rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Экономика

Пекин выбирает надежные железные дороги

pekin

В современных условиях развития экономики и торговли, а также в эпоху новейших коммуникаций вопросы развития инфраструктуры и логистики становятся одними из ключевых для успешного ведения бизнеса и предпринимательства.

В то же время, для государств, не имеющих прямого выхода в морю, особенно актуальными являются трансконтинентальные автомобильные и железнодорожные маршруты.

Для стран Центральной Азии, с момента обретения независимости декларирующих многовекторную внешнюю политику и открытость для развития рыночной экономики, общей проблемой является участие в мегапроектах, направленных на прокладку новых маршрутов торговли – из Азии в Европу, на Ближний Восток или из стран ЕС в государства Южной Азии и Среднего Востока.

Не случайно каждое центрально-азиатское государство предлагает свою территорию в качестве коридора для транзита в грузо-пассажирских перевозках в общемировой торговле. Одним из успешных таких проектов можно назвать коридор Западная Европа – Западный Китай, который реализуется с участием крупных инвесторов и проходит в т.ч. через территорию Казахстана.

Динамично развивающийся Китай, экономика которого требует освоения новых рынков и расширения экспорта в различные регионы планеты, сегодня активно инициирует различные инфраструктурные проекты в рамках строительства так называемого нового «Шелкового пути». В то же время, для трансевразийских перевозок Пекин готов рассматривать другие возможные проекты.

В числе других потенциальных вариантов транзита через Центральную Азию проходит проект маршрута «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Однако сегодня весьма пессимистично оцениваются перспективы проекта прокладки железной дороги по этому маршруту. Если взглянуть в историю, то проработка проекта началась еще в 1996 году и данный участок рассматривался как возможная дополнительная ветвь Трансевропейской магистрали, соединяющей Тихий и Атлантический океаны.

Однако, с финансовой точки зрения данный проект все-таки просматривается как весьма затратный. Эксперты тщательно подсчитали, что в условиях гористого рельефа Кыргызстана общие расходы на его реализацию могут составить от 2,5 до 4 миллиардов долларов США.

Помимо этого, с логистической точки зрения возникает целый комплекс других препятствий, из-за которых будут снижаться рентабельность и привлекательность транзита через Кыргызстан и Узбекистан.

Так, пассажирские и грузовые составы в ходе транзита будут вынуждены пересекать большое число государственных границ, что увеличивает время прохождения из-за таможенных и пограничных процедур. Например, следующий из Китая груз с конечным пунктом назначения в Иране должен четыре раза пересекать границы, а для доставки в Турцию – пять раз.

Настораживающим фактором также является социально-политическая обстановка, так как на пути транзитного груза оказываются страны, имеющие нестабильные двусторонние отношения. К ним можно как раз отнести Кыргызстан и Узбекистан. При этом в ряде случаев между странами возникают пограничные конфликты, негативно влияющие на двусторонние связи и в целом имидж обеих сторон.

Еще одним негативным и специфическим фактором можно назвать непрозрачную политику Узбекистана в транспортной сфере. К примеру, с ноября 2011 году узбекская сторона из-за осложнений в двусторонних отношениях с Душанбе фактически заблокировала доставку грузов по наземным коммуникациям в Таджикистан.

Помимо этого, имеются и факторы, связанные с криминогенной ситуацией на пути вероятного маршрута. Так, государственное предприятие «Кыргыз темир жолу» («Кыргызские железные дороги») зачастую не может обеспечить своевременную транспортировку и сохранность транзитных грузов внутри страны.

Следует также учесть, что во время внутренних конфликтов между различными политическими силами в Кыргызстане не только проходят митинги протеста, но и используются такие методы как перекрытия дорог с выдвижением требований об освобождении из заключения конкретных политических фигур или о закрытии какого-либо промышленного предприятия. Как показала практика, участники таких протестных действий проводили свои акции даже более недели и фактически перекрывали движению транспорта, не обращая внимания на пассажиров и характер грузов. Одна из таких акций на юге Кыргызстана нанесла крупный ущерб грузоперевозчикам, работающим с китайскими фирмами, из-за простоев и несвоевременной доставки, а также порчи товаров.

Такой метод давления оппозиции на власти Кыргызстана теоретически может быть применен и на участках трансконтинентальной железнодорожной магистрали, хотя провозимые грузы или пассажиры могут не иметь никакого отношения ни к транзитной стране, ни к внутриполитическим разборкам между кыргызскими политическими группами и вовлеченными в них участникам массовых акций протеста.

При такой оценке положительных и отрицательных факторов, становится очевидным, что с наименьшими рисками наземные железнодорожные перевозки из Китая, других стран АТР в направлении Ирана и Турции выгоднее осуществлять в кратчайшие сроки по железным дорогам Казахстана. В их числе можно рассматривать сданные недавно в эксплуатацию железные дороги «Жезказган – Бейнеу» и «Узень (Казахстан) – Берекет (Туркменистан) – Горган (Иран)». Эти участки предоставляют оптимальные маршруты с максимальными показателями по скорости и времени прохождения грузов. Помимо этого, имеется потенциал для осуществления перевозок через Казахстан из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на Кавказ (Азербайджан, Армения, Грузия) и через Балканы и Восточную Европу до Атлантического океана.

Как показывает статистика, в последние годы, китайские фирмы активизировали железнодорожные и автомобильные перевозки по территории Казахстана для провоза товаров в Россию, на Средний и Ближний Восток, а также в европейские страны. Бизнесменам и предпринимателям стоит призадуматься – цифры и факты говорят сами за себя.

Альберт Николаев



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir