rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Экономика

Пекин выбирает надежные железные дороги

pekin

В современных условиях развития экономики и торговли, а также в эпоху новейших коммуникаций вопросы развития инфраструктуры и логистики становятся одними из ключевых для успешного ведения бизнеса и предпринимательства.

В то же время, для государств, не имеющих прямого выхода в морю, особенно актуальными являются трансконтинентальные автомобильные и железнодорожные маршруты.

Для стран Центральной Азии, с момента обретения независимости декларирующих многовекторную внешнюю политику и открытость для развития рыночной экономики, общей проблемой является участие в мегапроектах, направленных на прокладку новых маршрутов торговли – из Азии в Европу, на Ближний Восток или из стран ЕС в государства Южной Азии и Среднего Востока.

Не случайно каждое центрально-азиатское государство предлагает свою территорию в качестве коридора для транзита в грузо-пассажирских перевозках в общемировой торговле. Одним из успешных таких проектов можно назвать коридор Западная Европа – Западный Китай, который реализуется с участием крупных инвесторов и проходит в т.ч. через территорию Казахстана.

Динамично развивающийся Китай, экономика которого требует освоения новых рынков и расширения экспорта в различные регионы планеты, сегодня активно инициирует различные инфраструктурные проекты в рамках строительства так называемого нового «Шелкового пути». В то же время, для трансевразийских перевозок Пекин готов рассматривать другие возможные проекты.

В числе других потенциальных вариантов транзита через Центральную Азию проходит проект маршрута «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Однако сегодня весьма пессимистично оцениваются перспективы проекта прокладки железной дороги по этому маршруту. Если взглянуть в историю, то проработка проекта началась еще в 1996 году и данный участок рассматривался как возможная дополнительная ветвь Трансевропейской магистрали, соединяющей Тихий и Атлантический океаны.

Однако, с финансовой точки зрения данный проект все-таки просматривается как весьма затратный. Эксперты тщательно подсчитали, что в условиях гористого рельефа Кыргызстана общие расходы на его реализацию могут составить от 2,5 до 4 миллиардов долларов США.

Помимо этого, с логистической точки зрения возникает целый комплекс других препятствий, из-за которых будут снижаться рентабельность и привлекательность транзита через Кыргызстан и Узбекистан.

Так, пассажирские и грузовые составы в ходе транзита будут вынуждены пересекать большое число государственных границ, что увеличивает время прохождения из-за таможенных и пограничных процедур. Например, следующий из Китая груз с конечным пунктом назначения в Иране должен четыре раза пересекать границы, а для доставки в Турцию – пять раз.

Настораживающим фактором также является социально-политическая обстановка, так как на пути транзитного груза оказываются страны, имеющие нестабильные двусторонние отношения. К ним можно как раз отнести Кыргызстан и Узбекистан. При этом в ряде случаев между странами возникают пограничные конфликты, негативно влияющие на двусторонние связи и в целом имидж обеих сторон.

Еще одним негативным и специфическим фактором можно назвать непрозрачную политику Узбекистана в транспортной сфере. К примеру, с ноября 2011 году узбекская сторона из-за осложнений в двусторонних отношениях с Душанбе фактически заблокировала доставку грузов по наземным коммуникациям в Таджикистан.

Помимо этого, имеются и факторы, связанные с криминогенной ситуацией на пути вероятного маршрута. Так, государственное предприятие «Кыргыз темир жолу» («Кыргызские железные дороги») зачастую не может обеспечить своевременную транспортировку и сохранность транзитных грузов внутри страны.

Следует также учесть, что во время внутренних конфликтов между различными политическими силами в Кыргызстане не только проходят митинги протеста, но и используются такие методы как перекрытия дорог с выдвижением требований об освобождении из заключения конкретных политических фигур или о закрытии какого-либо промышленного предприятия. Как показала практика, участники таких протестных действий проводили свои акции даже более недели и фактически перекрывали движению транспорта, не обращая внимания на пассажиров и характер грузов. Одна из таких акций на юге Кыргызстана нанесла крупный ущерб грузоперевозчикам, работающим с китайскими фирмами, из-за простоев и несвоевременной доставки, а также порчи товаров.

Такой метод давления оппозиции на власти Кыргызстана теоретически может быть применен и на участках трансконтинентальной железнодорожной магистрали, хотя провозимые грузы или пассажиры могут не иметь никакого отношения ни к транзитной стране, ни к внутриполитическим разборкам между кыргызскими политическими группами и вовлеченными в них участникам массовых акций протеста.

При такой оценке положительных и отрицательных факторов, становится очевидным, что с наименьшими рисками наземные железнодорожные перевозки из Китая, других стран АТР в направлении Ирана и Турции выгоднее осуществлять в кратчайшие сроки по железным дорогам Казахстана. В их числе можно рассматривать сданные недавно в эксплуатацию железные дороги «Жезказган – Бейнеу» и «Узень (Казахстан) – Берекет (Туркменистан) – Горган (Иран)». Эти участки предоставляют оптимальные маршруты с максимальными показателями по скорости и времени прохождения грузов. Помимо этого, имеется потенциал для осуществления перевозок через Казахстан из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на Кавказ (Азербайджан, Армения, Грузия) и через Балканы и Восточную Европу до Атлантического океана.

Как показывает статистика, в последние годы, китайские фирмы активизировали железнодорожные и автомобильные перевозки по территории Казахстана для провоза товаров в Россию, на Средний и Ближний Восток, а также в европейские страны. Бизнесменам и предпринимателям стоит призадуматься – цифры и факты говорят сами за себя.

Альберт Николаев



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir