rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Русский и кыргызский: нужно ли Кыргызстану выбирать один из них?

Почему русский язык должен сохранять официальный статус и какие выгоды получает Кыргызстан, закрепив его статус в Конституции? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн конференции: «Значение русского языка в современном развитии, в экономическом и образовательном сотрудничестве Кыргызстана с Россией и странами СНГ», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Кыргызстанцы проголосовали за президентскую республику и Садыра Жапарова

Референдум по форме правления признан состоявшимся, в соответствии с законодательством, для этого достаточно 30-процентной явки избирателей. Сегодня же в голосовании приняли участие около 33 процентов кыргызстанцев, из которых более 81 процента отдали предпочтение президентской форме правления, за парламентскую проголосовали 10,66 процента.

США не поздравили Садыра Жапарова с избранием на пост президента

Посольство США в КР распространило заявление, в котором говорится, что «Соединенные Штаты Америки признают Садыра Жапарова избранным президентом Кыргызской Республики», однако не смотря на нормы дипломатического этикета, дипмиссия с этим событием его не поздравила.

pobeda75

pobeda75 2

Общество

Кыргызстанские НПО: общество в коме.

berdarov

Политолог, исследователь НПО Денис Бердаков анализирует ситуацию с неправительственным сектором Кыргызстана

Каждое государство, а точнее тот социум, который его наполняет, -это живая система, элементы которой работают ради выживания государства. С течением времени, с изменением внешних условий институты как открытые, так и закрытые, как государственные, так и общественные - меняются, умирают, создаются вновь или кардинально видоизменяются. Но важно понимать, что любой институт или практика существуют в обществе лишь до тех пор, пока это кому-нибудь нужно. Т.е. исполняет некую функцию.

А какую функцию выполняют наши НПО?

На западе НПО (НКО) — это юридические институты гражданского общества, то есть руки и пальцы той культурно-религиозной системы, в результате которой и было создано общество собственников. И роль некоммерческих организаций как логичного продолжения гражданского общества вполне понятна — это:

1) Лоббировать, защищать, продвигать интересы собственников. Клуб по интересам и потребностям.

2) Помогать создавать условия для равной жизни тем, кто в силу бедности, ущербности, жизненных обстоятельств нуждается в помощи. Некий гуманный уравнитель, стоящий на страже интересов групп населения, который лоббирует в государстве удобные для каждой определенной группы привилегии и условия жизнедеятельности.

Все логично и понятно. Общество само в лице групп населения, или отдельных граждан, или даже через государство создает те или иные фонды, организации и прочие структуры, которые помогают жить и развиваться этому обществу.

Цель таких систем гражданского контроля и лоббирования — это защита общих или узкоспециализированных прав, свобод, интересов через адвокацию, прямую помощь нуждающимся, построение необходимых механизмов для помощи проблемным группам (дети, беременные женщины, ЛОВЗ). Особая роль гражданского общества — это поддержание механизмов местного самоуправления и контроля за ними. Ведь без активной позиции граждан касательно траты их налогов, по доступу к информации и ряду ключевых моментов власть быстро «окукливается» в своем бюрократическом экстазе. И живем мы в 21 веке без чистой воды во многих населенных пунктах страны, потому что деньги разворованы, а чиновники ездят на джипах стоимостью, превышающую сотни их зарплат.

Как развивался гражданский сектор в Кыргызстане?

Различие в понимании гражданского общества между восточным, а точнее традиционно-коллективным социумом (Индия, Китай, Россия, Центральная Азия) и западным (США, Европа) заключается в качественно ином отношении к личности. На востоке общество, социум выше личности. Что есть один человек в рамках традиционного общества – лишь проводник коллективной воли.

Современные же НПО (НКО) – это инструмент западной цивилизации. С начала 90-ых годов 20 века в Кыргызстане при поддержке системообразующих донорских организаций был инициирован процесс создания локальных НПО.

И вопрос даже не в том, что ряд НПО это агенты влияния различных государств и корпораций. Это факт, и с ним мало кто спорит. Ведь никто не отменял геополитических войн, они идут полным ходом. Но таких НПО, на самом деле, всего с десяток во всем Кыргызстане. А всего у нас зарегистрировано более 10 000 НПО из них активно пару сотен.

НПО (НКО) сектор Кыргызстана это легендарный сектор, он в разы мощнее по интеллектуальному, методологическому потенциалу, чем подобные сектора в Казахстане, Таджикистане, Туркменистане. Это объясняется тем, что в НПО платили несравнимо большие деньги, чем на гос. службе и даже в бизнес-среде. И талантливые специалисты уходили в НПО делать действительно полезные и нужные дела. Например, проводить воду в отдалённые села, или лечить детей. Сейчас, кстати, ситуация меняется, бизнес готов платить зарплаты выше, чем в НПО секторе и идет слабый, но отток умных и талантливых в бизнес среду.

Как вы считаете, нормально ли это, что проблемы с чистой водой или образованием решают некоммерческие организации, которым платят из бюджетов других стран? Это же абсурд, мы, как ленивые дармоеды, лежим на боку и ждем грантов, наше общество больное настолько, что не хочет заботиться о своих же гражданах. Это коллапс.

Нонсенс. На деньги американцев швед волонтер приезжает сюда в голландскую НПОшку защищать права жителей Нарына, которые смеются над ним. Или, того хуже: приезжает какой-нибудь умник учить местных демократии, в результате чего просит провести реформы, после которых наша экономика просто не может существовать и начинает зависеть от долларовой эмиссии.

Готовы ли мы честно ответить на вопрос: что будет завтра, если западные фонды перестанут финансировать великое множество всех наших НПОшек?

Гранты уйдут, специалисты останутся без работы. Реальная помощь по многих проектам тоже уйдет. И что тогда? Исчезнут значительные поступления от налогов с НПО. Как показала практика, те НПО, которые испытывают трудности с финансированием по своему основному профилю, в ряде случаев уходят в политику (часть в бизнес).

Я полагаю, что НПО сектор должен быть хотя бы процентов на 80% финансироваться нашим государством, местными общинами, бизнесменами. Тогда он и будет защищать интересы народа, будет иметь поддержку среди оного. А то получается, странная ситуация, когда сажают кого-нибудь из правозащитников, которые реально мотаются по тюрьмам, спасают человеческие жизни, сами рискуют быть избитыми или покалеченными и …. за них никто не вступается.

Отдельно тут стоит упомянуть, политически заточенные молодежные НПО, которые всегда выращивались на заказ. И по сути, являлись мозговым штабом, генератором идей, проектов и платформ для оппозиционных политических партий. Не хочу развивать эту тему. Но это так. И все, кто варится в этой сфере, прекрасно об этом знают.

Такое положение явно говорит, что нет у нас гражданского общества. Толпа купленная за деньги — есть. Толпа в защиту своего родственника - есть! Даже есть узкая группа поддерживающих друг друга правозащитников и журналистов. А вот гражданского общества, в котором НПО играют важнейшую роль, - нет.

На моей памяти — не помню!

И приходится тогда переосмысливать тот факт, что у нас целых 10 000 НПО. К сожалению, 10 000 тех, кто хочет получать гранты, рабочие места. Печально, но факт. Факт и то, что любая инициатива нуждается в деньгах, времени, ресурсах. Но вопрос в том, что уже в ближайшие годы мы можем оказаться в ситуации, когда будет сокращаться внешнее финансирование. Сможем ли мы наладить такую систему, когда государство будет поддерживать гражданские инициативы, не покупая их лояльности и не прогибая под себя. Такая система существует в Германии. Там государство отдает значительное количество услуг на аутсорсинг НПО сектору (разработка концепций, проведение обучающих мероприятий, проведение исследований, оказание соц. услуг).

Этим постом я не хочу обвинить все НПО и международные организации в том, что они бесполезны и т.д., это не так. И Я ТОМУ СВИДЕТЕЛЬ. Я лишь хочу показать, как изможден наш социум и предупредить, что настало время задуматься о том, как же реально развивать гражданское общество (которое шире понятия НПО) в Кыргызстане с опорой на средства локальных обществ, государства, бизнеса!

До тех пор пока у нас не получится построить светскую, социально- приемлемую модель гражданского сектора в виде НПО, или в виде других общественных институтов, то координация общественных практик так и будет усиливаться через традиционные институты: род, клан, религиозная община, криминальная группировка. Это, в принципе, логично. История и ценности определяют формат институтов нашего общества…

Давайте будем честны сами с собой, на фоне общей социальной архаизации общества, НПО по западным лекалам, с западной повесткой дня и на деньги западных доноров – это вещь приятная, где-то критически важная, но самим обществом не востребованная, а точнее не выстраданная.

Поэтому и отторгаются зачастую НПО самим же обществом. Точнее большинством общества, а мы образованное городское меньшинство желающее жить по стандартам гражданского общества, в демократической правовой стране и т.д. становимся маргинальным меньшинством.

НПО – это сложный социальный инструмент, наше же общество стремительно деградирует в образовании, технологиях, подготовке мед. работников, социальных практиках. Поддерживать инфраструктуру НПО при нынешнем развитии страны мы сами не можем. Возникает вопрос: а надо? Кому надо и что для этого нужно делать?



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir