rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Политика

Уроки армянских событий для энергосистемы Кыргызстана

erevan

Эксперт Зульфия Марат о схожих позициях энергетических проблем Армении и Бишкека

Кыргызстан, переживший апрельские события 2010 года, когда прелюдией к ним послужило повышение энерготарифов, с тревогой взирает на Ереван, где ныне происходят многотысячные уличные протесты на ту же тему.

Тем более, накануне августовского повышения энерготарифов и крайне напряженного отопительно-зимнего периода в условиях прогнозируемой недостаточной наполненности чаши Токтогульского водохранилища (в силу "сверхиспользования" её вод через ГЭС в предыдущие годы).

Кстати, опыт Армении в тарифном регулировании активно пропагандировался для обоснования создания в конце прошлого года, так называемого независимого регулятора в лице Государственного департамента по регулированию ТЭК при правительстве КР. Ереванские события ярко высветили некоторые схожесть (необходимость закупки импортного топлива при возможности экспорта электроэнергии), но и отличия энергохозяйств наших двух стран: разнообразие источников преобразования энергии (кроме привычных нам ГЭС и ТЭЦ, в Армении используется энергия атома и ветра), сложный характер форм владения энергоактивами (помимо государства, присутствуют и иностранные собственники из стран, ныне находящихся в противостоянии на мировой арене – России и Америки, причем они контролируют взаимосвязанные части энергетики – выработку и передачу с распределением электроэнергии), сложные энергограницы между собственниками, и отсутствие общерегионального энергокольца между странами Кавказа. Различий, как видите количественно и качественно больше, чем схожести. Но, несмотря на это, именно по армянскому пути нам до сих пор предлагают идти и дальше Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЮСАИД и создать Расчетный центр, который и готовит расчеты по энерготарифам для т.н. независимого регулятора. Содержание двух административных органов ложится дополнительно на плечи потребителей.

Есть еще одно негативное обстоятельство, которое уже вот-вот будет сказываться и осложнять ситуацию в Кыргызстане – огромные - уже более миллиарда долларов - внешние долги (порой взятые впопыхах) раздробленной энергосистемы, несмотря на то, что владелец один - государство.

Проблема в том, что складывается угроза перехода фактического управления нашей энергосистемой под контроль внешних кредиторов (теневые "временные" собственники) и то, что большая часть долгов взята на сроки, что вынудят уже не только нас, но и наших детей и внуков их выплачивать. Что с точки зрения обязательств, преступно. Наши дети и внуки не одобряли и не голосовали за получение этих кредитных долгов и могут вполне законно отказаться от их выплат. Преемственность поколений выражается не в том, что неразборчивые родители обременяют долгами своих будущих потомков. Поэтому, уже сейчас необходимо разобраться с этими долгами нашей энергосистемы. Путь, потенциально конфликтный, и, обычно предлагаемый бюрократами – повышение энерготарифов. Но, он, как и в Армении чреват массовыми социальными протестами, могущих привести вновь к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране, отсутствие консенсуса между политгруппами и власти с народом.

Поэтому нужен иной путь – путь эффективного и оптимального управления государственной собственностью за счет реструктуризации энергосистемы.

Кстати, положительный опыт Армении, который стоит нам стоит перенять, что только одна компания выступает эксклюзивным продавцом электроэнергии для всех потребителей (что исключит наконец коррупцию, осуществляемую через частные компании по перепродаже электроэнергии). Осуществить это в наших условиях довольно просто за счет того, что основные энергоактивы в стране пока юридически принадлежат нашему государству.

Однако, пока мало что свидетельствует о том, что наше государство намерено стать эффективным собственником. Так, депутаты в парламенте довольно успешно долгое время блокировали возможность получения госкомпанией кредита-гранта Всемирного банка. Причина в искусственной поддержке частных компаний по перепродаже электроэнергии, что уже напрямую вредит экономике страны – это показала возникшая парламентская "схватка" за строительство столичной подстанции между двумя госкомпаниями с одной стороны и частником, неоднократно замеченного в теневых сделках. С другой стороны, и исполнительная власть не надлежаще реализует государственную политику ни в тарифном регулировании, и даже до сих пор не реагирует на то, что финальная точка китайского многомиллионного кредита, которая должна вот-вот поставлена в Кемине – подстанция и ее сети, оказались в опасном, недопустимо близком соседстве с цементным заводом.

Поэтому вероятность конфликтов между властью и народом велика и в Кыргызстане, как и в Армении.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir