rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Русский и кыргызский: нужно ли Кыргызстану выбирать один из них?

Почему русский язык должен сохранять официальный статус и какие выгоды получает Кыргызстан, закрепив его статус в Конституции? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн конференции: «Значение русского языка в современном развитии, в экономическом и образовательном сотрудничестве Кыргызстана с Россией и странами СНГ», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Кыргызстанцы проголосовали за президентскую республику и Садыра Жапарова

Референдум по форме правления признан состоявшимся, в соответствии с законодательством, для этого достаточно 30-процентной явки избирателей. Сегодня же в голосовании приняли участие около 33 процентов кыргызстанцев, из которых более 81 процента отдали предпочтение президентской форме правления, за парламентскую проголосовали 10,66 процента.

США не поздравили Садыра Жапарова с избранием на пост президента

Посольство США в КР распространило заявление, в котором говорится, что «Соединенные Штаты Америки признают Садыра Жапарова избранным президентом Кыргызской Республики», однако не смотря на нормы дипломатического этикета, дипмиссия с этим событием его не поздравила.

pobeda75

pobeda75 2

Политика

ЕАЭС – это шанс для формирования эффективного государства

flagbig

Интеграционный процесс может стать способом и инструментом формирования новых ответственных политических групп в Кыргызстане.

К сожалению, «послеапрельские» власти с 2010 года пока так и не сумели выработать самостоятельный курс достойного развития страны, увидеть для этого возможные ресурсы, механизмы.

Национальная стратегия устойчивого «послереволюционного» развития Кыргызстана написана так, как бы написала ее и бакиевская власть.

Поэтому, когда в стране добывается и экспортируется ежегодно 17 тонн золота и 5 тонн серебра, правительство настроено исключительно на поиск внешних инвестиций. Кыргызстан до сих пор открыт для хищнической иностранной эксплуатации, а закон так и не писан для чиновничьей коррумпированной рати. Проблема состоит в том, что только при притоке внешних финансовых вливаний, взятых на любых условиях, госмашина худо-бедно еще работает, но без них она будет стоять на «стоп-кране», что принесет колоссальный ущерб жизни более 5 млн жителей страны. Это касается и Жогорку Кенеша, который так и не смог поставить какие-либо осмысленные задачи по развитию исполнительной власти.

«Послеапрелевцы» лишь после долгого, почти четырехлетнего, «расставания» с американской военной базой Ганси, то есть, только утратив инструмент постоянных тактических торгов с мировыми державами, решились на реальное вхождение КР в ЕАЭС. Размениваясь на такие торги, чуть было не упустили из рук шанс стратегического переформатирования экономического переустройства страны в рамках ЕАЭС.

К тому же, в силу управленческой несостоятельности правительственных чиновников, Токтогульское водохранилище – гарант энергетической безопасности страны – вновь было обмелено, как некогда в злополучные времена Бакиевых. Вновь был отключен на долгие месяцы узбекский газ на юге Кыргызстана. Это стало ощутимо угрожать сохранению чиновниками политической власти в стране, поэтому была необходима внешняя поддержка, что вынудило их стремительно ускорить интеграционные процессы вхождения в ЕАЭС. И это, кстати, не лучшим образом сказывается на проработанности вопросов присоединения Кыргызстана к ЕАЭС.

ЕАЭС стартовал не в самое подходящее для полноценной реализации, заложенных в нем интеграционных идей, время. Но, все же лучше совместно с соседями искать пути разрешения возникающих проблем в формировании экономического пространства ЕАЭС, чем оставаться бессильным созерцателем нарастающего ухудшения общей обстановки в мире и нашем регионе.

Пока многими в Кыргызстане ЕАЭС воспринимается лишь как геополитический проект России. Поэтому, полагаю, все, кто сейчас участвует в разворачивании механизмов ЕАЭС в нашей стране, должны приложить немало усилий для извлечения экономических выгод, ибо только тогда общество сможет убедиться в успешности взятого курса на интеграцию и довериться новому Союзу. Именно те, кто будет представлять Кыргызстан в Евразийской экономической комиссии и в целом работать над вопросами евразийской интеграции, могут стать той самой группой управленцев, несущих глубокие и позитивные изменения для нашей страны. Интеграционный процесс может стать способом и инструментом формирования новых ответственных политических групп в Кыргызстане.

В нашем обществе в последнее время особенно остро обсуждается дееспособность власти, которая, как считается, может сохранить рычаги управления страной лишь благодаря российской поддержке в разнообразной форме. Хотя политэлита постоянно находится в поисках американских, китайских, турецких, арабских покровителей-инвесторов – именно так, столь поверхностно, ею воспринимается реализация принципа сдержек и противовесов.

«Прокыргызскость» власти, отождествляемая с улучшением жизни граждан страны, лишь декларируется, но она не стала фактором, к примеру, в ходе переговоров с Казахстаном в декабре 2014 по импорту электрической энергии. Наша власть могла доказать свою «прокыргызскость», но этого не случилось. Был выбран более дорогостоящий для нашей республики вариант, который стал удобным поводом для поспешного, вне рамок закона, трехсотпроцентного повышения тарифов. А вот казахи, в отличие от нас, сумели показать свою «проказахскость». Кстати, ЕАЭС ускоряет подготовку концепции общего энергетического рынка и намерен запустить его раньше намеченного 2019 года. Поэтому и нам следует включиться в эту работу, в интересах национального топливно-энергетического баланса, для устранения его недостатков.

Именно потому предлагаю патриотично настроенной образованной молодежи уйти от позиции стороннего критика и обратить взор на деловые возможности, что содержатся в ЕАЭС, рассматривать его как инструмент для преодоления унизительно-оскорбительной зависимости нашего Отечества от «международного донорского сообщества».

Пока же следует предлагать проекты для создаваемого Кыргызско-Российского фонда развития и не допускать келейного распределения финансовых и иных средств среди узкой группы лиц, приближенных к высшему политическому руководству (например, под предлогами развития ипотеки и т.п.). Для этого следует публично и гласно выработать как общую концепцию деятельности этого фонда, как и его отчетность. Тогда могут быть созданы устойчивые экономические кластеры, транспортно-логистические линии, которые свяжут, наконец, север и юг страны в неразрывно-единую цепочку разделения труда, создадут межобластные производственные связи, пусть пока не столь масштабные, но закладывающие основу для будущих, более глобальных изменений.

Только так будет достигнута желанная многими стабильность в республике, несмотря на жаркие политические баталии, изначально присущие характеру народу Кыргызстана. А баталии предстоят, и не только выборные, но ведь и они необходимы для изменения кредитно-денежной политики нашего государства.

Зульфия Марат,
общественный деятель



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir