rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Русский и кыргызский: нужно ли Кыргызстану выбирать один из них?

Почему русский язык должен сохранять официальный статус и какие выгоды получает Кыргызстан, закрепив его статус в Конституции? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн конференции: «Значение русского языка в современном развитии, в экономическом и образовательном сотрудничестве Кыргызстана с Россией и странами СНГ», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Кыргызстанцы проголосовали за президентскую республику и Садыра Жапарова

Референдум по форме правления признан состоявшимся, в соответствии с законодательством, для этого достаточно 30-процентной явки избирателей. Сегодня же в голосовании приняли участие около 33 процентов кыргызстанцев, из которых более 81 процента отдали предпочтение президентской форме правления, за парламентскую проголосовали 10,66 процента.

США не поздравили Садыра Жапарова с избранием на пост президента

Посольство США в КР распространило заявление, в котором говорится, что «Соединенные Штаты Америки признают Садыра Жапарова избранным президентом Кыргызской Республики», однако не смотря на нормы дипломатического этикета, дипмиссия с этим событием его не поздравила.

pobeda75

pobeda75 2

Безопасность

НАТО стала более категорична в своих оценках по сотрудничеству с Россией

nato

Зав.отделом по изучению Центральной Азии и Каспийского региона Службы геополитики и региональных исследований Библиотеки первого президента Казахстана Данияр Косназаров в рамках аналитического проекта сайта «СтанРадар.com» ответил на вопросы Главного редактора «Регион.kg» Игоря Шестакова.

Игорь Шестаков: Означает ли предстоящий уход сил коалиции из Афганистана то, что Вашингтон снимает с себя ответственность за обеспечение безопасности Центральной Азии? Если нет, то в каком виде эти вопросы будут решаться Госдепом или НАТО? Пока же складывается впечатление, что у Вашингтона элементарно не хватает средств на реализацию крупных военных проектов в регионе.

- Уже начиная с периода президентства Дж.Буша, Вашингтон пытался систематично переключиться на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Разработанные США программные документы и доклады все больше стали уделять внимание возросшему влиянию Китая, росту напряженности в морской плоскости в АТР.

Ударивший в 2008 году финансовый кризис, заметно сказавшись на самовосприятии США, подталкивал еще больше уделять внимание Азии. В первую очередь это происходило из-за высокого уровня товарооборота между странами АТР и США, снижения оборонного бюджета США и наличия озабоченных милитаризацией Китая стратегических партнеров и союзников Вашингтона, в первую очередь Японии, Австралии, Южной Кореи.

Военная миссия в Афганистане уже теряла свою популярность среди общественности Америки, затраты на войны в Ираке и Афганистане серьезно били по экономике. И осознание того факта, что изменяющуюся ситуацию в АТР нельзя игнорировать, а наоборот - надо быть в гуще событий, подтолкнуло США перенаправить свое внимание из Центральной и Южной Азии в выше упомянутый регион. Вот только возможности США уже не были такими широкими, что впоследствии вынудило Вашингтон больше инвестировать в союзнические отношения, отказываясь от одностороннего подхода, как это было при вторжении в Ирак и Афганистан. Начали звучать заявления о том, что Центральная Азия, по сравнению с другими регионами, не такое уж приоритетное направление для Америки. Но вместе с тем, столько вложив сил и денег в Афганистан, американцы не смогли просто взять и отвернутся от региона.

Вот так и была снова взята на вооружение концепция «Нового Шелкового пути», которая разрабатывалась еще в середине-конце девяностых годов. Данная концепция подразумевает смещение акцента с военной составляющей миссии в Афганистане в экономическую плоскость. Таким образом, Вашингтон и Пентагон признали неэффективность ведения борьбы с терроризмом в Афганистане исключительно военными методами.

Толчком для переосмысления подходов США частично стали проблемы, возникшие при перевозке грузов через «Северную сеть поставок», по которой транспортировались гуманитарные и военные грузы в Афганистан и наоборот.

Трудности, с которыми столкнулись американцы в перевозке грузов, вынудили заговорить о транспортно-логистической интеграции Центральной и Южной Азии, снижению торговых барьеров, совершенствованию таможенных и пограничных процедур.

Центральное командование США активно вовлеклось в процесс лоббирования принятия «Нового Шелкового пути». В процессе поставок были задействованы страны Центральной Азии и России, что позволяло создать новую платформу для сотрудничества США с регионом.

Северная распределительная сеть также стала большой экономической нишей, на которой можно было заработать (такие частные транспортные компании, как Маэрск, АПЛ и Хапаг-Ллойд извлекли и извлекают большие прибыли из сети) и американским и локальным перевозчикам.

Но реалии Центральной и Южной Азии таковы, что имеющиеся проблемы внутри каждого региона, в частности на политическом уровне не вызывают оптимизма у американских экспертов, в том числе и у представителей Центра стратегических и международных исследований (CSIS), которые принимали непосредственное участие в разработке «Нового Шелкового пути». Свежие исследования других ученых показывают, что Северная сеть поставок не привела к либерализации торговых режимов в регионе, наоборот вынуждая страны Центральной Азии извлекать выгоду для себя, повышая тарифы и т.д.

Игорь Шестаков: В каком формате может продвигаться сотрудничество между НАТО и ОДКБ в решении вопросов региональной безопасности?

- Страны-члены ОДКБ так или иначе задействованы в афганском направлении, сотрудничая с НАТО. Но о полноценной кооперации двух военных структур говорить еще рано.

НАТО стала еще более категорична в своих оценках в отношении сотрудничества с Россией в свете украинского кризиса и теперь мы наблюдаем за обретением НАТО нового стимула к консолидации внутри себя, придавая легитимность организации.

Для США украинский кризис позволяет заново консолидировать европейские страны вокруг себя, что крайне важно для Вашингтона в свете их суженных финансовых и политических возможностей. Кстати, аналогичная логика прослеживается и в АТР. Вашингтон пытается возобновить и придать новый импульс союзническим отношениям в Азии и Европе на основе создания антикитайского и антироссийского блока, соответственно. Это должно говорить нам о том, что США пытаются за счет своих партнеров сдерживать Россию и Китай, поставляя своим союзникам вооружения.

Если мыслить чисто с экономической точки зрения, такого рода блоки в Европе и Азии позволяют военным компаниям США продавать свои вооружения. Это очень отчетливо заметно на деятельности таких компаний, как «Lockheed Martin», «Northrop Grumman», «Boeing», «Raytheon».

С урезанием бюджета на оборонку, власти США вносят определенные послабления для таких компаний в отношении торговли оружием за рубежом. Эти компании предоставляют не только большие налоговые отчисления, но и сохраняют рабочие места для американцев. Таким образом, милитаризация позволяет экономике США работать и зарабатывать.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir