универсальным для Киргизии, но и в стремлении её жителей сохранить тот баланс политических сил в стране, который позволит достичь реальных результатов и выгод.

И если в выборной процедуре одержит победу партия СДПК, то она модернизируют политические инициативы Президента Алмазбека Атамбаева, придаст им «второе дыхание», чей курс и так считается самых эффективным и модернистским среди своих политических современников и даже оппонентов. И политическим руководством страны в очередной раз будут обозначены реальные проекты для обеспечения стабильности, конкурентоспособности и процветания современной Киргизии.

И, конечно, многое в этом будет зависеть от профессионального облика депутатов, государственных деятелей. Какой станет страна через 10, 20, 50 лет? Какие из известных профессиональных черт государственных менеджеров изменятся в ближайшей или отдаленной перспективе? Если мы сможем найти на эти вопросы достаточно обоснованные ответы, то тогда сможем и более определённо предсказать, какой будет в перспективе и страна.

Артур Сулейманов
- эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir