rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

Подайте Кыргызстану или есть ли «жизнь» без долговых займов?

Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей

Депутатская комиссия сделала выводы по аварии на ТЭЦ

Депутаты Жогорку Кенеша пришли к выводу, что к аварии на Бишкекской ТЭЦ, произошедшей в результате нецелесообразного использованию китайского кредита, полученного на ее модернизацию, причастны трое бывших премьер-министров.

Выборы

Кыргызстан накануне парламентских выборов

kgelection3

В Уфе, ЦГИ «Берлек–Единство» состоялась экспертная дискуссия посвященная предстоящим парламентским выборам в КР.

Трансформация киргизской партийной системы с начала 1990-х годов является важнейшей составляющей политического процесса в целом. Современная партийная система, хотя и функционирует более 20 лет, но продолжает находиться на этапе структурного изменения. Это обусловлено отсутствием чётко понимаемых интересов и электоральных предпочтений различных социальных групп, что, как правило, отражается в политической риторике партий. И характерно для многих государств постсоветского пространства.

При этом изменения в избирательном законодательстве, появление новых форм политических отношений и институтов свидетельствует о том, что политическая система в Киргизии продолжает интенсивно меняться и модернизироваться, особенно с приходом к власти Алмазбека Атамбаева.

Отметим, что отдельные государственные лидеры в современном полицентричном мире проводят свою политику в «ждущем режиме», с оглядкой на своих потенциальных и реальных партнёров. Президента Киргизии Алмазбека Атамбаева нельзя отнести к таким государственным менеджерам. Складывается впечатление, что ему ближе, да, очевидно, и большинству кыргызстанцев, слова Президента России Владимира Путина: «Мы добьемся успеха, если сами заработаем свое благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру». И такую позицию можно назвать стратегической и выверенной.

Современная практика демонстрирует, что государственный менеджмент, опирающийся исключительно на международное мнение, и не учитывающий интересов населения собственной страны, сегодня становится все менее состоятельным и кратковременным. Да и приводит к катастрофическим последствиям (примером может служить современная Украина).

Очевидно, что власть способна понимать временность своего пребывания. Поэтому она сопротивляется любым новшествам, ибо они могут нести в себе опасность и непредсказуемость. Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева едва ли можно назвать «временщиком». Это менеджер – реформатор, способный стабилизировать ситуацию в стране, консолидировать людей и их идеи в общенациональные интересы Киргизии, достойно отвечать внешним вызовам и агрессорам.

В этих решениях – суть необходимых изменений в развитии Киргизии. К тому же не приходится ожидать скорых мировых сдвигов, благоприятствующих центрально – азиатским республикам. Поэтому в политической стратегии особо важно отдавать отчёт своим действиям, мыслям, думать глобальными категориями, управлять своими желаниями. И этого не достичь без стабилизации ситуации в стране, без приведения её в нормальное русло, с действующими демократическими процедурами, выборами и политическими институтами.

Конечно, изменения международной обстановки для Киргизии в её пользу – даже небольшие – нужно приветствовать и использовать. Но незыблемым должен сохраняться курс на собственный потенциал страны. Киргизия заинтересована в сохранении или налаживании новых экономических отношений со всеми странами и зарубежными компаниями, которые проявляют в этом заинтересованность. Но при любой ситуации единственной альтернативой для Киргизии является опора в первую очередь на собственные внутренние резервы и возможности для количественного и качественного роста экономики. Геополитическая повестка дня может сменяться, а стратегия думается должна быть ясной, понятной. Поэтому особенно важно формировать политику с «позитивным результатом», обращённую к максимальной пользе и выгоде для жителей страны. И эти черты особо характерны политике Алмазбека Атамбаева.

Так факт проведения цивилизованных парламентских выборов, назначенных на 4 октября 2015 года, с всевозможной партийной риторикой и свободным волеизъявлением граждан страны свидетельствует о стабилизации политической ситуации в Киргизии, о желании людей строить конструктивный диалог с властью и участвовать в принятии особо важных государственных решений.

Сама же избирательная кампания по выборам депутатов Жогорку Кенеш отличается важными особенностями, связанными как с существенным изменением политической ситуации в стране, так и с общей геополитической повесткой дня. Предстоящие выборы имеют ряд отличий от парламентских выборов, которые проходили в Киргизии ранее.

Во – первых, выборы в Жогорку Кенеш проходят на фоне обустройства Кыргызстана в многоканальном формате ЕАЭС. Следовательно, в программах большинства, если не всех политических партий, так или иначе, просматривается риторика евразийской интеграции. И необходимо отметить, что это восприятие в целом позитивно и отражает не только интересы политической элиты страны, но и настроения простых граждан. Абсолютное большинство кыргызстанцев поддерживают линию Президента Алмазбека Атамбаева на развитие Кыргызстана в рамках ЕАЭС.

У Правительства Кыргызстана уже имеются реальные проекты по подъему производственных отраслей страны. Есть планы по созданию отраслевых бизнес - ассоциаций. Перед Киргизией открывается и большой рынок – Россия, Казахстан, Белоруссия и даже Армения, несмотря на географическую отдаленность. Всё это создает перспективу, возможность заложить фундамент для совместной модернизации в рамках ЕАЭС.

Очевидно, что политическими партиями используются интеграционная проблематика для построения образа будущего. И в этом нет ничего плохого. Для моделирования образа будущего характерно вариативное использование интеграционных проектов и их публичная интерпретация. В зависимости от преследуемых целей, часто диаметрально противоположных, интеграционный проект участвует в создании как образа «желаемого», так «негативного будущего». Показательно, что образ евразийской интеграции (как собственно и образ евроинтеграции) является частотным и притягательным для стран постсоветского мира. Но в одних случаях они получают практическое воплощение (Киргизия), а в других приводят к поляризации интересов и политическому кризису (Украина).

Хотя видится крайне условным сравнение Киргизии и Украины в контексте интеграционной проблематики. Хотя бы по ряду последствий интеграции для партийно – парламентских структур этих государств.

Высокое значение парламентских выборов для жителей Киргизии обусловлено в большей степени наличием эффективного курса руководства страны и высоким политическим рейтингом её Президента Алмазбека Атамбаева. Украина имеет менее эффективный парламент, который не может контролировать законодательный процесс в государстве и скорее выступает для элит инструментом общественной манипуляции. Да и не пользуется общественным признанием её жителей.

Во – вторых, активный поиск объединяющей повестки дня для киргизского общества - без разделения на регионы, социальные группы. Поэтому неслучайно, что лидером гонки, эксперты называют СДПК - партию власти, которая представляет интересы и Севера и Юга страны. Ставку в предвыборной агитации партия делает на сотрудничество с Россией и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Как справедливо отмечают представители СДПК - «Экономика Киргизии в самостоятельном плавании не поднимется. Без интеграции Кыргызстан просто бы не развивался. С ЕАЭС мы связываем надежды на подъем промышленности, развитие агарного сектора, перспективы для туристической сферы».

В – третьих, практически все партии идут на выборы с близкими политическими платформами. Трудно выделить крайне правых, крайне левых или жёстких центристов. Все предвыборные платформы носят социально-экономическую направленность, практически у всех указывается необходимость развития экономики, установление стабильности в политике. Однако помимо слов необходим и опыт принятия практических решений. Далеко не все оппозиционные партии ясно представляют себе - каким образом достичь лучшего будущего, а сейчас как раз такой момент - не только для Кыргызстана, но и для Казахстана и России, когда в парламентах огромный спрос на профессионализм и профессионалов.

В - четвёртых, сложившаяся система взаимодействия власти и оппозиции во многом связана со стремлением киргизской элиты внедрить в политическую практику идеальную модель, что отражает имеющий место запрос общества на существование такой оппозиции. Разумеется, реальная жизнь расширяет пределы идеально-типической схемы и во взаимоотношениях этих двух субъектов политического процесса сложились специфические особенности, отражающие черты динамики киргизского политического пространства.

Одной из таких характеристик на данном этапе является отсутствие социальной поддержки оппозиционных сил в Киргизии, что обусловлено как слабым уровнем дееспособности самой оппозиции, отсутствием необходимых ресурсов для реализации собственных программ, так и весьма эффективным политическим курсом Президента Киргизии и партии власти.

Так кандидат в депутаты Жогорку Кенеша Эльдар Абакиров провел ряд встреч с жителями Чуйского района и города Токмок. В ходе встреч состоялась содержательная беседа по актуальным вопросам развития страны.

По словам кандидата, СДПК была и остается одной из самых стабильных партий. «В Жогорку Кенеше наша партия отработала с достоинством, без ссор. Мы всецело поддерживали и поддерживаем курс, выбранный Президентом. СДПК остается приверженной программным целям и задачам, поставленным после апрельской революции и воплощенным в Национальной стратегии устойчивого развития. Ее конечная цель - создать возможность, чтобы люди больше зарабатывали. А это в свою очередь больше отчислений в бюджет, больше хороших дорог, больше повышений заработных плат бюджетников», - отметил Эльдар Абакиров.

«За пять лет мы удвоим доходы кыргызстанцев, повысим роль и ответственность местной власти, отремонтируем не менее 1500 километров дорог местного значения, восстановим работу 400 ранее законсервированных водных скважин. Также СДПК выступает за применение новых технологий в сельском хозяйстве. То есть увеличим в 10 раз площадь земель под капельное орошение и доведем их до 100 тыс гектаров», - сказал он. В свою очередь местные жители отметили, что поддерживают принцип преемственности во власти и выразили поддержку партии СДПК.

Резюмируя отметим, что предстоящие парламентские выборы в Киргизии будут способствовать и дальнейшей политической стабилизации в стране. И дело здесь не только в том, что нынешний политический курс является универсальным для Киргизии, но и в стремлении её жителей сохранить тот баланс политических сил в стране, который позволит достичь реальных результатов и выгод.

И если в выборной процедуре одержит победу партия СДПК, то она модернизируют политические инициативы Президента Алмазбека Атамбаева, придаст им «второе дыхание», чей курс и так считается самых эффективным и модернистским среди своих политических современников и даже оппонентов. И политическим руководством страны в очередной раз будут обозначены реальные проекты для обеспечения стабильности, конкурентоспособности и процветания современной Киргизии.

И, конечно, многое в этом будет зависеть от профессионального облика депутатов, государственных деятелей. Какой станет страна через 10, 20, 50 лет? Какие из известных профессиональных черт государственных менеджеров изменятся в ближайшей или отдаленной перспективе? Если мы сможем найти на эти вопросы достаточно обоснованные ответы, то тогда сможем и более определённо предсказать, какой будет в перспективе и страна.

Артур Сулейманов
- эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir