rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Экономика

Мнение экспертов: что тормозит развитие энергетики в Кыргызстане и мешает привлечению инвестиций ? Каковы пути решения проблем энергетического сектора республики?

energetik_12Привлечение инвестиций – первоочередная задача для Кыргызстана в условиях отсутствия финансов и слабой экономики. Республика, не имея углеводородных запасов, особую роль отводит энергетике, однако ее нынешнее состояние вызывает серьезное беспокойство. Это связано со многими причинами: проблемы в области защиты прав собственности, недостатки существующей тарифной политики, замедление хода реформ, коррупционные схемы и слабое привлечение внешних инвестиций в энергетику.

 

 

energo_58


 

Все эти проблемы обсуждались в ходе Круглого стола «Вопросы безопасности инвестиций в энергетический сектор Кыргызстана», проведенного Фондом эффективного партнерства. В диалоге участвовали депутаты Жогорку Кенеша, представители Министерства энергетики, руководители государственных энергокомпаний, эксперты-производственники, представители бизнес-сектора и гражданского общества.

Азамат Арапбаев, председатель комитета по ТЭК и недропользованию Жогорку Кенеша:

- Одной из основных причин, тормозящих развитие энергетики в Кыргызстане, является конфликт интересов между государствами Центральной Азии. Различные рамочные соглашения и отсутствие долгосрочных договоренностей с общим пониманием совместного развития энергосектора, противостояние по режиму использования воды – энергетического или ирригационного - стали тормозом в настоящее время, который существенно препятствует как привлечению, так и защите иностранных инвестиций.

Энергетический сектор Кыргызстана также имеет свои внутренние сложности, связанные с тем, что до настоящего времени не разработана концепция его развития, т.е. документа, определяющего стратегические цели энергетики страны. Существующая Национальная энергетическая программа КР на 2008-2010 гг. и стратегия развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года устарели и содержат множество несоответствий. Законодательная база в виде законов «Об энергетике» и «Об электроэнергетике», принятые в конце прошлого века, несовершенны и требуют кардинальной переработки.

Батыркул Баетов, статс-секретарь Министерства энергетики:

- Основные энергетические объекты республики были построены 35-40 лет назад, требуется их обновление и модернизация. Проекты, подготовленные еще в советское время и направленные на обеспечение надежности, безопасности электроснабжения, не потеряли своей актуальности. Это, в первую очередь, относится к магистральной линии электропередачи 500 КВт «Датка-Кемин». Особую значимость для республики имеет проект «Улучшение электроснабжения юга Кыргызстана», предполагающий энергоснабжение Ошской и Баткенской областей в обход территорий Узбекистана и Таджикистана.

Не вызывает сомнения необходимость модернизации Бишкекской ТЭЦ, котельное оборудование которой изношено и требует замены. Привлеченные донорские средства в размере 390 миллионов долларов за последние 10 лет были использованы неэффективно.

В данное время министерство считает главной задачей привлечение инвесторов в энергетический сектор страны с открытыми и понятными взаимовыгодными условиями. В этой части предпринятые Президентом меры дают возможность внедрять в отечественную энергетику принципы добросовестного управления – общественное участие, открытость, прозрачность и подотчетность.

Тынчтык Токтогулов, генеральный директор ОАО «Северэлектро»:

- ОАО «Северэлектро» является крупнейшей распределительной компанией по охвату территории и количеству обслуживаемого населения. По предварительным расчетам, для технической модернизации распредсетей компании требуется вложения не менее 360 миллионов долларов. Понятно, что у государства таких средств нет, поэтому требуется привлечение инвесторов и предоставление безопасности их вложений. В этом направлении проводится определенная работу, в частности, с заинтересованными компаниями КНР, которые на первоначальном этапе, исходя из межгосударственных договоренностей, оказывают безвозмездную техническую помощь в виде новых счетчиков. Надеемся привлечь других доноров для обеспечения всей Чуйской долины счетчиками IQ и высокотехнологическими проводами. Для нас это имеет особую важность в части кардинального снижения коммерческих и технических потерь.

energetik_17


Валерий Диль, руководитель Дирекции по развитию малой и средней энергетики КР:

-Для реализации программы развития малой и средней энергетики потребуется около 300 миллионов инвестиций.

В программе развития малой и средней энергетики до 2012 года, утвержденной указом Президента, общая мощность планируемых 41 малой ГЭС равняется 277,25 МВт. Учитывая приблизительную среднюю стоимость строительства 1 МВт мощности, предположительно, сумма необходимых инвестиций для строительства этих ГЭС, составит около 300 миллионов долларов США.

Из данной программы на сегодняшний день полностью реализован один проект - это Иссык - Атинская малая ГЭС, которая прошла реконструкцию и работает в рабочем режиме с осени 2008 года.

Что касается вопроса привлечения инвесторов. Главный интерес инвесторы проявляют к экономической стороне ведения бизнеса, это тарифы на электроэнергию, гарантии на ее обязательную покупку энергетическими компаниями. Большое значение для инвесторов имеет законодательная база республики, гарантирующая безопасность вложенным средствам, а также законы в области энергетики, обеспечивающие ведение данного вида деятельности.

Одним из вариантов решения проблем энергетической сферы является внедрение ВОТ-контрактов в эксплуатации гидроэлектростанций. В соответствии с данными договорами, предполагается вовлечение инвестиционных средств для улучшения и развития ГЭС, при этом станции отдаются в пользование инвесторам до тех пор, пока вложенные средства не будут возвращены. Для этого необходимо 15-20 лет, после чего сооружение передается в пользование государства.

Преимущество ВОТ-контрактов состоит в том, что станции остаются во владении государства. Таким образом, инвестор не может их купить или приватизировать. При использовании этих контрактов можно решить проблемы малой и средней энергетики без вовлечения бюджетных средств.

Расул Умбеталиев, независимый эксперт по ТЭК:

- В январе текущего года произошел ряд серьезных аварий в энергосистеме страны. Наша энергосистема дала сбой, который привел к выходу из работы Единой энергетической системы Центральной Азии. Были обесточены юг Казахстана и отдельные регионы Узбекистана, вследствие чего была создана межгосударственная комиссия по расследованию причин аварии. Узбекистан уже ранее неоднократно объявлял о своем выходе из энергетического кольца, из-за аварии Казахстан также заявил о подобном намерении. Это может означать для Кыргызстана энергетическую катастрофу в осенне-зимний период 2011-2012 годов. Статистика, согласно которой север страны потребляет 1700-1800 мегаватт электроэнергии, а пропускная способность ЛЭП, ведущей с юга на север, позволяет передать только 1000 мегаватт, то есть, лишь половину, может привести к энергетическому коллапсу в стране.

В Казахстане перестали надеяться на нашу энергосистему и начали сами заниматься своей энергобезопасностью, иначе говоря, сейчас они перебрасывают электроэнергию с севера страны на юг, где у них наблюдается недостача электроэнергии, и «закольцовывают» свою энергосистему с российской. В свою очередь Узбекистан, чтобы быть независимым от нашей воды, построил в каждом районе водохранилище.

Что необходимо сделать для выхода из кризиса:

Во-первых, необходимо уже в апреле-мае текущего года начать строительство стратегического объекта линии электропередач (ЛЭП) «Датка-Кемин», что нам позволит обеспечить электроэнергией север страны. На это потребуется 350 миллионов долларов, инвесторы уже есть.

Во-вторых, нужно восстановить деятельность госкомпании «Кыргызэнерго», которая контролировала генерирующие станции, транспортные и распределительные, и разработать единую стратегическую программу.

Эднан Карабаев, политолог:

- Кыргызстан поставлен в абсолютную зависимость даже не от колебаний цен на сырье, что имеет место для развивающихся стран на мировом рынке, а в зависимость от политических интересов внешних игроков. Более того, разделение с 2001 года энергосистемы на генерирующие, передающие и распределительные компании привело и к разделению возможности инвестиционных вложений. Ведь приватизации подлежат только распределительные сети.

Соответственно, сегодня для привлечения внешних и внутренних вливаний в энергетическую отрасль и экономику в целом, нам необходимо качественно изменить подход к экономическому развитию. Чтобы страна могла использовать получаемые от продажи ресурсов доходы на цели экономического развития.

Стратегические отношения между республикой и инвесторами должны закладываться уже сегодня. Причем главным должен стать принцип – не кто больше даст, а кто принесет больше пользы для долгосрочного развития страны. Поскольку речь не просто об обновлении высоковольтных линий, а об обеспечении национальной безопасности. И ответственность за выполнение требований и обязательств по устранению угроз стабильности должны стать краеугольным камнем инвестиционной политики Кыргызстана.

Подготовлено аналитической службой «Регион.kg»



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir